Маршрут первой русской кругосветной экспедиции на карте. Презентация на тему: Экспедиции


Финансовый орган - Общественный спортивный фонд “Альп-Спорт”

GOLDEN PEAK или SPANTIK - это известная вершина в Пакистане, высотой 7028 метров, знаменитая своим потрясающе красивым мраморным ребром, так называемым “золотым контрфорсом”.

Несмотря на то, что все альпинистские экспедиции, направляющиеся в Каракорум, проезжают мимо этого пика, его отвесное ребро до сих пор остается не пройденным, т.к. крутизна и техническая сложность маршрута заставляли отказаться от его прохождения сильнейшие команды мира. До настоящего времени только одна команда из Великобритании в 1987 году смогла пройти маршрут по правой, более пологой части стены. Перепад стены составляет около 2000 метров, причем наиболее сложные и крутые, иногда нависающие участки расположены на большой высоте, выше 6500 метров над уровнем моря.

Уникальность экспедиции “Golden Peak- 2000” также состоит в том, что впервые в истории планируется совершить восхождение по столь технически сложному маршруту силами интернациональной команды, состоящей из сильнейших альпинистов пяти стран Европы: России, Франции, Италии, Венгрии и Словении. В нынешней сложной геополитической ситуации, когда некоторые силы пытаются оттеснить Россию от европейского сообщества, когда нашему туристу часто доступен лишь перечень туров в Венгрию круглый год , эта экспедиция имеет также и неоценимое гуманитарное значение, демонстрируя приоритет принципов сотрудничества над принципами соперничества и конфронтации.

С Российской стороны в проекте участвуют известные екатеринбургские альпинисты, лидеры технической сборной России по альпинизму, многократные чемпионы и призеры России и СССР, мастера спорта международного класса Александр Кленов и Михаил Дэви .

В мае 1999 года Кленов и Дэви, вместе с Алексеем Болотовым и Михаилом Першиным, проложили новый маршрут высшей категории сложности на пик Талай Сагар в Индийских Гималаях. экспедиция получила большой резонанс, почти все крупнейшие альпинистские журналы в мире поместили статью об этом восхождении. Восхождение выдвигалось в числе шести номинантов на “Золотой ледоруб”, наверное, наиболее престижную международную премию в области альпинизма.

Фильм об этой экспедиции занял первое место на международном кинофестивале в Калькутте в номинации “лучшее восхождение года”, на Московском международном фестивале горных фильмов первой премией была отмечена работа операторов в экстремальных условиях. Полностью и частично фильм демонстрировался в эфире нескольких областных телекомпаний, на каналах “Россия” и “ТВЦ”, а также на телевидении Словении. Контакты екатеринбургской двойки и остальных участников будущей команды завязались в 1999 году и продолжились в феврале 2000 года во время международной альпинистской ассамблеи, организованной французской федерацией альпинизма и скалолазания под руководством президента федерации Жан-Клода Мармье.

В феврале 2000 года во время Ассамблеи Кленов и Дэви прошли новый маршрут высшей категории сложности на легендарную альпийскую вершину Пти-Дрю , известную российским телезрителям по классическому французскому фильму “Смерть проводника”. Окончательный состав экспедиции определился в количестве 7 человек: двое русских, два француза: Manu Guy и Manu Pellissier , а также итальянец Erik Svab , словен Marco Prezelj и венгр Attila Ozsvath . Информационная поддержка: Подготовка и проведение экспедиции будет подробно освещаться в цикле публикаций на страницах еженедельника “Новая хроника” (подписной тираж 22000 экз.), в новостях телеканалов 9 ?, 4 канал, АТН, на волнах радиостанции “Открытое радио - “Романтика” (90,8 FM), в циклах передач НТТ (врезка на телеканале“Культура ”), на 47 канале (дублер РТР), Гарантируются информационные сообщения на страницах газет “Уральский рабочий”, “Подробности”, по городской радиосети в программах “Студия Город” и в других средствах массовой информации. По окончании экспедиции будет смонтирован и показан по областному 10 каналу полнометражный документальный фильм в рамках спецпроектов ТАУ, а также смонтирована более короткая версия с прокатом по 2 областному каналу и впрограмме “Земля Санникова”, показаны сюжеты на всероссийских каналах “Россия” и ТВЦ.

Будут опубликованы статьи в иллюстрированных журналах “Вертикальный мир”, “Восхождение” (Россия), “Montagnes”, “Vertikal” (Франция), “High” (Великобритания), “Desnivel” (Испания) “Su-Alto” (Италия), “American Alpine Journal” (США). Планируется участие фильмов в международных кинофестивалях в Москве, Италии и Франции, презентация и показ фильма во время ежегодной альпинистской ассамблеи.Экспедиция будет подробно освещена на нескольких популярных сайтах в сети INTERNET. Сроки экспедиции: Экспедиция проводиться с 16 мая по 30 июня 2000 г . Информационные сообщения с настоящего времени по июль 2000 года, выходы фильмов на экраны август-сентябрь 2000 года.

Финансовое обеспечение: Сметная стоимость экспедиции - 25500 долларов США . Оплату пермита (бумаг на право восхождения в Пакистане), офицера связи и доставки всех грузов в Пакистан взяла на себя Французская федерация альпинизма и скалолазания.
Снаряжение и экипировку для участников экспедиции предоставляют крупнейшие европейские фирмы SIMOND, MILLET, BEAL, KONG, GRIVEL а также екатеринбургские фирмы МАНАРАГА и URAL ALP – ALVOTITANIUM . Генеральный Спонсор российской связки определён - им стала известная компания "ВИТАПОЛЯРОС".

Уверен, что многие люди знают о первом кругосветном путешествии под руководством Фернанда Магеллана. Это историческое событие сыграло ключевую роль в процессе открытия новых земель и территорий, но эта экспедиция была осуществлена испанцами, а мне хотелось бы рассказать о наших соотечественниках, которые смогли совершить подобный подвиг.

