Некрасов внимая ужасам войны выразительное чтение. «Внимая ужасам войны…» Н


АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н.А.НЕКРАСОВА

«ВНИМАЯ УЖАСАМ ВОЙНЫ…»

Н. А. Некрасов внес огромный вклад в развитие русской литературы не только как поэт, автор прекрасных стихов и поэм, но и как редактор журнала «Современник» (1847-1866). Во втором номере этого журнала за 1856 г. был напечатан рассказ Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года». Это - один из «Севастопольских рассказов» (всего их три) начинающего тогда писателя, и написал их Толстой не случайно.

В то время шла Крымская война (1853-1856), и он, будучи офицером, принимал в ней непосредственно участие. В основу «Севастопольских рассказов» положены подлинные факты и события, которые Толстой наблюдал, находясь на одном из самых опасных мест Севастопольской обороны - на четвертом бастионе.

В рассказе «Севастополь в августе 1855 года» особ внимание читателя привлекают образы двух братьев Козельцовых: старшего - Михаила, офицера, энергично, талантливого, общительного, любимого солдатами, младшего - Володи, прапорщика, только что окончившего военное училище при Императорском дворце по собственному желанию приехавшего в Севастополь. Стыдно жить в Петербурге, когда тут умирают за Отечество», - убежден он. «...Молодой мальчик, лет семнадцати, с веселыми черными глазками и румянцем во всю щеку», - пишет о нем Толстой. Скромность, боязнь показаться смешным, добрейшее отношение к окружающим, в том числе и к подчиненным, «серебристый звучный голос», радужные мечты, отвага... Нельзя не полюбить этого «приятно хорошенького мальчика».

I ...Во время одного из штурмов Севастополя вражескими войсками старший Козельцов был смертельно ранен, а младший - убит. Убит в первом и последнем для него бою... «Что-то в шинели ничком лежало на том месте, где стоял Володя». Жизнь кончилась, еще не начавшись как следует.

А теперь представим себе состояние матери, получившей извещение о гибели сразу двух своих сыновей...

В отзыве о рассказе «Севастополь в августе 1855 года» Некрасов писал: «И сколько слез будет пролито и уже льется теперь над бедным Володею! Бедные, бедные старушки, затерянные в неведомых уголках обширной Руси, несчастные матери героев, погибших в славной обороне!..»

Под впечатлением событий Крымской войны и рассказа Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года» " А. Некрасов в 1856 г. написал одно из бессмертных своих стихотворений - «Внимая ужасам войны...».

2. Прочитайте стихотворение или прослушайте его в чьем-либо хорошем исполнении (строфы пронумерованы в учебных Целях; в авторском тексте стихотворения римских цифр нет).

(I) Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя...

(II) Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет!

  1. Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

  1. Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей...

1. Заглавия стихотворения нет; его отсутствие обозначено знаком ***. Ученые в таком случае говорят: нулевое заглавие.

Если заглавия нет, стихотворение называется по первой строке, причем по всей первой строке, а не по части ее. Произносить эту строку нужно с понижением голоса, с интонацией законченности, в отличие от интонации незавершенности при выразительном чтении первой строфы.

Когда у стихотворения нет заглавия, то читателю приходится проделывать особенно интенсивную умственную работу: автор как бы предлагает ему самому восполнить отсутствующее заглавие. А сделать это непросто: в стихотворении несколько смыслов, они открываются читателю не сразу, а постепенно. Для этого надо перечитывать каждую строфу и каждую строку неоднократно, ставить перед собой вопросы и искать на них ответы, использовать энциклопедические и лингвистические словари. Это очень полезное и увлекательное занятие!

2. Проследим микросвязи, т. е. связи между словами, оборотами. Читаем сначала всю строку или все предложение, потом выбираем и комментируем из них отдельные слова и обороты, используя словари или заранее приготовленные выписки из них.

Внимая ужасам войны...

Внимая - деепричастие от глагола внимать - слушать с особым вниманием. Некрасов, как поэт-гражданин, как редактор журнала, игравшего огромную роль в формировании общественного мнения, все сообщения с фронтов войны, естественно, воспринимал с особым вниманием.

