Аргентинское танго: история танца и лучшие мелодии, написанные в его ритмах. В какой стране зародился танец танго? Аргентинское танго Где зародилось танго


Аргентинское танго - это особая форма искусства. С одной стороны, танго принадлежит миру музыки, с другой стороны оно является неотъемлемой частью танцевального искусства. Единство этих двух элементов дает безграничные возможности для импровизации. И если, к примеру, вальсы Шопена можно только слушать, то музыку аргентинского танго можно не только слушать, но и танцевать.

В конце 19 века аргентинский портовый город Буэнос-Айрес стал необычайно популярным среди эмигрантов. Из разных стран Европы приехали сюда люди в поисках лучшей жизни. Эти люди привезли с собой различные музыкальные инструменты из своих родных стран: скрипки, гитары, флейты, и конечно они несли в себе музыкальные традиции своих стран.

И вот, в Буэнос-Айресе, как смешение различных культур и направлений в музыке формируется и развивается новый танец - танго. В нем африканские ритмы тангано, аргентинская милонга, гаванская хабанера, испанское фламенко, ритуальные танцы индейцев, польская мазурка, немецкий вальс слились воедино в танце тоски по покинутой родине, несчастной любви, страсти и одиночества.

Танго - это уникальный сплав традиций, фольклора, чувств и переживаний многих народов, имеющий долгую историю.

Откуда пришло танго? О происхождении танца, музыки и слова "танго" строят самые фантастические теории, простирающиеся вплоть до страны Восходящего Солнца. Некоторые считают, что в основе слова «танго» - латинский глагол "tangere" - касаться, другие считают его произошедшим от испанского слова "tambor" – барабан. Более вероятной представляется теория, опубликованная Винсенте Росси в 1926 году в книге "Cosas de negros"(Дела Черных). Росси первым указал на то, что слово "танго" может происходить из одного из африканских диалектов.

Милонга, креольская предшественница танго, является уже сама по себе частью культурной истории. У негритянского населения Бразилии сохранилось первоначальное значение слова «milonga» - "слова", "разговор", в Уругвае "милонга" означала "городское пение", в Буэнос Айресе и его окрестностях «milonga» в 1870 -ые годы означала "праздник" или "танцы", а также место их проведения, и одновременно "беспорядочную смесь". В этом значении это слово употребляется в эпосе Мартина Фиерро. Вскоре это слово стали употреблять для обозначения особой танцевально-песенной формы, к которой добавились milonguera - танцовщица в увеселительных заведениях и milonguita - женщина, работающая в кабаре, со склонностью к алкоголю и наркотикам."

Сельская милонга была очень медленной и служила музыкальным сопровождением песен. Городской вариант был намного быстрее, более подвижным, его играли и танцевали более ритмично. Очевидна ее родственная связь с музыкой народных певцов пампы. В то время как танго представляет собой более стилизованную городскую музыку, оставившую позади свое фольклорное наследие еще до 20-х годов 19 века, милонга несет в себе многочисленные черты народной музыки Аргентины. Вентура Р. Линч в 1883 году указывал на сходство милоги и песен гаучо. Пение гаучо сопровождается ритмами милонги, причем его мелодическая структура по простоте приближается к речитативу. Танцевали под милонгу прежде всего в пригородах на танцевальных балах "компадритов".

Возникновение танго можно более-менее точно проследить с того момента, когда музыканты, играющие для танцоров записывали исполняемую ими музыку. Это были прежде всего пианисты, играющие в элегантных салонах, где имелось пианино. Пианисты играли здесь в большинстве случаев в одиночку. Они имели, как правило, музыкальное образование в отличие от своих анонимных коллег из трио, играющих в пригородах. Они обменивались нотами, создавали свой стиль и что наиболее важно - записывали свои композиции.

Танго, или то, что понималось под этим в то время, играли в самых разных местах, на улицах, во дворах рабочих кварталов и во многих заведениях, от танцевальных залов до борделей: "ромериях", "карпасах", "байлонгах", "трингетах", "академиях" и др. Хосе Гобелло цитирует описание некой "академии" 1910 года: "Академия представляла собой просто кафе, где обслуживали женщины и где играла шарманка. Там можно было выпить и потанцевать между двумя стаканами с обслуживающими женщинами."

Сначала танго было веселым, легким, временами даже вульгарным. Долгое время оно оставалось музыкой и танцем низших слоев общества. Средний и высший классы его не признавали.