Общие сведения о путешествии

Русские решились на кругосветное путешествие значительно позже, чем испанцы во главе с Фернандом Магелланом. Это событие датируется 1803 годом, а продолжительность его составила столько же, как и у первой экспедиции - 3 года. Но если у испанцев был Магеллан, то кто были командующими у русских? Это были два человека, а именно: Юрий Лисянский и Иван Крузенштерн, которые командовали экипажами своих кораблей «Нева» и «Надежда». Далее я бы хотел сказать о значении этой экспедиции для России в общем. Она повлияла и на поднятие уровня русского флота, и, конечно же, принесла множество пользы в исследования мировых вод. Теперь хочу перейти, собственно, к маршруту, по которому двигалась экспедиция.


Описание путешествия русскими вокруг света

Начало путешествия ознаменовалось личным осмотром Александра I кораблей, которые стали домом для мореплавателей на следующие 3 года. Помимо этого, я могу выделить:

Теперь, что касается маршрута путешествия. Свое начало оно берет в Кронштадте, а первой остановкой был датский город Копенгаген, после которого экспедиция направилась в Британию, а дальше посетила Канарские острова и Испанию. После небольшой паузы они направились в Бразилию, посетили Остров Пасхи и Гавайские острова. Следующим адресатом был российский Петропавловск-Камчатский и Япония, потом Аляска, Китай и даже Макао, который расположен в Португалии. После посещения острова Святой Елены, Азорских островов и Портсмута в Великобритании, путешественники вернулись в Кронштадт.

Открытия Джеймса Кука

Джеймс Кук (рожд. 27 октября (7 ноября) 1728 года– смерть 14 февраля 1779 года) - английский военный моряк, путешественник-исследователь, картограф и первооткрыватель, член Королевского общества и капитан Королевских ВМС. Возглавил три кругосветные экспедиции по исследованию Мирового океана.

Основные события биографии. Экспедиции

1759 - 1760 — Исследовал и нанес на карту берега Канадской реки Св. Лаврентия.

1763 - 1766 — Нанес на карту берега Ньюфаундленда.

1768 - 1771 — Первая тихоокеанская экспедиция: исследовал Таити и острова Сообщества. Нанес на карту берега Новой Зеландии и восточной Австралии.

1772 - 1775 — Второе кругосветное путешествие: исследовал Таити и Новую Зеландию, посетил Маркизские о-ва, Новую Каледонию Новые Гебриды и другие о-ва Полинезии и Макранезии. Впервые в истории пересек Южный полярный круг. Исследовал Южную Георгию и Южные Сандвичевы.

1776 - 1780 — Третье кругосветное путешествие: поиск Северо-Западного прохода со стороны западного побережья Северо-Американского континента. Возвращение к Новой Зеландии и Таити. Посетил Гавайские о-ва.

Исследовал западное побережье Америки от Орегона до Поинт Барроу, Аляска.

1779 — В 1779 г. был убит в стычке с гавайцами.


Каково бы ни было мнение публики о моем плавании, я должен с чувством истинного удовлетворения, не требуя никаких иных наград, кроме признания, что я выполнил свой долг, закончить… отчет следующим образом: факты подтверждают, что мы доказали возможность сохранения здоровья многочисленного экипажа в долгом плавании, в разных климатических условиях, при неустанных трудах.

Джеймс Кук. «Путешествие к Южному полюсу и вокруг света»

Один из самых выдающихся деятелей в истории открытий. Человек века Просвещения, Джеймс Кук был не только открывателем и завоевателем новых земель, который добывает славу и богатство или открывает новые пути торговле. Благодаря своим плаваниям он стал авторитетным в решении научных вопросов.

Вальтер Кремер. «300 путешественников»

Джеймс Кук — один из виднейших английских мореплавателей. Был руководителем трех кругосветных экспедиций. Открыл множество островов в Тихом океане, Большой Барьерный риф и восточное побережье Австралии, выяснил островное расположение Новой Зеландии. Делал попытки отыскать Южный материк – Антарктиду. Его имя носят залив возле полуострова Кенай на Аляске, группа островов в Полинезии, пролив между обоими островами Новой Зеландии и др.

Детские годы

1728 год, 27 октября — в бедной семье йоркширского батрака в деревушке Мартон родился девятый по счету ребенок, впоследствии снискавший славу национального героя Англии и укрепивший ее влияние в Тихоокеанском регионе.

Жизнь его была нелегкой, полной неустанного труда и упорства в достижении цели. Уже в возрасте семи лет мальчик стал работать на Эйри-Гольмской ферме, принадлежавшей помещику Томасу Скоттоу. Он-то и помог способному ребенку получить начальное образование, определив Джеймса в школу на собственные средства.

Спустя несколько лет Кук в приморском поселке Стей поступил на службу к бакалейно-галантерейному торговцу Вильяму Сандерсу, который в последствии утверждал, что даже в юные годы будущий путешественник отличался зрелостью суждений и тонким расчетом. Возможно, именно здесь, увидав впервые море, Кук почувствовал свое истинное призвание, так как спустя полтора года, намного раньше истечения срока 4-х летнего договора, записался учеником на парусный корабль «Свободная любовь», перевозивший каменный уголь. Любовь к «угольщикам» сохранилась у Кука до конца жизни. Он считал эти суда наиболее пригодными для многолетних плаваний в неизведанных водах.

Первые успехи

1752 год — умный и властный Кук стал помощником капитана на корабле «Дружба». На этой должности и застало его начало Семилетней войны, когда его корабль находился в Лондонском порту. После некоторых колебаний молодой человек записался добровольцем в английский военный флот, желая, как он сказал сам, «испытать свое счастье на этом пути». И оно его не подвело. Уже спустя 3 года, в 1759 году, Кук получил первый офицерский чин и отплыл в Канаду на корабле «Меркурий», направленном для ведения военных действий на р. Святого Лаврентия. Там он смог отличиться, выполнив с риском для жизни промеры в фарватере реки и составив точную карту.

По окончании войны Кук сосредоточился на совершенствовании своего образования. Упорно, без чьей-то помощи он освоил геометрию и астрономию, да так, что глубиной познаний поражал коллег, учившихся в дорогих специальных школах. Сам он оценивал свою «ученость» более скромно.