Ужасам войны - любая война противоестественна, противочеловечна и вызывает у людей чувство страха, сильного испуга.

Но Крымская война для России была особенно тяжелой. Вспомним одну из героических и трагических страниц ее - оборону Севастополя. 349 дней русские войска мужественно защищали этот город от значительно превосходящих вооруженных сил не одного государства, а четырех: Франции, Великобритании, Турции, Сардинии. Когда были исчерпаны все возможности обороны, южная часть города была оставлена.

В сообщениях с фронтов описывались именно ужасы войны - страшные, трагические явления, положения, случаи.

При каждой новой жертве боя...

Каждый - всякий, любой; один из ряда подобных, взятый подряд, без выбора, без пропусков; новая жертва боя - только что или недавно погибший в бою; до него жертвы боя уже были.

Мне - форма дательного падежа от личного местоимения я, употребляется для обозначения самого говорящего. Но кто здесь говорящий? Поэт или лирический герой (т. е. герой, от имени которого дается высказывание)? Наверное, и тот и другой: говорящий - лирический герой, но он выражает мысль автора.

Жаль - о чувстве жалости, сострадания; слово категории состояния, в данном случае в роли сказуемого безличного предложения. Дополнение мне и сказуемое жаль для усиления их смысла повторяются в двух рядом расположенных частях сложного предложения, следовательно, они анафорические. Частица не при однородных членах (не друга, не жены, не самого героя) указывает на противопоставление им кого-то другого. Многоточие в конце четвертой строки можно «расшифровать» как вопрос: почему не жаль? Ответ частично содержится в следующих двух строках стихотворения.

Увы! - междометие; выражает горькое сожаление или сетование по поводу чего-либо; здесь - «как это ни печально, ни прискорбно», утешится жена - перестанет огорчаться, горевать, плакать (возможно, выйдет замуж за другого); и друга лучший друг забудет.

А самого героя почему не жаль? Он - «жертва боя», погибший и ничьего сострадания, сожаления воспринять уже не может.

Но где-то есть душа одна... Многозначное слово душа здесь употреблено одновременно в двух значениях: человек и его внутренний мир; ...до гроба помнить - несколько измененный по форме фразеологизм - по гроб жизни - навсегда. Предложение восклицательное: глубокая уверенность говорящего в том, что он говорит, эмоционально окрашена.

III строфа - сложное бессоюзное предложение. В первой части его ключевые слова - святые, т. е. глубоко чтимые, исключительные по своему благородству, искренние слезы; во второй части предложения объясняется, о чьих слезах идет речь: То слезы бедных матерей. Прилагательное бедных здесь в значении несчастных (на фронте погибали дети не только бедняков, но и дворян); бедный и несчастный - синонимы. Святость, искренность материнских слез особенно глубоко осознаются при сопоставлении их с «прозой жизни», с обыденностью повседневных «лицемерных дел» (искренний и лицемерный - антонимы). Известно: искренние слезы напоказ не выставляются; их не каждый и не всегда увидит; их надо подсмотреть, т. е., наблюдая, заметить, подметить. Материнские «святые, искренние слезы» - одни в мире, ничьих еще таких же благородных слез нет.

Основа последней строфы - сравнение двух ситуаций.

1) Матерям никогда «не забыть своих детей, погибших на кровавой ниве»; нива - в прямом значении засеянное поле, хлеба; в переносном (с определением) и в высоком стиле - поприще; на кровавой ниве - на полях сражений.

2) Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Плакучая ива (разновидностей этого дерева много) - ива с длинными свисающими ветвями.

Поникнувшие (ветви) - причастие от глагола поникнуть - 1) склониться, пригнуться (о растениях); 2) впасть в подавленное настроение, склонить голову. В данном контексте эти значения глагола неразделимы: мать в глубокой печали низко склоняет голову, как ива низко опускает свои длинные ветви.

Вывод из наблюдений: тема стихотворения «Внимая ужасам войны...» - неизбывность горя, святость, искренность слез матерей, у которых война отняла самое дорогое - детей. Для чего поэт написал стихотворение? Для того, чтобы выразить свое (и наше!) сочувствие, сострадание матерям погибших героев и протест против любой войны. Это - основная мысль, идея стихотворения.