В 20-х годах 20 века в Аргентине начался экономический кризис. Огромное количество людей потеряло работу и жители Буэнос-Айреса, портеньо, стали очень грустными людьми. Необходимо отметить, что в то время большую часть населения Буэнос-Айреса составляли мужчины. Говорят, что молодая женщина имела возможность выбирать себе избранника из 20 претендентов! И потому мужчины Буэнос-Айреса были очень одиноки. Танго стало танцем мужчин, в основе него лежало противоборство, дуэль из-за женщины. Лирика танго - это тоже женщина, грусть и тоска по ней. Для мужчины-портеньо существовали лишь короткие минуты сближения с женщиной. Это происходило тогда, когда он держал ее в своих объятиях, танцуя танго. В эти моменты мужчину охватывала любовь, и это чувство примиряло его с жизнью. Аргентина развивалась очень быстро между 1880 и 1930 годами. Весь город Буэнос-Айрес целиком был перестроен в этот период. Старый колониальный испанский город, с одноэтажными зданиями и узкими улицами, был замещен метрополисом с широкими проспектами, прекрасными парками и зданиями французской и итальянской архитектуры.

Во время того периода быстрого развития, самые богатые имели привычку ездить в Европу. Они имели большие дома в Париже или Лондоне. Их приемы регулярно посещались знатью, знаменитостями и богачами. Французы ввели в обращение фразу «он богат, как аргентинец», имея в виду чрезвычайно богатых людей. Сыновья этих людей оставались в Европе, чтобы учиться. Именно они познакомили парижскую знать с аргентинским танго. Танго сразу стал всеобщим увлечением.

Все принялись устраивать вечеринки с участием оркестров из Аргентины, уроки танго и милонги. Женской моде пришлось измениться, дабы подстроиться к движениям из танго. Весьма громоздкие платья той поры были заменены более легкими и свободными. Один известный дизайнер одежды располагал значительным количеством невостребованного материала оранжевого цвета. Он решил назвать цвет этого текстиля «Оранжевый танго». Материал был раскуплен тут же, и кутюрье пришлось заказывать новую партию. Танго стал танцем дня. Из Парижа, он моментально распространился в другие большие столицы: Лондон, Рим, Берлин, и, наконец, в Нью-Йорк.

А затем, танго вернулся в Буэнос-Айрес, но уже одетый в смокинг, и встретили его там как самое любимое детище. Какая перемена!

Возникло новое слово - тангомания, мода на танец танго и на все, что с ним связано: танго вечеринки, танго напитки, сигареты, одежда и обувь в стиле танго (смокинг для мужчины, юбка с разрезом для женщины) и даже салат-танго. Из Парижа танго и разошлось по всему миру - в Лондон, Нью-Йорк, Германию и Россию, хотя не беспрепятственно. Папа Пий Х высказался против нового танца, австрийский император запретил солдатам танцевать его в военной форме, а английская королева заявила, что отказывается танцевать "это". Но в 1914 году пара румын, учеников аргентинца Казимира Аина, станцевали танго в Ватикане, и Папа снял таки свой запрет.

В России тоже было свое танго. Танго стало очень популярным в Петербурге в начале ХХ века, хотя его танцевание было официально запрещено. В 1914 году появился указ министра народного просвещения, запрещающий в учебных заведения России само упоминание о "вошедшем в большое распространение танце под названием танго". И если вспомнить, судьбу танго в свое время разделяли и вальс, и мазурка, и полька. И в 20-30-е годы в советской России оно также было под запретом как танец "упадочной" буржуазной культуры. Запрещать запрещали, но танго становилось все более любимо. Из рук в руки передавались заигранные патефонные пластинки с "Кумпарситой" Родригеса, "Брызгами шампанского", "Утомленным солнцем". Звучали сладостные мелодии Оскара Строка, задушевное танго в исполнении Вадима Козина, Петра Лещенко, Константина Сокольского, Александра Вертинского... А затем танго военного времени и танго из отечественных кинофильмов. Это было русское танго.

Совсем недавно к танго относились как к ретро танцу, культуре и стилю, который давно отжил свой золотой век. Но сегодня танго вновь возвращается к нам в начале нового века в том исконном стиле, как его танцевали и танцуют в Аргентине. Это новая волна тангомании. Это новое направление неоромантизма, когда мужчина и женщина заново открывают очарование и удовольствие от танца вдвоем. Аргентинское танго танцуют во всем мире.

Танго завораживает каждого, кто к нему прикоснется.

В конце XIX века в Буэнос-Айресе зародилась история танца, покорившего весь мир. Портовый город стал точкой возникновения танго в результате большого количества эмигрантов из других стран. Во времена «серебряной лихорадки» в город стекалось множество авантюристов в поисках драгоценного металла. Не найдя легкой наживы у реки Ла-Плата эмигранты обосновались в столице Аргентины на постоянное местожительство. Они занимались в основном портовыми работами днем, а ночью веселились и развлекались в барах, игорных клубах и кафе. В обиход вошел танец, ставший универсальным «языком» общения между народов разных национальностей. Этот танец и был настоящим аргентинским танго.
Танго заняло второе место после венского вальса по близкой позиции партнеров относительно друг друга, учитывая то, что в XIX веке считалось крайне неприличным приближаться менее чем на 30 сантиметров к партнеру.