Дальнейшая карьера Джеймса Кука благодаря его беспримерному трудолюбию, уму и проницательности непрерывно шла вверх. 1762 год, сентябрь — участвуя в военных действиях против французов на Ньюфаундленде, он произвел подробную опись бухты Пласентия и топографическую съемку ее берегов, обследовал условия навигации между островом Ньюфаундленд и полуостровом Лабрадор. Результатом его трудов стали восемь точных карт этих мест.

Тихоокеанская экспедиция

1768 год — Британским адмиралтейством была организована тихоокеанская экспедиция для наблюдения на Таити за прохождением планеты Венеры через диск Солнца. Кроме официальной, преследовались и другие цели: препятствовать захвату новых земель иными державами, возобновить создание в регионе опорных пунктов и баз для установления здесь британского контроля. Немаловажное значение придавалось открытию новых богатых земель, развитию торговли «колониальными товарами», в том числе и рабами. Наиболее подходящей кандидатурой в качестве главы экспедиции оказался не имеющий еще широкой известности, но прекрасно зарекомендовавший себя в профессиональных кругах Джеймс Кук.

Лейтенант лично выбрал на Темзе барк (трехмачтовое судно «Индевор» – «Попытка»), который 30 июня 1768 года покинул устье Темзы, с командой состоящей из 84 человека, а в январе 1769 года, миновав Мадейру, Канарские о-ва, о-ва Зеленого Мыса, уже обогнул мыс Горн и вышел в Тихий океан. Так началась тихоокеанская эпопея Джеймса Кука, обессмертившая его имя и превратившая его в человека-легенду.

13 апреля экспедиция достигла Таити, где 3 июня при отличных погодных условиях были произведены астрономические наблюдения за Венерой. Отсюда Кук повернул на запад и заново открыл острова Общества, названные так в честь Лондонского научного общества; потом он обогнул Новую Зеландию, выяснив, что это двойной остров, чем опровергнул мнение Тасмана, который считал ее частью легендарного Южного материка.

Следующими открытиями были обнаружение неизвестного ранее восточного побережья Австралии, Большого Барьерного рифа, повторное открытие Торресова пролива. В конце концов корабли Кука обогнули мыс Доброй Надежды и в 1771 году возвратились в Англию, завершив плавание, продолжавшееся 2 года и 9,5 месяца. Были составлены точные карты всех обследованных территорий. Таити и близлежащие острова были объявлены владениями английской короны.

Второе кругосветное путешествие

Еще больший резонанс имело второе кругосветное путешествие, которое продолжалось с 1772 по 1775 г. О Куке начали говорить как о новом Колумбе, Васко да Гаме, Магеллане.

Задача экспедиции связывалась с поисками Южного материка, который вот уже в течении нескольких столетий безуспешно разыскивали мореплаватели разных стран. Адмиралтейство, находясь под большим впечатлением от успехов Кука, выделило два корабля для разрешения этой сложной задачи.

На протяжении почти трех лет находились в плавании «Резолюшн» и «Эдвенчер» – новые корабли Джеймса Кука. Выйдя 13 июня 1772 года из Плимута, он первым из кругосветных путешественников обследовал всю до того неизвестную часть Тихого океана между 60° и 70° ю. ш., при этом дважды пересек Южный полярный круг и достиг 70°10? ю. ш. Обнаружив огромные айсберги и ледяные поля, Кук пришел к убеждению, что «риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях, настолько велик, что… ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне» и что земли, которые «могут находиться на Юге, никогда не будут исследованы».

Кук ошибался, а его ошибка – до такой степени был велик авторитет капитана – на несколько десятилетий затормозила поиски Антарктиды. Во втором плавании Кук открыл о-в Южная Георгия, Южные Сэндвичевы острова, Новую Каледонию, Новые Гебриды, о. Норфолк; он также продолжал исследования и измерительные работы.

Третье кругосветное путешествие

Реконструкция «Индевора»

Год Кук отдыхал, получив длительный отпуск, а 12 июля 1776 года отправился в третье и последнее путешествие. На кораблях «Резолюшн» и «Дискавери» он, теперь уже в звании капитана, отплыл на поиски торгового пути из Тихого океана в Атлантический вокруг Северной Америки – давно разыскиваемого северо-западного прохода.

В этой экспедиции была заново открыта группа Гавайских островов, названных в честь тогдашнего главы Адмиралтейства Сэндвичевыми, положено на карту все еще абсолютно неизвестное северо-западное побережье Америки, вплоть до Аляски, выяснено расположение Азии и Америки относительно друг друга. В поисках северо-западного прохода путешественники достигли 70°41? с. ш. у мыса Ледяного, где путь кораблям был прегражден паковыми льдами. Экспедиция повернула на юг, и в ноябре 1778 года экипаж снова высадился на Гавайских островах.

Смерть Джеймса Кука

Там и произошла известная всему миру трагедия. У гавайцев существовало древнее предание о боге О-Роно, который должен возвратится на Гавайи на плавучем острове. Жрец О-Роно объявил Кука богом. Почести, воздаваемые островитянами, были неприятны мореплавателю. Однако, считая, что это сделает пребывание команды на Гавайях более безопасным, он не стал разубеждать туземцев.

А в их среде началась сложная борьба интересов жрецов и воинов. Божественное происхождение капитана поставили под сомнение. Возникло желание проверить его. Воровство в лагере экспедиции привело к стычкам с туземцами. Обстановка накалилась, и в одном из столкновений, 14 февраля 1779 года, Джеймса Кука убили ударом копья в затылок. Труп гавайцы забрали с собой, а на следующий день жрецы – друзья капитана – с плачем привезли куски тела, доставшиеся им при дележе. Уступив требованиям матросов, капитан Клерк, заменивший Кука, разрешил расправиться с гавайцами. Матросы безжалостно убивали всех, попадавшихся им на пути, сжигали селения. Туземцы запросили мира и вернули части тела, которые команда с большими почестями предала морю.

