Тренинг "телесно - ориентированная арт - терапия". Что такое телесно-ориентированная терапия? Телесно ориентированная терапия упражнения для детей


Елена Иванова
Занятие с использованием элементов телесно-ориентированной терапии для старших дошкольников и младших школьников

Занятие для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста с использованием элементов телесно-ориентированной терапии .

Упражнения, представленные в данном занятии необходимо выполнять в медленном темпе. Нельзя делать движения в спешке. Психолог сам демонстрирует напряжение и расслабление мышц. Необходимо помнить, что при чрезмерно длительном напряжении могут возникать болевые ощущения, что является нормальным явлением. Об этом необходимо спокойно сказать ребенку. Возможна ситуация, когда ребенок не захочет выполнять необходимые действия, поскольку они у него не получаются. Настаивать не стоит. Лучше поискать приемлемый для него способ выполнения упражнения.

Цель : развитие эмоциональной сферы

Количество человек : 6-8

Задачи :

1. Снятие нервно-мышечного напряжения, распускание мышечных зажимов.

2. Обучение приемам, приводящим к релаксации.

3. Профилактика хронического утомления.

4. Освобождение от негативных эмоций, создание условий для прилива сил.

5. Оздоровление организма.

Оборудование : мячи по количеству участников.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Приветствие.

Предложить детям поприветствовать друг друга с помощью телесных прикосновений . (Пожать руку, дотронуться до плеча, погладить по голове)

2. Основная часть.

Упражнение «Глазки бегают по кругу»

Широко раскрыть глаза и максимально перевести взгляд влево – вправо, вверх – вниз, по диагонали. Затем сильно зажмурить глаза. После чего раскрыть их как можно шире и снова вращать глазами.

Глазки бегают по кругу : влево, вправо, вверх и вниз,

А затем еще по кругу пробежались друг за другом.

Не догнали – спрятались (зажмурить глаза) .

Посидели, посидели, распахнулись, осмелели,

Стали круглыми, большими (максимально раскрыть глаза,

Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом.

Примечание : во время занятия дети , которые носят очки, должны их снять.

Упражнение «Недовольный»

Наморщить лоб, поднять брови вверх, затем опустить вниз. Сдвинуть брови, максимально напрягая их. Затем расслабить мышцы.

Я сегодня недоволен,

Я сегодня недоспал.

Сильно я нахмурил брови.

Подержал так (удерживать 4-5 секунд) и устал.

Не могу я долго злиться,

Я играть давно хочу.

Лучше я расслаблю лобик

И к ребятам подойду.

Упражнение «Успокоить злючку - колючку»

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать, что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть.

Челюсть сильно я сжимаю

И рычаньем всех пугаю (прорычать) .

Чтобы злоба улетела,

И расслабилось все тело,

Надо глубоко вздохнуть,

Потянуться, улыбнуться,

Может даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть) .

Упражнение «Любопытная Варвара»

Исходное положение : стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо.

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

(Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Повторить два раза. Вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.)

А Варвара смотрит вверх

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

(Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем

вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.)

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

(Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.)

Упражнение «Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать напряжение. Затем «бросить» лимон и расслабить руку. Выполнить упражнение левой рукой.

В руку я возьму лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я слегка его сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Я всю руку напрягаю -

Сок до капли выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Выброшу теперь лимон.

Упражнение «Пружинки»

Представить, что ноги стоят на пружинках, которые отталкивают носки ног от пола так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. Сильно «нажать на пружинки» . Напрячь ноги. Удерживать позу как можно дольше. Затем расслабить ноги.

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай…

Постарался ? Отдыхай!

Упражнение «Мячик»

Лечь на пол. Положить мяч на живот и катать его по часовой стрелке, слегка нажимая, чтобы почувствовать его прикосновение.

Мяч по животу катаю

И животик расслабляю.

Упражнение «Ты – лев!»

«Закрой глаза, представь льва – царя зверей. Сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и спокоен. У него твои глаза, твои руки, твое тело, твое имя. Лев – это ты!»