Чтобы танго стали воспринимать, как самостоятельный танец, потребовалось время и, наконец, танго перебралось из баров и кафешек в коммунальные общежития. Возможно, и не так высоко, но танец очистился от греховных движений, символизировавших пошлую подоплеку, и превратился в более артистичный и страстный образ.

Став популярным, танец понравился и людям высшего общества, но прошло еще много времени, прежде чем это общество полностью прониклось к танцу, как к искусству. Молодые состоятельные юноши часто развлекались в пригородах, где и цепляли манеру движений танго. Впечатления о новом танце скоро захватили все высшее общество и танец, наконец, приобрел исключительный статус.

Благодаря именно этим людям танец стал развиваться и начинается следующий этап популярности танго.

Путешествие аргентинского танго в европейские страны.

XIX век – век бурного развития Аргентины. Богатые местные чиновники разворачивают свою власть на дальние территории и несколько раз в год посещают страны Старого Света. Здесь они заводят новые знакомства для продвижения их славы и бизнеса, а молодое поколение часто оставляют в Европе на обучение. Именно молодежь знакомит Старый Свет с новым доселе неизвестным искрометным танцем танго. Несмотря на всеобщую страсть к танго вскоре танец запретили в результате религиозных взглядов многих правителей того времени.

Таким образом, аргентинскому танго пришлось покинуть Европу и вернуться в родные края.

Но не тут-то было! Расцвет танца произошел в 40-х годах снова в Буэнос-Айресе. Танго присваивают статус национального танца. Кумир большинства аргентинцев Карлос Гардель и его стиль исполнения также помогли танцу выйти на первые полосы. Пластинки с рвущими душу романсами покорили сердца десятков тысяч жителей Аргентины, а дешевизна пластинок с записями повлекла за собой мощное распространение музыки, а вместе с ней и чудесного танца.

Наступает время танго-оркестров, танцуют танго везде, даже в тесных кафе и салонах.

В 50 году в результате смены политического режима Аргентины танец вновь прячется в подполье. Вскоре о танго совсем забывают, и молодежь слушает уже другую музыку. Меняется форма общения и в танго уже никому не интересен.

Перерождение танго и его воскрешение.

В 1983 году произошло падение милитаристского режима, что привело к более свободному общению и предпочтениям.

Впервые на сцене был поставлен спектакль под названием «Аргентинское танго», что и послужило толчком к возрождению почти забытого танцевального помешательства. Конечно, разница сценического и обычного танго велика. Изменились движения – раньше они были простыми незамысловатыми и спутанными, теперь же танец приобрел четкую технику движений, страстные взмахи и наклоны, появилось множество элементов, непривычных для зрителя. Это вызвало небывалый ажиотаж!

Танго стал завоевывать все больше стран Европы, потом Америки. Начали формироваться школы, обучающие технике танца, проводиться мастер-классы по танго, а также концерты с участием знаменитых маэстро. Музыкант Астор Пьяцолло создал абсолютно новое течение в музыке называющееся танго-нуэво. Ритм синглов был резче, музыка жестче и смелее. Чувственные мотивы перекликались с эмоциональными и вызывали дрожь у большинства слушателей. После появилось так называемое электронное танго. Прогресс заставлял музыку меняться и движения танца формировались согласно всеобщему настроению.

Позже в 90-х годах появилось танго, которое известно нам сейчас. Классическое аргентинское танго сформировалось на основании чувств и эмоций молодого поколения Аргентины. Танго-нуэво характеризуется пластичными замедленными движениями в один момент переходящими в страстные прыжки и наклоны.

Обучая желающих в нашей школе, мы уделяем особое внимание эмоциям и темпераменту танца современного стиля танго. Ведь изначально танго – это танец-диалог между двумя партнерами, которые проникают друг в друга, чувствуют друг друга и вместе в страстном порыве формируют темпераментные движения танго. С изменением времени меняется и стиль исполнения танцевальных движений. В настоящее время самым прогрессивным и популярным направлением аргентинского танго является именно танго-нуэво.

Современное танго имеет множество разновидностей. Среди них и строгое бальное направление, и страстное аргентинское и необычное финское. Но все они отличаются от других видов танцев своим особенным неповторимым характером. Ведь только в танго можно совместить такие анатономичные черты как выдержанность и страсть, строгость и фривольность, нежность и агрессию. Может именно поэтому, несмотря на свою сложность, как в исполнении, так и в понимании, этот танец имеет огромное количество поклонников по всему миру.