Вклад внесенный в историю географических открытий

Деятельность Кука расценивалась современниками и исследователями более позднего времени неоднозначно. Как у любой талантливой и яркой личности, у него были свои поклонники и недруги. Во втором плавании в качестве ученых-естествоиспытателей принимали участие отец и сын – Иоганн и Георг Форстеры. Убеждения старшего из них, находившегося под сильным влиянием идей Руссо о «естественном» человеке, сделали его серьезным оппонентом Кука в оценке многих ситуаций путешествия, в особенности связанных с взаимоотношениями европейцев и туземцев. Форстер беспощадно критично относился к действиям Кука и часто идеализировал жителей островов.

Серьезные разногласия между ученым и капитаном возникли сразу по возвращении из плавания. Оба Форстера категорически отказались придерживаться официозного плана записок о путешествии, намеченного Адмиралтейством. Наконец Иоганну пришлось дать обязательство не публиковать собственное описание путешествия. Но он передал свои записки Георгу, который их обработал и все-же издал на три месяца ранее выхода в свет записок Кука. А в 1778 году Форстер-старший опубликовал свои «Наблюдения, сделанные во время кругосветного путешествия».

Обе книги Форстеров стали любопытным комментарием к запискам их бывшего начальника и заставили современников несколько по-другому посмотреть на «доблестное» и «милосердное» поведение англичан во время экспедиции. В то же время, рисуя идиллические картины райского благоденствия на островах южных морей, оба натуралиста погрешили против истины. Потому во всем, что касается быта, религии и культуры туземцев, записки Кука, человека ясного и холодного ума, более точны, хотя труды Форстеров на протяжении долгого времени служили своего рода энциклопедией стран южных морей и имели огромную популярность.

Спор же между капитаном и учеными не решен и по сей день. И сейчас ни одно серьезное издание о Джеймсе Куке не обходится без цитат или ссылок на Форстеров. Тем не менее Кук был и остается ярчайшей звездой в созвездии открывателей Земли; он доставил современникам множество точных, объективных наблюдений за природой, обычаями и нравами жителей территорий, которые посещал.

Убедиться в этом несложно: на русском языке изданы все три книги Дж. Кука: «Первое кругосветное плавание капитана Джеймса Кука. Плавание на «Индеворе» в 1768–1771 гг.» (М., 1960), «Второе кругосветное плавание Джеймса Кука. Плавание к Южному полюсу и вокруг света в 1772–1775 гг.», (М., 1964), «Третье плавание капитана Джеймса Кука. Плавание в Тихом океане в 1776–1780 гг.» (М., 1971). Несмотря на отдаленность написанного от нашего времени, книги читаются с живым интересом и несут в себе множество сведений, в том числе о личностях самого капитана и людях которые его окружали.

Началось наше Печорско-Югорское путешествие с того, что мы на самолете долетели до Нарьян-Мара - единственного города Ненецкого Автономного Округа, а затем на такси добрались до реки Печоры, где на пляже поселка Искателей собрали нашу байдарку.

Река Печора

Стартовали мы вечером 28 июня. Погода нас с самого начала не баловала - дул встречный Северо-Западный ветер, было довольно холодно - всего около 10 градусов. В итоге по Печоре мы шли почти восемь дней, вместо запланированных трех-четырех, ибо помимо сопротивления ветра, неизменно дующего в лицо, нам приходилось преодолевать еще и очень крутую и короткую встречную волну.

Печора - полноводная река, поэтому при таких ветрах, дующих против ее мощного течения, она становится весьма труднопроходимой. В некоторых местах нам приходилось стоять по паре дней, пережидая непогоду. На реке в это время была очень большая вода, и ее низкие берега часто были сплошь залиты водой, над которой торчали лишь непролазные заросли ивняка, поэтому со стоянками было очень туго.

Дней через пять погода улучшилась, в один из дней задул юго-западный ветерок, для нас боковой и очень удобный для движения под парусом. Под парусом мы быстро продвинулись еще ближе к устью, и через два дня успешно вышли в Баренцево море. Теперь нам предстояло преодолеть Болванскую губу - первое препятствие на нашем пути. Но погода вновь испортилась. Мы не решились пересекать губу напрямик и отправились обходить ее по периметру под парусом.

Надо сказать, парусное вооружение у нас на этот раз было очень хорошим и позволяло ходить курсами до 45 градусов к ветру. Рангоут изобретали мы, а сами паруса заказывали у питерского мастера Сергея Новицкого, все время я мысленно благодарил его.

Прохождение небольшой Болванской губы затянулось на несколько дней. Под парусом мы могли идти лишь недолгое время, а большую часть времени приходилось медленно ползти на веслах против ветра. Дело осложнялось еще и исключительно неудобным дном в губе: здесь было исключительно мелко, и во время отлива губа обсыхала на многие сотни метров от берега, а дальше глубина в течение нескольких километров достигала, дай Бог, 15-20 сантиметров. При такой глубине, понятное дело, ходить, скребя пузом, очень тяжело.

Кстати, здесь нас угораздило потерять единственный компас. Какая досада - ориентироваться теперь придется только по солнцу, часам и картам.

В море

Но все когда-нибудь кончается, и 11 июля мы оставили Болванскую губу позади, зашли в деревню Фариха, где попили чаю с местным рыбаком и расспросили его о здешней погоде и условиях плавания. После этого мы двинулись дальше на северо-восток, миновали уже не работающий нефтяной терминал в деревне Дресвянка, а через три дня добрались до метеостанции, расположенной в десяти километрах западнее мыса Константиновского, где вновь повстречали рыбаков, пообщавшись с которыми, отправились дальше. Пройдя совсем немного от метеостанции, мы встали на довольно неудобном, низком и болотистом месте.

На следующий день погода начала портиться, поднялся западный ветер, попутный нам, но слишком сильный для того чтобы идти дальше. Еще через день начался самый настоящий шторм, который нагонял на берег огромное количество воды из океана, из-за чего ее уровень повысился, и наш лагерь буквально чуть не смыло. Мы успели эвакуироваться на более высокое место примерно за полчаса до того, как море залило тундру на несколько километров вдаль от обычной береговой линии.