3. Заключительная часть.

Рефлексия.

Психолог предлагает оценить занятие . Если занятие понравилось пусть дети поаплодируют, если нет – потопают ногами. Уточнить, что понравилось больше всего, что не понравилось и почему.

Прощание.

Дети, становятся в круг так, чтобы можно было дотянуться руками друг до друга. Психолог : «Закройте глаза, протяните руки в стороны и коснитесь ими рук, кто стоит с вами рядом, попрощайтесь с ними руками. До свидания!»

Используемая литература :

1. И. В. Ганичева “Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми” – Москва, 2004.

2. Земцова Е. А. “ Способы преодоления психоэмоционального напряжения педагогов” – Минск : Красико – Принт, 2012.

В последнее время мы не умеем ни работать в паре, ни жить с партнёром. А ведь человек - это лишь...

В последнее время мы не умеем ни работать в паре, ни жить с партнёром. А ведь человек - это лишь «половинка». Он тяготеет к «целому».

Помните такие теории, идущие от Платона? Я бы не спешила их отменять. Теория - верная. Это мы - сбились с пути.

Но всё равно, что-то не верится в то, что человек - это половинка. Всем так хорошо живётся в одиночку и так неуютно - вдвоём...

«Вместе тесно, а врозь скучно»

А это всего лишь очередное базовое личностное нарушение. Неумение отпускать себя в процесс, в данном случае - в процесс общения.

В процессе общения, в процессе контакта, Я растворяется в МЫ.

Мы - образование нестойкое, оно существует только какое-то время, пока длится истинный контакт.

Но мы не можем отпустить себя в процесс, мы боимся утратить своё Я, чтобы поиметь взамен что-то качественно другое, большее и более интересное.

И поэтому мы не знаем истинного партнёрства ... Страдая от этого, мы ищем - кто бы нас научил. А вот...

А вот телесно-ориентированная психотерапия придумала одно великолепное упражнение.

Оно (упражнение) с помощью психотерапевтической метафоры учит нас тому: что такое вообще ОТНОШЕНИЯ.

Как только мы научимся этому упражнению - мы научимся и ладить с партнёрами. В этом и состоит пафос психологии. Всё «вот так просто» (но и сложно одновременно).

Выполнять это упражнение из копилки телесно-ориентированной психотерапии необходимо, особенно если с выстраиванием партнёрских отношений - проблемы и проблемы очевидные. А они очевидные - у большинства.

«ТАНЦУЮЩАЯ ТОЧКА»: Упражнение для коррекции хронически проблемных партнёрских отношений


1. Возьмите себе любого партнёра. (Совсем неважно, кто это). Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Закройте глаза. Можно выполнять упражнение под музыку.

2. Соедините ваши руки таким образом: один палец одного партнёра в одной крохотной точке соприкасается с пальцем второго партнёра.

3. А теперь начните ощущать ТОЧКУ ВАШЕГО КОНТАКТА!

Цель упражнения телесно-ориентированной психотерапии: почувствовать эту точку.

Для этого надо на время забыть себя и стать этой точкой самому. Нужно понять, что точка одновременно принадлежит обоим. И без двоих её нет.

Эта точка - телесная метафора Семьи, Брака, Любви, Флирта - в общем - ОТНОШЕНИЙ.

А теперь вы должны понять, что эта точка живёт по своим собственным законам, что у неё появляются СВОИ ПЛАНЫ, отличные от ваших.

Эта точка поведёт вас двоих в танец, потому что ей захочется самой - танцевать, двигаться.

С закрытыми глазами вы оба представляете себе эту точку как пульсирующий сгусток энергии, как световое пятно в глухой тьме, как лазерную указку, пляшущую свой независимый танец...

Самостоятельное движение точки в этом упражнении обязательно потянет за собой и движение ваших тел. Вот так начнётся Ваш танец - побочный эффект от танца точки.

А теперь запомните следующие вещи:

1. Сколько продлится ваш контакт - никто не берётся предсказать, это и не нужно. У упражнения нет чётких временных рамок. Вы должны ПОЧУВСТВОВАТЬ момент завершения.