История возникновения танца

Принято считать, что прототипом все направлений танго стал парный аргентинский танец, который впервые был станцован в Южной Америке. Однако, некоторые источники, в частности французские ученые, утверждают, что впервые танго появилось в Испании, и танцевали его испанские аборигены (испанские мавры, арабы). Произошло это в начале ХV века. И лишь в ХVІ столетии, во время колонизации Южной Америки Испанией, танец попал в Аргентину.

Также следует отметить, что в Испании танго в своем первоначальном виде было лишь одной из многочисленных вариаций парных народных танцев. А огромную популярность направление получило уже в Аргентине и других странах Южной Америки. Там же танго развивалось и постепенно выделилось в отдельное танцевальное направление. Изначально танго танцевалось под ритмы барабанов и выглядело как достаточно примитивный танец, но со временем аргентинское танго превратилось в достаточно сложный танец, который представлял собой абсолютно уникальное музыкально-танцевальное направление, основанное на ритмах и мелодиях «одолженных» в Европе, Африке и Америке (милонга, хабанера и др.).

Долгое время танго считали танцем простых людей. Лишь в конце XIX - начале XX столетий танго было представлено в Европе как еще одно официальное направление в танцах. Наиболее популярна версия, что первым хореографом, показавшим танго лондонским экспертам, хореографам и импресарио стал Камиль де Риналь. Однако есть и другие источники, которые утверждают, что танго в Европе увидели раньше. И представили его публике танцевальные трупы из Буэнос-Айреса и Монтевидео выступавшие в Европе. Согласно этой версии первый показ состоялся в Париже, а лишь потом танец «отправился» покорять Лондон, Берлин и другие европейские столицы.

Как бы там ни было, но в начале ХХ столетия танго начало набирать стремительно свою популярность, как модный и «высокосветский» танец в Европе. А в 1913-1915 годах увлечение танго захватило и США. С ростом популярности в светских кругах, танго становится все менее аутентичным. Хореографы «очищают» его от откровенно аргентинских черт и значительно упрощают с целью облегчения обучения. Появляются новые разновидности танго (французское, английское и др.), а США вообще практически все танцы в ритме 2/4 или 4/4 «на один шаг» начинают именовать модным словом «танго».

Танго сегодня

На сегодняшний день, танго - популярный танец, который танцуют не только любители, но и профессионалы. Бальное танго участвует в программах международных конкурсов наряду с фокстротом, вальсом и другими танцами.

В мире существует множество разновидностей танго, которые имеют свои особенности и черты. Но какое бы направление танго не обсуждалось, только к этому танцу можно применить цитату «история любви в одном танце» или «любовь за несколько шагов». Ведь более «полный» и насыщенный эмоциями танец трудно найти. В каждой маленькой постановке, танцоры проживают историю любви, которая полна чувствами и их выражением - страстью, нежностью, злостью, любовью и т.д., которая будучи выставленной на всеобщее обозрение тем не менее поражает своей интимностью.

Танго считается одним из самых сложных бальных танцев. И дело даже не в особенностях хореографии, которая является далеко не простой, а в том, что мало научиться танцевать танго. Этот танец необходимо чувствовать, понимать, ощущать.

Виды

Существует множество вариаций, видов и направлений танго, сильно отличающихся хореографией и музыкальным сопровождением. Так, начав искать направления танго, которое бы Вам хотелось изучать, Вы наверняка столкнетесь с перечнем таких видов танго как танго-вальс, милонга, канженге и т.д. Все эти вариации предполагают использование различной музыки (элементы вальса или кубинских танцев, например). Существует даже направление альтернативного танго, когда для танца стиле танго используют и адаптируют музыку совершенно других, несхожих стилей танца.

Если же рассматривать классическую классификацию танго, основанную на различиях в хореографии, то можно выделить следующие стили:

Аргентинское танго

Данный стиль является наиболее приближенным к аутентичному танцу танго, который исполняется в Аргентине и Уругвае. Данное направление представляет собой смешение стилей, направлений и разновидностей национальных народных латиноамериканских танцев с примесью ритмов из европейских и даже африканских направлений.

К основным видам аргентинского танго относят:

  • Канженге
  • Салон
  • Орильеро
  • Милонгеро
  • Нуэво
  • Фантазия

Каждый из этих видов имеет свои технические особенности, шаги, позиции и др. Но практически все виды аргентинского танго основаны на принципах импровизации в танце.

Финское танго

Данное направление зародилось в Финляндии в середине ХХ столетия. Направление очень быстро стало популярным не только на своей родине, но и во всем мире.

Финское танго является своеобразным срединным вариантом между страстным аргентинским и выдержанным спортивным бальным танцем. В финском танго уже присутствует плотный контакт в бедрах и следование четким линиям, но отсутствуют характерные резкие движения головой.