17 июля шторм закончился, снова задул спокойный восточный ветерок. На веслах мы отправились дальше, достигнув мыса Горелка. В течение дня погода портилась, начался дождь, а следующим утром ветер вновь зашел на запад и усилился. Выйдя, мы подняли парус, но переход ограничился пятнадцатью минутами: ветер резко усилился, заштормило, и мы спешно выбросились на берег. Да уж, погода здесь капризнейшая, в этом месте нам пришлось провести еще два дня, ожидая пока ветер ослабеет.

Следующий переход сложился более удачно. Обойдя под парусом огромные мели, мы минули мыс Черная Лопатка, и встали в Паханческой губе. Место здесь опять оказалось страшно неудобным, низким. Теперь мы точно знали, что тут так же, во время западных штормов тундра будет заливаться морем на несколько километров. Все озера и ручьи здесь оказались совершенно солеными, и в поисках пресной воды нам приходилось уходить довольно далеко, чтобы найти хоть какую-нибудь пресную лужу.

Вечером следующего дня мы отправились дальше, нам очень хотелось поскорее достичь Варандея, населенного пункта, расположенного ровно посередине нашего маршрута. Мы решили перейти Паханческую губу напрямик. Легкий ветерок дул с юга, мы неторопливо двигались вперед, но вскоре нас нагнал дождь. Ветер усилился, с чистого юга он стал заходить на юго-восток. За дождем скрылись из виду и берега, и низкое ночное солнце - мы тут же потеряли ориентацию в пространстве. Чтобы не выскочить ненароком в открытый океан из губы, мы забрали восточнее, и через несколько часов оказались на берегу, в двадцати пяти километрах южнее протоки Песяков Шар. Здесь нас снова подстерегали проблемы с водой, но мы простояли в этом месте еще один день, после чего, вновь под парусом, за три перехода, к 25 июля достигли Варандея.

Море возле Варандея встретило нас высокими крутыми волнами и встречным восточным ветром. Мы почувствовали смертельную усталость и, зайдя на погранзаставу в Новом Варандее, отступили на десяток километров на запад, на остров Песяков, на котором надеялись дождаться более подходящей погоды. Наша усталость, как выяснилось, имела вполне конкретную природу: содержание кислорода в воздухе в высоких широтах значительно ниже, чем в средней полосе. Потребность организма в пище и отдыхе возрастает, а сил становится гораздо меньше. Все осложнялось и тем, что у нас заканчивались продукты, а в Варандее не было магазина. На счастье здешняя земля очень богата дичью, и поэтому голод нам не грозил.На Песякове мы провели еще три дня, после чего отправились дальше.

Ветер по-прежнему дул нам в лицо, и мы двигались вперед очень медленно, делая небольшие переходы. Так, 1 августа мы достигли мыса Полярного, где располагалась полузаброшенная база «Медынка», охраняемая двумя сторожами. Здесь мы гостили два дня, отъедались, а потом приобрели месячный запас круп на соседней буровой.Теперь мы могли смело идти дальше и, обогнув мыс Медынский, перейдя с попутным ветром перевозную губу, мы встали в двадцати километрах севернее от мыса Перевозный Нос.

Далее нам предстояло пересечь в узком месте Хайпудырскую губу - последнее серьезное препятствие на пути к Вайгачу. 7 августа, под парусом мы добрались до мыса, повернув возле которого, двинулись через шестнадцатикилометровое горло губы, чтобы достичь ее восточного берега.Когда мы отошли от Перевозного носа уже темнело, но света все еще хватало, чтобы разглядеть противоположный высокий берег. Ветер утих, мы опустили паруса и на веслах двинулись вперед. Однако, не прошло и часа, как свежий ветер задул с запада нам в спину. Ветер все свежел, небо заволакивало облаками, кругом темнело и, наконец, мы стали терять из виду берег, к которому шли.

К счастью до сих пор была видна заря на севере, и мы могли уверенно держать правильное направление. Волны постепенно становились круче и злее, скоро они хаотично покатились с разных сторон и мы, наконец, поняли, что, вероятно, погорячились, отправившись через губу мало того, что ночью, так еще и по отливу.Сделалось ясно, что сейчас мы попадем в самый настоящий сулой: во время отлива огромная масса воды устремляется из Хайпудырской губы в океан и, сталкиваясь с океанским течением, образует очень высокие хаотичные волны, беснующиеся на протяжении нескольких километров.

Мы смертельно испугались этого, но вернуться назад уже не имели никакой возможности из-за сильного западного ветра. Смирившись с неизбежным, мы очертя голову бросились в этот сулой, и за оставшуюся часть пути натерпелись такого страху, что едва не поседели.

Чтобы понять, что такое морской сулой, представьте себе мощный порог десятикилометровой длины, в котором нет камней, но постоянно бушуют валы, как минимум, двухметровой высоты.Однако, через пару часов мы все-таки преодолели Хайпудырскую губу и утром высадились в шести километрах от мыса Синькин Нос. Погода безнадежно испортилась, разбушевался шторм. Здесь нам пришлось провести еще четыре дня, пережидая непогоду. Пешком мы ходили в нежилую деревню Синькин, где познакомились с одиноким охотником, живущим там, и от которого мы узнали множество интереснейших местных баек.

Когда погода улучшилась, мы отправились дальше, и за два перехода добрались до мыса Черный Нос возле устья реки Коротаихи. В сорока километрах от устья располагается поселок Каратайка, крупнейший населенный пункт в этих местах, но он нас тогда не интересовал, и на следующем переходе мы дошли до реки Большая Талата в Бельковской губе. Здесь мы отдохнули в течение дня, а 16 августа отправились на север вдоль побережья Югорского полуострова.

Дул свежий южный ветер, который, как выяснилось позже, достигал скорости в 21 м/с. Всего лишь за два дня мы достигли пролива Югорский Шар, где переночевали на полярной станции Белый Нос.Теперь нам оставалось пересечь пролив, чтобы достигнуть заветной цели. Это не вызвало затруднений, и 19 августа мы уже высаживались на белые скалистые берега острова Вайгач, рядом с мысом Канин Нос. Здесь мы и получили возможность, наконец, ополоснуть наши сапоги в холодных водах Карского моря, западная граница которого здесь проходит как раз по линии Белый Нос - мыс Гребень.