В творчестве Некрасова оно - одно из программных. Все самое доброе, самое светлое в детстве и юности будущего поэта было связано с образом его матери Елены Андреевны, ласковой и чуткой, умной и образованной. Она горячо любила детей, ради их счастья, их будущего терпеливо сносила и в меру своих слабых сил смягчала царивший в доме произвол. В стихотворении «Рыцарь на час» к ней обращены проникновенные строки поэта:

Повидайся со мною, родимая!

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая.

Всю ты жизнь прожила для других.

С детства страдания любимой матери были в сердце Некрасова «никогда не заживавшей раной», и эта рана «была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». (Ф. Достоевский)

Неудивительно, что один из главных образов творчества Некрасова - образ многострадальной матери. Вспомним: «В полном разгаре страда деревенская», «Орина - мать солдата», «Мороз, Красный нос»... В хронологическом порядке этим шедеврам поэта мести и печали предшествует «Внимая ужасам войны...». Оно, как уже говорилось, написано под впечатлением событий Крымской войны и «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого. В настоящее время его вызывают в нашей памяти печальные вести из «горячих точек», таких, как, например, Чечня...


Стихотворение «Внимая ужасам войны» было написано в 1855 г. и опубликовано в журнале «Современник» № 2 за 1856 г. Мысли, нашедшие выражение в стихотворении, были навеяны автору Крымской войной 1853-1856 гг. На Некрасова повлияли «Севастопольские рассказы» Л.Толстого, изданные в 1855 г. Отдельные главы рассказов «Севастополь в августе 1855 года», «Севастополь в мае» Толстой читал Некрасову до появления в печати. Стихотворение полемизирует с мыслями Толстого о том, что родные быстро забывают об умерших.

Стихотворение ходило в списках, переписывалось в альбомы. Многие композиторы 19 и 20 века положили его на музыку.

Литературное направление, жанр

Стихотворение поэта реалистического направления Некрасова «Внимая ужасам войны» относится к жанру элегии. Это философские раздумья о судьбе женщины-матери, потерявшей дитя на войне, о ненужности и ужасе войны как общественного явления, о свойстве людей забывать своих родных и близких.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 17 строф (три четверостишья и одно пятистишье). В первых двух строфах последняя строфа – это загадка.

В первой строфе Некрасов проявляет своё отношение к войне (она ужасна, её нельзя игнорировать, а только внимать). С точки зрения лирического героя, жалость вызывает не друг убитого, не его жена и даже не он сам. А кто? Это первая загадка.

Во второй строфе лирический герой с сожалением констатирует, что человеку (жене, другу) свойственно забывать близких. Но есть душа, которая будет помнить до гроба. Что это за душа? Это вторая загадка.

В третьей строфе святость и искренность слёз этой души противопоставлена лицемерию, пошлости и прозе земного бытия.

В самом начале последней строфы раскрывается загадка этой помнящей души – загадка слёз: «То слёзы бедных матерей». Противоестественно забыть смерть ребёнка, как противоестественно дереву с поникающими ветвями поднять их. Некрасов не случайно сравнивает мать с плакучей ивой. Даже название дерева сближает его с тоскующей матерью. Здесь игра слов плачущая (непостоянный признак у причастия) и плакучая (постоянный признак у прилагательного). Некрасов выбирает второе, потому что слёзы матери неиссякаемы.

Тема стихотворения – горе матерей, потерявших сыновей на войне.

Основная мысль: смерть на войне бессмысленна и бесчеловечна, она не стоит того горя, которое доставляет матерям воинов. Если глубже, война вечна, она – порождение человеческого разума, пренебрегающего ценностью человеческой жизни. Только мать, дающая жизнь, способна искренне оплакать её как самую большую ценность.

Тропы и образы

Эпитеты в стихотворении имеют чёткую положительную или отрицательную окраску: лицемерные дела – святые, искренние слёзы, бедные матери.

Метафоры кровавая нива (поле боя), до гроба (до смерти) не забудет близки к фольклорным.