Бальное танго

Бальное танго - спортивный танец, участвующий в программах международных конкурсов. Главным отличием этого стиля от аргентинского танго является полное отсутствие импровизации. Существуют четкие нормы и правила танца - положение корпуса тела и головы, следование линиям, выполнение строго обозначенного перечня элементов и т.д. Бальное танго требует четкость как в движениях, так и в музыке. Данный стиль менее мелодичен и плавен, нежели его «собратья».

Особенные черты танго

Музыкальный размер — 2/4 или 4/4

Темп - медленный

Музыка - зависит от стиля.

Хореография - зависит от стиля.

В наше время аргентинское танго популярно настолько, что любой человек, имеющий доступ к интернету, совершенно легко найдет массу статей на эту тему. Поэтому мы можем позволить себе быть краткими и высказать собственный взгляд на историю танго.

Как известно, в конце XIX века в Аргентину хлынула толпа эмигрантов из Европы. Что это были за люди? Разные: от работяг, ищущих лучший заработок для оставленной на родине семьи, до бандитов и воров. В основном это были мужчины. Одинокие мужчины. Они привезли с собой музыку и традиции своих стран. И им надо было отдыхать. А там, где есть одинокие мужчины, всегда будут женщины, готовые заработать на этом.

Стоит заметить, что в те времена бордель был не столько местом для плотских утех, сколько своего рода клубом по интересам, где мужчины могли позволить себе расслабиться после изнурительного (или не очень) труда. Алкоголь, музыка, шутки, песни и танцы... Благодатная почва для рождения удивительного по своей сути танца.

О прародителях танго написано множество трудов и статей, все они достаточно скучны, и больше путают читателя, нежели раскрывают историю танго. Спорить о том, из какого танца сформировалось танго и от какого слова произошло название, можно до бесконечности. Очевидно одно: танго - это уникальный симбиоз танцевальных традиций множества культур. Мы думаем, именно эта многогранность и дает танго такой неоднородный и пластичный характер, способный подстроится под любой режим, любую страну, а главное, под любое время. Можно сказать, танго обладает качествами человека, способного расти, развиваться, учиться и видоизменяться.

Существует мнение, что танго изначально мужской танец. Высказывают предположения от романтичных до самый пошлых. Но что бы ни говорили, этот танец был в первую очередь мужским. А как может быть иначе в стране, где на 11 мужчин приходится 1 женщина, а каждая третья продает свое время? Уже одна лишь возможность просто обнять женщину зависит от того, насколько хорош мужчина в танце. Вот мужчины и тренировались друг с другом, опасаясь быть заподозренными в «чем-то таком». Хотя... если вспомнить европейские нравы того времени, может «что-то такое» и случалось... Но не будем портить подозрениями красивую историю. В любом случае, для танго характерно танцевать в паре, не важно с кем: мужчина с мужчиной, женщина с женщиной (было и такое, когда дамы хотели позлить своих кавалеров), и как верх самой страсти - мужчина и женщина.

О месте рождения тоже идут споры: то ли Аргентина, то ли Уругвай. Как бы то ни было, в Париж танго привезли все-же предприимчивые и красивые маэстро из Серебряной страны. И тут же заразили Европу тангоманией. Было модно все, что связано с танго: одежда, прически, обувь, музыка... Стиль жизни - танго... Конечно же, не обошлось без гонений церкви. А как же без нее? Сначала венский вальс подорвал устои морали старушки Европы, а теперь этот танец... с непонятной историей и происхождением. Доподлинно известно, что Папа Римский Пий Х собирался запретить порядочным христианам танцевать танго. Но тут, как ни странно, не обошлось без румын - в 1914 году ученики аргентинского маэстро Казимира Аина весьма скучно и безо всякой порочной страсти станцевали новый танец в Ватикане. Расчет был верен - запрет был снят.

Значимую роль в популяризации танго этого периода занимает Карлос Гардель (Carlos Gardel) - аргентинский певец, композитор и актёр, чей волнующий баритон, драматические песни, и узнаваемый элегантный стиль произвели фурор за пределами Аргентины.

Немного подпортил триумф танго военный переворот в Аргентине в 1930 году, когда власти стали панически бояться любого сборища людей, количеством больше трех. И тем не менее танго не исчезло из культуры аргентинцев. Да, правительство запретило к исполнению песни с намеками о политике, но само танго оно было не в силах запретить.

Начался Золотой век танго. В этот период появилось множество композиторов, исполнителей танго и оркестров, каждый из которых совершал своеобразный прорыв, видоизменяя танго. Хуан Дарьенцо (Juan d’Arienzo) - «король ритма», - создал ритмичное танго (в это время начал свой путь рок-н-ролл), используя более современные аранжировки и инструментарий. Карлос Ди Сарли (Carlos di Sarli) стал классиком мелодичного, лиричного, богатого танго, за что был особо любим среди широких масс танцующих танго в своё удовольствие. Освальдо Пуглезе (Osvaldo Pugliese) создал сильные аранжировки, что дало толчок сценическому танго.