Отсюда мы решили возвращаться в Каратайку, хотя до Амдермы и оставалось всего-то 40 километров, в связи с тем, что из Амдермы было практически нереально выбраться «на землю» за реальные деньги. Теперь от желанного финиша нас отделяло около 200 километров, но ветер упорно дул с юго-запада и мы едва ли могли рассчитывать быстро вернуться обратно к устью Коротаихи. Так и вышло: 70 километров до избы на реке Седаяха мы проползли за шесть дней. На Седаяхе мы простояли несколько дней, пережидая очередной шторм.

В окрестностях нам посчастливилось встретить оленеводов и попутный вездеход, на котором 30 августа мы успешно добрались до Каратайки, откуда, так же, на вездеходе к 3 сентября доехали до Воркуты.

Вообще, в этом путешествии, из семидесяти дней всего, ходовых было не более сорока. А в среднем, если разделить общий километраж на общее количество времени, проведенного в экспедиции, наша скорость составила чуть более десяти километров в сутки. Это очень мало по сравнению даже с Белым морем, где наш среднесуточный километраж составлял почти пятнадцать километров. Кроме того, как мы поняли, выходить надо было не в конце, а в начале июня, как только море начинает освобождаться ото льда. В этом случае продолжительность сезона составит не два месяца (как в нашем случае), а почти три. Ведь в конце августа на байдарке ходить здесь уже практически невозможно - ветер дует гораздо сильнее, штормит почти каждый день, а по ночам начинаются заморозки.

Тем не менее, Баренцево море нельзя назвать более суровыми и сложными, чем, например, Белое море. Шторма бывают и здесь и там, и в любом море они опасны. Если сравнивать Белое и Баренцево моря, то можно сказать, что на Баренцевом море на байдарке гораздо проще высаживаться на берег - здесь нет таких огромных литоралей покрытых вязким илом, мешающим подойти к суше.

На Баренцевом море дно песчаное или каменистое - бродить по нему одно удовольствие. В начале лета штормов тут не много и бывает довольно много дней, когда на море абсолютный штиль и вода гладкая как стекло. Поэтому, нельзя говорить, что Баренцево море крайне опасно и для байдарки непроходимо. Просто надо учитывать, что шторма тут бывают чаще и силы уходят гораздо быстрее.

Сложности у нас возникали скорее не на море, а на суше - из-за сильнейших ветров, нехватки кислорода и холодной погоды. Еды у нас уходило в три раза больше чем обычно, а силы кончались в два раза быстрее. К примеру, за тридцать пять дней мы прошли всего четыреста километров до Медынского заворота, и к этому времени у нас уже почти закончилась еда, запасенная на два месяца.

Тем не менее, несмотря на все сложности и неожиданности, путешествие получилось просто незабываемым, и мы продолжим его в следующем году. Думаю, оно должно получиться не менее интересным и захватывающим, чем это.

Ну а теперь, самое время перейти к чтению рассказов о Печорско-Югорском путешествии.

  • Вперёд

После победных войн со Швецией и Османской империей к началу XIX века Россия закрепила за собой статус одной из ведущих мировых держав. Но мировая держава не может существовать без сильного флота, поэтому его развитию уделялось отдельное внимание. Например, русских офицеров отправляли набираться опыта на флоты зарубежных стран. Кратко о кругосветном путешествии Крузенштерна и Лисянского вы узнаете в процессе прочтения статьи.

Подготовка

Идея Юрия Лисянского и Ивана Крузенштерна принадлежала последнему. Обдумывать ее он начал сразу по возвращению в Россию в 1799 году. Окончательный вариант был представлен в начале 1802 года и довольно быстро одобрен морским министром и министром коммерции. Уже 7 августа Крузенштерн был назначен командиром экспедиции. Заместителем стал его старый друг, знакомый еще со времен учебы в Морском корпусе, капитан-лейтенант Лисянский. Большая часть расходов кругосветного путешествия Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского были оплачены Российско-американской компанией. Купцы имели свой интерес, они надеялись на открытие нового перспективного морского маршрута, по которому можно было доставлять товары в Китай и русские поселения в Америке.

Приготовления к первому кругосветному плаванию Крузенштерна и Лисянского велись быстро, но тщательно. Корабли было решено не строить самим, а купить за рубежом. В Англии за семнадцать тысяч фунтов стерлингов были приобретены два трехмачтовых шлюпа, получивших название «Надежда» и «Нева». Первым командовал сам Крузенштерн, а вторым - Лисянский. Там же были закуплены необходимые навигационные приборы и прочее снаряжение для долгого плавания. Экипажи были набраны исключительно из русских матросов-добровольцев, несмотря на то, что Крузенштерну советовали пригласить опытных иностранных моряков. Это было необычное решение, ведь опыта дальних океанских походов у русских кораблей и экипажей не было. Кроме того, в состав экспедиции вошли несколько ученых, а также посол Резанов, который получил задание наладить связи с Японией.

Европа и Атлантический океан

26 июля (7 августа по новому стилю) 1803 года корабли экспедиции вышли из Кронштадта. Русских мореплавателей, отправляющихся в первое свое кругосветное путешествие, торжественно провожали местные жители и команды кораблей, стоящих на рейде. Через десять дней экспедиция дошла до Копенгагена, где в обсерватории были откорректированы хронометры. 26 сентября «Надежда» и «Нева» остановились в Англии, в Фалмуте, где задержались до 5 октября, чтобы проконопатить корпуса. Следующая остановка была сделана на Канарских островах, где запаслись провизией и пресной водой. После этого отправились к берегам Южной Америки.

26 ноября русскими кораблями был впервые пересечен экватор. Это событие отметили торжественным подъемом Андреевского флага и салютом из орудий. В декабре экспедиция подошла к острову Святой Екатерины у берегов Бразилии и остановилась там. «Нева» нуждалась в замене мачты, и ремонт затянулся до конца января. За это время участники экспедиции ознакомились с природой тропической страны. Многое вызывало удивление, ведь в южных тропических широтах январь является самым жарким месяцем, и перед путешественниками предстало все разнообразие животного и растительного мира. Было составлено детальное описание острова, внесены поправки и исправления в карту побережья, собраны десятки образцов различных видов тропических растений.