Некрасов сравнивает мать, которая не способна забыть своего ребёнка, с плакучей ивой, которой не суждено поднять ветви. Это фольклорное сравнение, близкое к художественному параллелизму, позволяет достичь высокой степени обобщения, делая проблему материнского горя общечеловеческой. Философская мысль движется от судьбы матери к судьбе родины, от смерти человека к историческим закономерностям бытия.

Война уничтожает естественный порядок вещей, заставляя матерей переживать смерть своих детей. Таким образом, война превращает всех людей, независимо от пола и возраста, в жертв всемирного вечного боя, несёт смерть.

Такой философский подтекст делает стихотворение актуальным во все времена.

Большое значение для понимания сути стихотворения имеет в стихотворении число: герой, жена, друг – но матери . Индивидуальности противопоставлена общность.

Для Некрасова в поэзии важно каждое слово. Он тщательно выстраивает ряды синонимов, противопоставляя их: забудет, утешится (о жене и друге) и - будет помнить до гроба, не забыть (о матерях).

В начале стихотворения своеобразный ритм создают повторы мне жаль, которые в сочетании с отрицанием требуют вывода – второй части стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка первой строфы кольцевая, второй и третьей – перекрёстная. Рифмовка последней строфы – ааББа. Мужская рифма чередуется с женской. Такое разнообразие в рифме и рифмовке, а также неровный ритм создают особую напевность стихотворения, сближая его с живой речью.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Курасовская средняя общеобразовательная школа»

Учитель русского языка и литературы

Медведева В.А.


Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Внимая ужасам войны…»

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где – то есть душа одна –

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы –

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

1856


Примерный план анализа стихотворения

1. Время создания стихотворения.

2. Тема и основные мотивы.

3. Система образов: образ – персонаж (лирический персонаж); образы природы. Их взаимосвязь.

4. Образно – выразительные средства стихотворения (тропы и синтаксические фигуры).

5. Своеобразие лексики.

6. Ритм и рифма.

7. Стихотворный размер.

8. Жанр, к которому относится данное лирическое стихотворение.

9. Художественная идея стихотворения (если возможно, следует указать, в каких строках она наиболее точно выражена).

10. Вывод (ваша оценка характеризуемого текста).

Словарная работа

Тема – предмет повествования, изображения, исследования

Идея – основная, главная мысль чего - либо

Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении (эпитет, сравнение, ирония, гипербола, литота, олицетворение, метафора)

Рифма - аабб - парная; абаб - перекрестная; абба – кольцевая

Стихотворный размер - _ _" / _ _" / _ _" /_ _" - ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге); "_ _ / "_ _ / "_ _ хорей 3-стопный (ударение на каждом первом слоге); "_ _ _ дактиль; _ _" _ амфибрахий; _ _ _" анапест

Жанр - эпиграмма (сатирический портрет), элегия (стихотворение, проникнутое грустью, размышлениями о жизни и смерти, природе и человеке; преобладают мотивы личных переживаний), ода (торжественное произведение, «хвалебная песнь») , послание ()произведение, написанное в форме письма или обращения к конкретному адресату) , баллада (жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом) , поэма (лирическое произведение с развернутым сюжетом), песня (небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения).

Анафора - единоначалие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;

Пиррихий – сочетание двух безударных слогов среди стоп ямба и хорея


Время создания стихотворения

Стихотворение написано в 1856 году, в этом же году опубликовано в журнале «Современник».

Поводом к написанию стихотворения послужило знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Севастополь в августе 1855 года», который глубоко взволновал Н.А.Некрасова. Поэт преклонялся перед подвигом русского солдата, в прошлом – обыкновенного крестьянина, оторванного от земли и дома.

В стихах и публицистической прозе он постоянно обращался к теме Крымской войны. В журнале «Современник» Н.А.Некрасов напечатал множество материалов, рисующих ход военных действий, подробности отдельных операций, иллюстрирующих патриотический дух солдат и матросов.

События Крымской войны отразились в нескольких стихотворениях Некрасова: «14 июня 1854 года», «Тишина», «Коробейники». «Пир – на весь мир». Поэт горячо переживал военные события и стремился попасть на боевые позиции. «Хочется ехать в Севастополь. Ты над этим не смейся. Это желание во мне сильно и серьезно…» , - писал он Тургеневу 30 июня 1855 года.