К сожалению, долгое пребывание под запретом сказалось на популярности танго, и к 50-м годам ХХ века танго стало терять своих почитателей. Необходимо было что-то новое. В корне отличающиеся от того, что было в период Золотого века танго. Танцу было необходимо новое дыхание. И оно пришло в 60-х годах вместе с «танго-нуэво». Революцию совершил бандонеонист Астор Пьяцолла (Ástor Piazzolla), соединив джаз и классическую музыку.

Но все же долгое время аргентинское танго было всего лишь визитной карточкой Аргентины. До тех пор пока предприимчивые маэстро из Серебряной страны... снова не привезли в Европу спектакль об аргентинском танго, и в 90-х началась очередная тангомания, которая продолжается и сейчас.

Повсеместно открываются школы аргентинского танго, по свету разъезжают странствующие и приглашённые преподаватели из Аргентины; вместе с тем танго живёт и развиваются, рождаются новые и видоизменяются различные стили; пишется музыка, соответствующая современным тенденциям. И в то же время можно заметить постоянные отсылки к истокам - к тому танго, которое танцевалось в Аргентине в конце XIX века.

Черно-красная гамма в одежде, томный взгляд партнеров и близость тел - танец еще не начался, но уже заставляет сердца биться учащенно. Такой эффект производит страстное и огненное танго. История этого жанра полна неожиданных фактов и секретов. Какое отношение к происхождению танца имеют африканцы? Почему в Париже он ассоциировался с оранжевым цветом? И какие мелодии танго считаются самыми популярными? Ответы на эти вопросы ищите в нашей статье.

Что такое танго?

Если обратиться к энциклопедиям, то ответ на поставленный вопрос звучит весьма однобоко: танго - это парный аргентинский танец. Но если копнуть глубже, в этимологию слова, то перед нами открываются интересные факты. Существуют несколько версий происхождения термина:

    африканская. В Танзании, расположенной в Восточной Африке, находится область под названием «танга». Кроме того, с помощью этого слова африканцы раньше обозначали закрытое, особое пространство;

    латинская. Лингвисты считают, что в основе термина лежит латинский глагол tangere, который означает трогать, прикасаться. Аналогичное значение имеет и французский глагол tangier;

    испанская. Вариант менее правдоподобный, но имеет право на существование. Согласно ему, слово происходит от испанского taner - играть на каком-либо музыкальном инструменте.


Говоря о танго, нельзя обойти стороной его особенности . Для танца характерен:

    быстрый ритм;

    разнообразные движения, в которых задействованы все части тела;

    резкие повороты, в большом количестве;

    тесный контакт между партнерами, за счет чего создается страстный характер жанра.

Лучшие танго

Предлагаем послушать известные мелодии в ритмах танго.


«Por una cabeza» Карлоса Гарделя. Мелодия, название которой переводится как «Потерявший голову», была написана в 1935 году. Но всеобщую славу композиция приобрела после того, как прозвучала в фильме «Запах женщины». Великолепный танец в исполнении Аль Пачино и Габриэль Анвар под тоскливую игру скрипки завораживает и остается в памяти навсегда.

«Por una cabeza» (слушать)

«Табакера» Горана Бреговича. Эта мелодия считается одной из самых известных среди всех композиций музыканта, прославившегося своими работами к различным фильмам. Лирика принадлежит перу польской исполнительницы Кайи, которая сумела подобрать трогательные и чувственные слова.

«Табакера» (слушать)

«Espuma de Champagne» Хосе Марии де Люкьеси. Очень хорошо эта мелодия знакома советским гражданам. Правда, для них привычнее название «Брызги шампанского». Пластинка с этой композицией появилась в Советском Союзе в 1937 году и завоевала любовь публики. Об авторе мелодии, к сожалению, известно очень мало. Хосе Мария жил и работал в Аргентине. Вся его жизнь была связана с музыкой: сначала он преподавал в школе, а затем руководил оркестром. «Espuma de Champagne» он написал в 1935 году. Это единственная известная мелодия автора.

«Брызги шампанского» (слушать)

«La cumparsita» Херардо Эрнана Матоса Родригеса. Эта композиция узнается с первых аккордов. Ее автору на момент написания было всего 19 лет и к профессиональной музыке он не имел никакого отношения. Херардо Эрнан готовился стать дипломатом. А танго было увлечением, которое принесло уроженцу Уругвая мировую известность.

«La cumparsita» (слушать)

«Hernando"s Hideaway» Джерри Росса и Ричарда Адлера. Танго, известное многим по фильмам и телевизионным шоу. Мелодия была написана в 1954 году и до сих пор не теряет актуальность.