Тихий океан

Наконец, ремонт был закончен, поэтому первое русское кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского продолжилось. 20 февраля 1804 года корабли обогнули мыс Горн и продолжили свой путь уже по Тихому океану. Тут не обошлось без происшествий: из-за сильного ветра, дождей и тумана корабли потеряли друг друга из виду. Но командование экспедицией предусмотрело подобную возможность, опираясь на рассказы английских моряков о «неистовых пятидесятых» и «ревущих сороковых» широтах. В случае подобного развития событий было решено встретиться на острове Пасхи. «Нева» подошла к острову и, подождав там три дня, отправилась к где и встретилась с «Надеждой» возле острова Нукагива.

Выяснилось, что, потеряв из Лисянского, Крузенштерн направился на север, чтобы обследовать тамошнюю часть океана, но так и не нашел новой суши. Сам остров был детально описан, была собрана коллекция неизвестных науке растений, а Лисянский составил краткий словарь туземного языка. После этого корабли покинули Нукагиву, в мае вторично пересекли экватор и взяли курс на Гавайские острова, где разделились. «Надежда» отправилась на Камчатку, а «Нева» - к северо-западным берегам Америки.

Граф Федор Толстой

На пути к Камчатке на одном из островов экспедиция рассталась с одним из членов экипажа, Федором Толстым. Он был известнейшим представителем русского дворянства тех годов, причем славу свою получил за эксцентричное и провокационное поведение. Не изменил своему характеру он и в путешествии. В конце концов, Крузенштерну надоели выходки Толстого, поэтому он высадил его на берег. Оттуда Толстой добрался до Алеутских островов и Аляски, после чего вернулся обратно на Камчатку и через Дальний Восток, Сибирь и Урал прибыл в Петербург.

Камчатка

В начале июля «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский. К этому времени отношения между Крузенштерном и послом Резановым накалились до предела. Конфликт между ними возник еще в начале путешествия и был обусловлен тем, что, хотя Крузенштерн являлся командиром корабля, формально начальником экспедиции считался Резанов, причем о его статусе стало известно только после отбытия из Кронштадта.

Такое двоевластие просто не могло не сказаться во время первого кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского на дисциплине экипажа. Дело почти дошло до бунта, и посол был вынужден до прибытия в Петропавловск-Камчатский проводить все время в каюте. Сойдя на берег, он сразу же подал жалобу губернатору на действия Крузенштерна и экипажа. Впрочем, все разрешилось благополучно, и «Надежда» вышла в море и отправилась к берегам Японии.

Япония

26 сентября 1804 года корабль прибыл в порт Нагасаки. Но местные власти оказали русским морякам довольно холодный, даже враждебный прием. Сначала от них потребовали сдать пушки и вообще все огнестрельное оружие, только после этого кораблю было позволено зайти в бухту. «Надежда» простояла в гавани полгода, все это время морякам не разрешалось даже сойти на берег. В конце концов, послу сообщили, что император не может принять его. Более того, русским кораблям впредь запрещалось показываться вблизи японских берегов. Попытка установить дипломатические отношения закончилась провалом. Впрочем, это неудивительно, ведь Япония в тот период строго придерживалась политики изоляции и не собиралась от нее отказываться. Корабль вернулся в Петропавловск-Камчатский, где Резанова освободили от дальнейшего участия в плавании.

Впрочем, плавание в Японию не было напрасным. Европейцам был плохо известен тот регион, карты пестрели неточностями и ошибками. Крузенштерн составил описание западной береговой линии Японских островов, внес некоторые поправки в карты.

В июле 1805 года «Надежда» совершила еще одно плавание, на этот раз к берегам Сахалина. Пройдя с юга на север острова и попытавшись обогнуть его, экспедиция столкнулась с туманами и мелководьем. Крузенштерн ошибочно решил, что Сахалин - это полуостров, соединенный с материком перешейком, и повернул обратно на Камчатку. Пополнив запас провизии, совершив необходимый ремонт и загрузившись пушниной, шлюп в конце сентября отправился в Китай. По пути с карт были убраны несколько несуществующих островов, а сама «Надежда» несколько раз попадала в шторм. Поздней осенью корабль наконец бросил якорь в Макао и стал ждать прибытия Лисянского.

Путешествие «Невы»

После разделения на Гавайских островах «Нева» отправилась к побережью Северной Америки. Там экспедиция в первую очередь занялась гидрографическим описанием побережья. Кроме того, осенью 1804 года Лисянский вынужден был прервать научные исследования на острове Кадьяк и оказать помощь русским поселенцам в Америке, которые подверглись нападению туземцев. Разрешив проблемы поселенцев и выполнив необходимые астрономические наблюдения в тех местах, корабль вернулся на Кадьяк. Кроме гидрографических и астрономических наблюдений, осуществлялось наблюдение за погодой, а также была составлена карта Кадьякского архипелага.

После зимовки в 1805 году исследования побережья продолжились. Летом «Нева» бросила якорь в поселении Ново-Архангельске. Здесь экспедиция провела около двух месяцев, исследуя этот район. Проводилась разведка берегов и вылазки вглубь островов, было составлено их детальное описание. В частности, Лисянский поднялся на гору Эчком, которая являлась потухшим вулканом. Были сделаны наблюдения о растительности, смене температуры с высотой, собраны образцы вулканических пород. Лисянский обнаружил горячие источники на острове Баранова, вода которых имела лечебные свойства. Им же было собрано множество сведений о жизни индейцев и коллекция их бытовых предметов.

После завершения всех необходимых исследований «Нева» приняла груз пушнины, принадлежавшей Российско-американской компании, и 1 сентября отправилась к берегам Китая. Перед отплытием было заготовлено несколько десятков ведер дикого щавеля, который являлся проверенным средством от цинги. И действительно, случаев заболевания в дальнейшем пути не было.