Тема и основные мотивы

«…Бедные, бедные старушки, затерянные

в неведомых уголках обширной Руси,

несчастные матери героев, погибших

в славной обороне! Вот как пали ваши

милые дети…», - так писал Некрасов

о гибели защитника Севастополя.

-О чем говорит поэт? Какова тема стихотворения?

(горе матери, на долю которой выпала

потеря сына)

- Какой настрой стихотворению дают

первые две строки?

(Некрасов, задавая тон всему стихотворению,

использует устаревшую форму глагола «внимать», что значит воспринимать слухом и зрением; а сочетание слов «ужас войны» очень точно выражает сущность войны: она несет гибель солдатам и горе их близким. Что может быть ужаснее?)

Система образов стихотворения

- Кто, по вашему мнению, является главным героем стихотворения? (лирический герой, который размышляет о происходящем);

- Кому несет горе гибель солдата? (Жене, другу, матери)

- Одинаково ли отношение лирического героя к этим образам?

- Что говорит о друге и жене лирический герой?

(переживания жены и друга недолговечны, лирическому герою жаль, но не друга и не жены (автор использует анафору); в словах звучит ирония: «Увы! Утешится жена, И друга лучший друг забудет…»)

- Как лирический герой относится к чувствам матери?

(переживания друга и жены противопоставлены горю матери, которая «до гроба» будет оплакивать свое дитя. Поэт пишет: «Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слезы – То слезы наших матерей!». По сравнению с ее горем все кажется пошлым и лицемерным. Гибель сына – настоящая трагедия, поэтому слезы матери – «святые»)

  • С каким образом автор сопоставляет образ матери? (образ матери сопоставлен с образом плакучей ивы, которая в устном народном творчестве является символом вечной печали:

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…)


Образно – выразительные средства стихотворения

Для чего?

«лицемерных дел»,

«святые, искренние слезы», «поникнувших ветвей»

Метафоры

показать пошлость жизни

показать невыразимую печаль матери

«на кровавой ниве»,

«плакучая ива»

Олицетворе-

показать зловещий смысл – поле, усеянное трупами

показать вечную печаль матери

«душа одна помнить будет »

«иве не поднять ветвей»

Мать до конца дней своих будет оплакивать своего сына и не сможет его вернуть


Пунктуация

Восклицательный знак

Для чего?

«Она до гроба помнить будет!»

«То слезы бедных матерей!»

Многоточие

Для более сильного выражения чувств и эмоций

«Мне жаль не самого героя…»

Конец стихотворения

Герой многое ещё мог бы сказать, но все слова не могут передать то, что происходит в душе

Но где – то есть душа одна –

Она до гроба помнить будет!

Святые, искренние слезы –

То слезы наших матерей!

Лирический герой, размышляя, делает паузу, будто снова задумывается о происходящем


Ритм, рифма, стихотворный размер, жанр

- Какие особенности построения можно отметить? (17 строк, не делятся на строфы);

- Назовите особенности рифмы (если условно разделить стихотворение на строфы, то первые три строфы – рифма перекрестная, в последней строфе - парная);

- Определите размер стихотворения (четырех и пятистопный ямб с пиррихиями, что сближает стихотворение с разговорной речью);

- К какому жанру относится стихотворение? (элегия, так как оно проникнуто горестными раздумьями лирического героя)


Художественная идея стихотворения

Идея стихотворения – осуждение

войны и искреннее сочувствие

Матерям, потерявшим своих детей

на войне.

Это делает его созвучным

любому времени…


Оценка характеризуемого текста

Много десятилетий прошло со времени написания стихотворения «Внимая ужасам войны…», но и до сегодняшнего дня остается важной тема войны, горя и страдания матерей, чьи дети не вернулись с поля боя. Совсем юные солдаты погибали в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и Чечне…

А матери плачут, страдают и до последнего вздоха ждут своих дорогих и любимых детей, напрасно надеясь на их возвращение.

Читая стихотворение Н. А. Некрасова “Внимая ужасам войны...”, поражаешься его универсальности. Произведение напоминает живущим о великой ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. И проливают «Святые, искренние слезы…», подобно плакучей иве, склонившей в печали свои ветви низко к земле.