«Hernando"s Hideaway» (слушать)


История танго

1857 год, Буэнос-Айрес. Полным ходом идет строительство железной дороги, на которую возлагали большие надежды. По рельсам планировали экспортировать местную сельскохозяйственную продукцию. Правда, рабочей силы для обеспечения необходимого объема сырья было недостаточно. Так, Буэнос-Айрес открыл свои ворота большому количеству эмигрантов. Итальянцы, испанцы, германцы, поляки, африканцы и другие национальности наводнили богатый портовой город Латинской Америки, сделав возможным появление танго.

Историки до сих пор спорят: где и когда именно зародился этот страстный танец. Каких-либо точных задокументированных сведений на этот счет нет. Но по мнению большинства, первые танго стали танцевать в бедных слоях населения, которое и составляли эмигранты всех мастей. Они проживали в портовых кварталах и на окраинах города, где царили криминал и нищета.

Улицы, занятые приезжими европейцами, больше напоминали трущобы. Вдоль улиц, наполненных вонью с местной скотобойни, ходили беглые каторжники, нищие артисты, солдаты и негры. Они проводили свое время в обшарпанных кабаках и борделях, где лилась музыка, сотканная из звучаний различных инструментов. Это было танго.

Первоначально танец исполняли исключительно мужчины. Женщин к нему не допускали. С одной стороны, мачо красовались друг перед другом, с другой - просто учились танцевать. Ни о какой страсти и любви речи не шло.

Позже, когда музыку наполнили звучанием аккордеона, к танцу стали привлекать девушек легкого поведения. Отсюда идет традиционный женский костюм для исполнения танго: узкое платье с провокационным разрезом по бедру, сетчатые чулки и обувь на шпильке. Мужчины-танцоры одевались более скромно: костюм был свободного кроя, волосы гладко причесаны и покрыты шляпой с узкими полями. Местное население специально собиралось в борделях, чтобы пропустить очередной стаканчик и полюбоваться страстным танцем под звуки бандонеона, маленькой гармошки.

В высших кругах к танго относились пренебрежительно. Это не удивительно, если учесть происхождение танца. Но все изменилось в 1912 году. Именно тогда был принят закон о Всеобщем избирательном праве, который уровнял бедных и богатых, - танго стало проникать в развитые районы Буэнос-Айреса, снимая ограничения на танцевальные движения.

Нью-Йорк, Париж, Берлин, Лондон - танго уверенно завоевывало мир. Особенно показательна история жанра в столице Франции. Увлечение латиноамериканской культурой привело к появлению своего, европейского, танго. Французские хореографы не без удовольствия меняли стиль движений и музыкальное сопровождение, закладывая свои стандарты. Пришлось даже разработать особую линию одежды, названную в честь танца, - женщинам было просто неудобно выполнять резкие движения в пышных платьях.


Но не все было так радужно. Парижские епископы называли танго «похотливым танцем» из-за чересчур близкого прижимания партнеров во время исполнения па. Негативно высказывалась и пресса, сравнивая танго с немецким империализмом. В родной Аргентине в 1930 году танец также оказался под натиском властвующей элиты, которая видела в нем опасность. Так начался закат жанра.

Мириться со «смертью» любимого танца не желали Мария Ньевес и Хуан Карлос Копес, партнеры по сцене и бывшие супруги. В 1983 году они поставили мюзикл «Танго Аргентино», который сначала завоевал Париж, а позже и Бродвей. Это пробудило новую волну интереса к танго.

В настоящее время популярность танца не угасает. В многочисленных школах и студиях обучают латиноамериканским па, устраивают соревнования и просто наслаждаются красотой движения двух людей. Как сложится история танго дальше, никто не знает. Это и неважно - он уже заслужил любовь миллионов почитателей по всему миру.

Какой танец считают прародителем танго?


Загадка, на которую ищут ответ до сих пор. Истоки жанра прослеживаются в:

    кубинской хабанере, очень близкой по темпу;

    испанском контрадансе;

    кандомбе, которую танцевало черное население, переселившись в Латинскую Америку;

    креольской милонге, выросшей из уличной песни в танец;

    мазурке, популярной среди поляков.

Получается, танго - это смесь культурных традиций, которые слились в один невероятно красивый танец.