Лисянский надеялся обнаружить неисследованную сушу и прокладывал маршрут через те участки океана, по которым до этого суда не ходили. Но эти поиски чуть не обернулись неприятностями: ночью 3 октября «Нева» села на мель. Как оказалось утром, это спасло корабль от столкновения с маленьким островом, находящимся в центре мели. Острову дали имя Лисянского. Он был необитаемым и весьма низким, в темноте тропической ночи его очень просто не заметить, а столкновение с каменистым берегом окончится гибелью корабля. «Нева» успешно снялась с мели и продолжила путь.

Тем не менее плавание Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского затягивалось, корабль не успевал к намеченному сроку, и Лисянский решил сместиться на юг, чтобы паруса наполнил попутный ветер. Возле Филиппин «Неву» сильно потрепал тайфун, пришлось даже выбросить за борт часть груза. Наконец, в середине ноября мореплаватели встретили первый китайский корабль. 21 ноября 1805 года «Нева» прибыла в Макао, где ее уже ожидала «Надежда».

Китай

По прибытии в Макао Крузенштерн известил губернатора о цели визита и убедил его разрешить «Надежде» остаться в порту до прибытия «Невы», даже несмотря на то, что военным кораблям там стоять запрещалось. Но уговорить местные власти на заход обоих суден ему сразу не удалось. Поэтому, когда «Нева» подошла к Макао, он перешел на нее и вместе с Лисянским отправился в порт.

С продажей мехов возникли определенные трудности, так как китайские купцы ждали разрешения правительства на то, чтобы вступить в торговые отношения с русскими. Наконец, при помощи местного английского торгового представительства удалось сбыть груз. Закупив китайские товары (чай, шелк, фарфор) и завершив торговые дела, экспедиция готовились к отправке, но тут вновь вмешались китайские чиновники, запретив кораблям покидать порт до получения разрешения. Спустя месяц разрешение наконец было получено, и 28 января 1806 года русские мореплаватели отправились в путь.

Возвращение

Во время плавания через Полинезию, Индийский и Атлантический океан каких-либо географических открытий сделано не было, так как этот маршрут был широко известен и давно исследован. Впрочем, несколько интересных событий все же случилось. До берегов Африки корабли шли вместе, но, проходя мимо попали в туман и 3 апреля потеряли друг друга из виду. По договоренностям на такой случай предполагалось вновь встретиться на острове Святой Елены. По прибытии туда Крузенштерн получил известие, что Россия и Франция находятся в состоянии войны. Это заставило его изменить дальнейший маршрут экспедиции кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского, и «Надежда» пошла вдали от европейских берегов, обогнув Британские острова.

Лисянский же решил возвращаться самостоятельно, не заходя на остров Святой Елены. Бросив якорь в Портсмуте и узнав о войне, он все же продолжил плавание через Ла-Манш. Так или иначе, оба корабля успешно завершили первое кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского. «Нева» вернулась в Кронштадт 22 июля, а «Надежда» пришла 7 августа 1806 года.

Значение

Первое русское кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского открыло новую страницу географических исследований. Экспедицией были открыты новые острова и стерты с карт несуществующие, уточнена береговая линия Северной Америки и Японии, установлена широта и долгота многих точек на карте. Обновленные карты малоизученных мест земного шара упростили дальнейшие экспедиции. После первого кругосветного плавания Крузенштерна и Лисянского было получено множество сведений о населении дальних земель, о его обычаях, культуре и быте. Собранный этнографический материал был передан Академии наук и послужил ценным источником информации. Во время путешествия также были составлены чукотский и айнский словари.

Исследования температуры воды в океанах, ее солености, течений, приливов и отливов не прекращались за все время путешествия, в дальнейшем полученные сведения станут одной из основ океанографии. Наблюдения за погодой в разных уголках земного шара впоследствии будут иметь значение для становления такой науки, как климатология. Ценность исследований и наблюдений русской экспедиции в том, что они проводились систематически, с помощью самых современных приборов, подобный подход на тот момент был новаторским.

Сведения, полученные в кругосветном путешествии Крузенштерна и Лисянского (описание было представлено вашему вниманию в статье), были опубликованы в книгах Крузенштерна и Лисянского. К сочинениям прилагались атласы с новейшими картами и иллюстрациями природы и городов дальних стран. Данные труды, содержавшие множество сведений о малоисследованных землях, вызвали сильный интерес в Европе, вскоре были переведены на западноевропейские языки и изданы за рубежом.

Экспедиция стала первым русским кругосветным путешествием, матросами и офицерами впервые был приобретен опыт дальних плаваний, тем самым сформировалась основа для дальнейших географических открытий под русским флагом. В частности, в экипаж «Надежды» входили Фадей Беллинсгаузен - будущий и Отто Коцебу, совершивший в дальнейшем еще одно кругосветное путешествие, но уже в качестве командира экспедиции.

Выбор редакции
1 Слова по теме: Квартира и комнаты (звук и транскрипция) Other words: apartment – амер. квартира; apartment house – многоквартирный...

Тропические зоны ограничены со стороны экватора летним положением тропического фронта, со стороны умеренных широт зимним положением...

Социалист Франсуа Олланд и действующий президент Николя Саркози выходят во второй тур президентских выборов во Франции, свидетельствуют...

Петр I, за свои заслуги перед Россией получивший прозвище Петр Великий, – фигура для российской истории не просто знаковая, а ключевая....
Почему не любят евреев? История насчитывает немало прецедентов, в которых ненависть к представителям еврейского народа начиналась...
02.01.2019 Право на жилище является конституционным правом каждого человека, поэтому если собственникам или другим лицам не удается...
Свекла на зиму — вкусная и удобная заготовка. Она позволяет быстро приготовить обед или . Заготовка может быть сформирована в банках в...
Латинское название: JEANINEКод АТХ: G03A A16Действующее вещество: этинилэстрадиол, диеногестПроизводитель: BAYER PHARMA (ФРГ)Отпуск из...
В преддверии новогодних и рождественских распродаж кажется полезным напомнить нашим читателям о том, как в бухгалтерском учете следует...