Все свои сокровенные думы и чаяния Н.А.Некрасов связал с делом служения народу. Творческая индивидуальность настоящего художника, такого как Некрасов, не автономна, она обретает необходимый импульс в сознании своей связи с народом.

Стихотворение «Внимая ужасам войны» было написано Некрасовым в 1855 году (по другим сведениям в 1856 г.). Главная тема стихотворения – тема войны; глубокая скорбь о жертвах, понесенных народом.

Какова история создания стихотворения «Внимая ужасам войны»?
Оно было написано под влиянием рассказа Л.Н.Толстого. До глубины души взволновал Некрасова рассказ молодого автора. В основу произведения Толстого были положены события, связанные со штурмом и падением Севастополя. Толстой был свидетелем этих событий, он же и принес в редакцию «Современника» рассказ под названием «Севастополь в августе 1855 года». К написанию этой работы Толстой приступил в сентябре 1855 года и закончил 27 декабря 1855 года; она была написана в очень правдивой манере. «Севастополь в августе 1855 года» — это не единственный рассказ на тему Крымской войны, принесенный Толстым в редакцию «Современника».

В композиционном плане стихотворение «Внимая ужасам войны» не делится на традиционные строфы: без пауз, без остановок одна мысль следует за другой. Стихотворение небольшого формата, в нем всего семнадцать строк, но очень ёмкое по содержанию.

Оно начинается с редко употребляемого слова «внимая», то есть, относясь к чему-то с особым вниманием. Автор сразу призывает читателя сконцентрироваться.

В первых двух строках мы видим четыре слова из лексикона, связанного с войной – само слово «война», «ужас», «жертва», «бой».

Война не бывает без жертв. Кто страдает от потери героя? Это жена и друг. Увы, жизнь так устроена, что жена со временем утешится, друг забудет. Но есть одна душа, которая никогда не смирится с потерей.

Далее автор говорит о подсмотренных в этом мире слезах — слезах матери. В них выражена вся боль, безысходность, отчаяние. Эти слёзы «святые, искренние». Почему слёзы матери автор назвал «святыми»? Уход из жизни бойца (а для матери её ребёнка) – эта вечная скорбь, пожизненная боль.

В последнем четверостишии речь идёт обо всех матерях, которые потеряли своих детей на войне. Как никогда не поднять плакучей иве своих ветвей, так никогда не забыть матери сына или дочери, оставшихся на поле боя.

Проблематика стихотворения
В стихотворении подняты проблемы, касающиеся ценности человеческой жизни. Война вторгается в человеческую жизнь, нарушая её естественный ход. На войне матери теряют своих детей, горе их бесконечно. Жизнь должна торжествовать над смертью, разум – над абсурдностью, гуманизм над жестокосердием. Матери не должны терять своих детей.

Главная мысль стихотворения «Внимая ужасам войны» — мысль о несовместимости войны с самой жизнью, об антигуманной сущности войны.

В основе стихотворения лежит конфликт между жизнью и смертью. Стихотворение отражает мир во всей его сложности, драматизме. В каждой строке чувствуются едва сдерживаемые рыдания.

Жанр стихотворения – элегия.

Размер и рифма
Стихотворный размер — четырыхстопный ямб с применением пиррихия.

В стихотворении использована перекрестная схема рифмовки (абаб), за исключением последних пяти строк, в которых строки рифмуются в особом порядке — аабба. Мужская и женская рифмы чередуются в строках стихотворения.

Средства художественной выразительности

Эпитеты — лучший друг, лицемерных дел, бедных матерей, поникнувших ветвей.

Метафора – святые слезы, кровавой ниве.

Сравнения — «Им не забыть своих детей, …Как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».

В стихотворении отсутствуют обращения.

Стилистические фигуры
Анафора
«Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…»

Антитеза (стилистическая фигура контраста) – Временным переживаниям жены, друга противопоставляются вечные слёзы матери, её непреходящее горе.

Риторическое восклицание — «Увы!»