Интересные факты

  • Первые попытки «завезти» танго в Европу датируются началом XX века. Но популяризация танца прошла безуспешно. Эпидемия под названием «танго» захлестнула Старый Свет примерно в 1921 году благодаря фильму «Четыре всадника Апокалипсиса», где и была показана страсть в латиноамериканском стиле.
  • По танго сходил с ума не только парижский бомонд. Заслужил он одобрение и врачей, которые видели в танце возможность укрепить тело и воспитать в себе гармонию движений.
  • В 1990 году в Буэнос-Айресе открылась Национальная Академия Танго, задача которой состояла в сохранении танца как культурной ценности страны. Через 6 лет был издан закон о присвоении танго статуса национального достояния.
  • Кладбище Чакарита - значимое место для поклонников танго. Здесь похоронены самые известные личности в истории этого направления. Главный персонаж - певец Карлос Гардель, кумир миллионов латиноамериканцев. Его роль в развитии танго настолько велика, что ЮНЕСКО объявило его голос культурным достоянием. Приезжая на кладбище, поклонники Гарделя обязательно зажигают сигарету в руке его бронзовой статьи. Таков обычай почитателей певца.
  • В 1899 году был выпущен «Словарь испанских слов», в котором танго был обозначен как праздник и танец негров. В переиздании 1925 года, значение слова расширилось до танца испанского высшего общества.

    Одни известный французский дизайнер использовал популярность танго в собственной стране в свою пользу. Дело в том, что у него давно лежало большое количество невостребованной ткани оранжевого цвета. Он решил назвать оттенок в честь танца и буквально за пару дней распродал весь материал. Пришлось даже заказывать дополнительную партию.

    Российский политик Лев Аристидович Кассо, отвечавший за народное просвещение Российской империи, выступал против танго. Одними высказываниями с его стороны не обошлось. Министр разослал по учебным округам циркуляр, запрещавший даже упоминать название непристойного танца вслух.

    Танго и кино - совместимые вещи? Вполне. Достаточно посмотреть киноленты «Фрида», «Мистер и миссис Смит», «Запах женщины» или «Давайте потанцуем», чтобы убедиться в этом.

Аргентинское или уругвайское?

Жаркие споры по поводу страны происхождения танго не угасают. Дело в том, что танец возник на берегах Рио-де-ла-Плата. Она объединяет территории и Уругвая, и Аргентины, в частности Буэнос-Айреса. Именно в этом культурном пространстве, где соединились два народа, и зародилось танго. Поэтому все споры беспочвенны.


Виды и стили танго

Их можно перечислять бесконечно - распространяясь по земному шару, направление впитывало в себя особенности той или иной местной культуры. Так, известны французское, английское, финское и другие разновидности жанра. Мы же остановимся на стилях аргентинского танго.

    Лисо - один из самых простых вариантов танца, поскольку в основе лежат элементарные па. Сложные движения не используются.

    Нуэво - это красивое сочетание грациозных поз, всевозможных вращений со сплетением ног. Стиль считается новаторством молодых людей, поэтому наполнен оригинальными движениями и постоянным поиском себя в танце.

    Фантазия исполняется исключительно в постановках шоу-программ. Он привлекает внимание немного эксцентричными фигурами, поставленных согласно сценарию и сюжетной линии. По сути фантазия - это пьеса, рассказанная с помощью танца.

    Каньянг выделяется старинным происхождением. Время его появления относят к 1870 году. Разновидность отличается сложной хореографией и элементами, взятыми из африканской культуры.

    Модерн салон - классика в мире танго. Свое распространение стиль получил в 40-х годах прошлого века и привлек внимание общественности размеренными движениями, точностью и изысканностью их исполнения.

Что же такое танго? Просто танец? Нет. Танго - это сама жизнь, наполненная яркими эмоциями и впечатлениями. В нем соединились любовь и тоска, отчаяние и желание, страсть и безнадежность. Это и делает танец по-настоящему живым и искренним.

Видео: смотреть танго

Выбор редакции
Сэндвичи — поистине универсальное блюдо, которое подойдет как для плотного завтрака, так и для легкого обеда или перекуса в течение дня....

Шаг 1: Варим бульон. Для начала расскажу вам, в чем же отличие чучвары от русских пельменей. Ну, во-первых, фарш для приготовления...

Невозможно пройти мимо этого изысканного десерта – классики американской кухни. Торт Красный бархат не оставит вас равнодушным, как не...

Ингредиенты мякоть свинины - 500 г; лук - 2 шт.; кефир (или сметана) - 150 мл; молоко (или сливки) - 3 стол. ложки; картофельный крахмал...
Дорогой алкоголь требует правильного отношения к себе. Никто не мешает опрокинуть залпом рюмку, продемонстрировав тем самым свою...
Ингредиенты: куриные голени – 6 шт. лук – 1 шт. морковь – 1 шт. чеснок – 1-2 зуб. растительное масло – 1 ст.л. карри – по вкусу соль,...
Лазарь Лагин В книге «Тысяча и одна ночь» есть «Сказка о рыбаке». Вытянул рыбак из моря свои сети, а в них – медный сосуд, а в сосуде –...
Так называемое дело «Седьмой студии» начали рассматривать по существу в Мещанском суде столицы. Основным фигурантом дела является...
Курица в кефире маринуется минимум два часа, а затем запекается в духовке около 1 часа. Скажете долго? Но вы-то в это время занимаетесь...