2. Это техническое правило данного упражнения является одновременно и высоким «Правилом» из психологии отношений - «Любая истинная близость живёт ровно столько, сколько ей суждено. Не больше. И не меньше».

Понять это - значит разом перестать быть несчастным из-за постоянных «несчастных романов».

Вот так телесно-ориентированная психотерапия с помощью метафор тела учит наш ум, «как ему жить в этой жизни».

Психологи говорят: у этой волшебной танцующей точки - своя жизнь, (внимание!) как и у любого настоящего контакта между двумя людьми!

Есть три нехитрых правила выполнения упражнения телесно-ориентированной психотерапии «Танцующая точка»

«Чего нельзя?» или критерии правильности:

1. Нельзя открывать глаза во время упражнения.

2. Нельзя увеличивать площадь контакта.

3. Нельзя разговаривать во время выполнения упражнения.

Вы не заставляете двигаться эту точку - Вы всего лишь идёте за ней... и всё.

Телесно-ориентированная психотерапия и танцы

Такое упражнение телесно-ориентированной психотерапии может предшествовать любым танцевальным урокам.

Есть люди, которые не могут научиться танцевать классический парный танец - вальс, танго и пр.

Одни настолько не владеют своим телом, что боятся наступить на ноги партнёру.

А другие наступают партнёру на ноги потому что... не умеют чувствовать контакт. Своим телом они худо-бедно владеют, но вот ощутить слияние и единство - это для них непосильная задача, как петь в хоре или под аккомпанемент музыкального инструмента.

Кто в лес, кто по дрова...

Таким людям, прежде чем учиться танцевать (особенно парные танцы) необходимо попрактиковаться в ряде упражнений телесно-ориентированной психотерапии.

Говорят, танго - это драма, в которой в сжатой форме пересказывается жизнь человека, со всеми её страстями.

Можно сказать, что любой танец - это психологическая (телесно-ориентированная) драма, метафора нашей жизни во всех частных её аспектах.

Поэтому умение танцевать всегда свидетельствует о том, что мы умеем и жить . Ведь танец - это метафорическая школа жизни.

Иначе бы танец не сопровождал человечество в его главных ритуалах с незапамятных времён, иначе бы не было религиозного танца, танца ритуального.

Но прежде чем учиться танцевать (а этот навык как и многие другие - утерян, поэтому нам и потребовалась психотерапия в ХХ веке), нам нужно «прогнать» себя через упражнения и техники телесно-ориентированной психотерапии.

Тогда мы поймём душу танца - его истинную пользу и смысл, передаваемый им немой месседж.

И учиться хорошо танцевать закомплексованным танцорам тогда будет легче.

И танец принесёт пользу.

Ведь просто вспотеть от танца или разбудить топотом своих ног соседей, живущих этажом ниже - разве в этом его смысл? опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Выбор редакции
Курица в кефире маринуется минимум два часа, а затем запекается в духовке около 1 часа. Скажете долго? Но вы-то в это время занимаетесь...

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок получил полноценное образование и был специалистом во многих областях, особенно, если это...

С октября 2014 года были внесены поправки в закон о налогообложении имущества граждан нашего государства, иностранных граждан или лиц...

Вы продали гараж, находящийся в вашей собственности. Нужно ли платить налог с дохода, полученного при продаже гаража? Предусмотрены ли...
1 Слова по теме: Квартира и комнаты (звук и транскрипция) Other words: apartment – амер. квартира; apartment house – многоквартирный...
Тропические зоны ограничены со стороны экватора летним положением тропического фронта, со стороны умеренных широт зимним положением...
Социалист Франсуа Олланд и действующий президент Николя Саркози выходят во второй тур президентских выборов во Франции, свидетельствуют...
Петр I, за свои заслуги перед Россией получивший прозвище Петр Великий, – фигура для российской истории не просто знаковая, а ключевая....
Почему не любят евреев? История насчитывает немало прецедентов, в которых ненависть к представителям еврейского народа начиналась...