Стихотворение «Внимая ужасам войны» мне понравилось тем, что Некрасов, через всё творчество которого красной нитью проходит проблема сострадания, вновь обращает наше внимание на жгучие проблемы человечества. Он показывает мир во всем его противоречии. Главный вывод : нужно всё сделать для того, чтобы на земле торжествовали принципы гуманизма.

План анализа стихотворения «Внимая ужасам войны»
Вступление
Главная тема
История создания стихотворения «Внимая ужасам войны»
Краткое содержание, композиционные особенности
Проблематика
Главная мысль
Жанр стихотворения
Размер и рифма
Средства художественной выразительности
Стилистические фигуры
Чем понравилось стихотворение?

Николай Алексеевич Некрасов

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…

Исторически так сложилось, что Россия на протяжении всей своей истории постоянно принимала участие в различных военных компаниях. Однако честь отечества защищали не столько именитые полководцы, сколько обычные крестьяне. Даже после отмены крепостного права срок солдатской службы составлял 25 лет. Это означало, что молодой парень, призванный в солдаты, возвращался домой уже стариком. Если, конечно, ему удавалось выжить в смертельной схватке с очередным внешним врагом русской державы.

Николай Некрасов родился уже после того, как Россия одержала победу над французами в 1812 году. Однако даже из его родового имения постоянно забирали крестьян на военную службу. Многие из них так и не вернулись домой, оставшись лежать в кавказских степях. С самого детства поэт видел, сколько горя семьям приносили известия о том, что на очередной войне погиб отец, сын или же брат. Однако будущий поэт понимал, что время лечит, и с такой потерей вскоре смиряются практически все, кроме матерей, для которых гибель собственного ребенка является одним из самых страшных и горьких испытаний.

В 1855 году под впечатлением от очередной поездки в родное имение Николая Некрасов написал стихотворение «Внимая ужасам войны…», в котором попытался морально поддержать всех матерей, которые по воле рока лишились своих сыновей. Рассуждая на тему жизни и смерти, поэт пишет о том, что «при каждой новой жертве боя мне жаль не друга, не жены, мне жаль не самого героя».

Автор подчеркивает, что какой бы глубокой ни была душевная рана, рано или поздно она все равно затянется. Вдова найдет утешение в повседневных хлопотах, дети вырастут с мыслью о том, что их отец не зря отдал свою жизнь за родину. Однако матери погибших солдат никогда не смогут справиться со своим всепоглощающим горем и смириться с такой утратой. «Она до гроба не забудет!», — отмечает поэт, подчеркивая, что слезы матери, потерявшей на войне сына, являются «святыми» и «искренними». Таким женщинам никогда не оправиться от удара, который они получили от судьбы, «как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».

Несмотря на то, что это стихотворение было написано полтора века назад, оно не утратило актуальность и в наши дни. Вряд ли Некрасов мог предположить, что даже в 21 веке Россия по-прежнему будет воевать. Однако он знал наверняка, что единственными людьми, которые будут всегда помнить погибших воинов, являются их старенькие матери, для которых их сыновья всегда останутся самыми лучшими.

Выбор редакции
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок получил полноценное образование и был специалистом во многих областях, особенно, если это...

С октября 2014 года были внесены поправки в закон о налогообложении имущества граждан нашего государства, иностранных граждан или лиц...

Вы продали гараж, находящийся в вашей собственности. Нужно ли платить налог с дохода, полученного при продаже гаража? Предусмотрены ли...

1 Слова по теме: Квартира и комнаты (звук и транскрипция) Other words: apartment – амер. квартира; apartment house – многоквартирный...
Тропические зоны ограничены со стороны экватора летним положением тропического фронта, со стороны умеренных широт зимним положением...
Социалист Франсуа Олланд и действующий президент Николя Саркози выходят во второй тур президентских выборов во Франции, свидетельствуют...
Петр I, за свои заслуги перед Россией получивший прозвище Петр Великий, – фигура для российской истории не просто знаковая, а ключевая....
Почему не любят евреев? История насчитывает немало прецедентов, в которых ненависть к представителям еврейского народа начиналась...
02.01.2019 Право на жилище является конституционным правом каждого человека, поэтому если собственникам или другим лицам не удается...