Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования национальный исследовательский ядерный университет. Ядерное образование и обучение в россии Федеральное государственное автономное образовательное учреж


г. Москва

В 1946 году, вскоре после американских ядерных взрывов в Хиросиме и Нагасаки (1945 г.), в ММИБ был создан секретный инженерно-физический факультет с целью подготовки кадров для отечественной ядерной промышленности и науки. «Крестным отцом» института и факультета был нарком боеприпасов (впоследствии трижды Герой Социалистического труда) Б. Л. Ванников. Самое деятельное участие в создании нового факультета принимали И. В. Курчатов и Я.Б. Зельдович (впоследствии академики, трижды Герои Социалистического труда) и академик А. И. Лейпунский. В 1953 году название факультета было перенесено на весь институт, который стал называться Московским инженерно-физическим институтом - МИФИ. МИФИ как базовый университет Минатома России (тогда Минсредмаш СССР), сформировался на основе синтеза инженерного и фундаментального физико-математического образования. Впервые появились квалификации инженер-физик и инженер-математик. Специалистов новой формации готовили на новых кафедрах: физико-энергетических установок (академик А. И. Лейпунский), экспериментальной ядерной физики (академик А. И. Алиханьян), теоретической ядерной физики (академик И. Е. Тамм), теплофизики (академик И. И. Новиков), разделения изотопов (академик М. Д. Миллионщиков), физики взрыва (академик Н. Н. Семенов), квантовой электроники (академик Н. Г. Басов) и др. В становлении и развитии МИФИ принимали деятельное участие более 90 академиков и членов-корреспондентов Академии наук СССР и России. В разные годы в МИФИ работали лауреаты Нобелевской премии академики Н. Н. Семенов, И. Е. Тамм, И. М. Франк, П. А. Черенков, А. Н. Сахаров, Н. Г. Басов. Ряд мифистов сдавал знаменитый теоретический минимум по физике академику, Лауреату Нобелевской премии Л. Д. Ландау. Многие поколения мифистов участвовали в популярных в среде физиков научных семинарах академика, лауреата Нобелевской премии П. Л. Капицы, работали в лабораториях академика, лауреата Нобелевской премии А. М. Прохорова. В 1952 году по Постановлению Правительства СССР были созданы первые четыре отделения МИФИ (ММИБ) в закрытых городах Минатома (ныне Озерск, Новоуральск, Лесной на Урале и Саров, тогда Арзамас-16, в Мордовии) для подготовки кадров на местах. Впоследствии были созданы отделения МИФИ в Обнинске, Снежинске и Трехгорном (последние два - на Урале). В настоящее время бывшие отделения (филиалы) МИФИ в Обнинске, Новоуральске, Сарове и Снежинске стали самостоятельными вузами, а отделения в Озерске, Лесном и Трехгорном сохранили статус филиалов МИФИ, что дает право выпускникам этих филиалов получать диплом МИФИ. В начале 60-х годов в МИФИ сформировалась школа кибернетиков и создана одна из первых в стране кафедра кибернетики. Можно сказать, что в истории МИФИ произошел очередной синтез знаний: инженерное и естественнонаучное образование дополнилось образованием в области информационных технологий. Появилась квалификация инженер-системотехник. Без преувеличения можно сказать, что МИФИ стал одним из основоположников современных информационных технологий в стране. В силу ряда исторических причин ядерная отрасль в стране стала автономным государством в государстве. Соответственно МИФИ готовил кадры для ядерной отрасли по широчайшему спектру специализаций, включая генетику, биофизику, экономику отрасли, экологию - всего более 50 наименований. Высокий уровень подготовки, приоритетное финансирование, исключительно интересные объекты исследования и престижная работа привлекли в МИФИ много талантливой молодежи. В итоге МИФИ стал действительно элитным Вузом с авторитетными научными школами по новейшим направлениям физики, математики, кибернетики, автоматики, ядерной энергетики, экологии, разнообразным наукоемким технологиям, информационной безопасности, медицинской физики и др. Сегодня МИФИ как государственный университет приобрел мировую известность. Высокий авторитет МИФИ базируется на следующих структурах: Во-первых, это глубокое российское естественнонаучное и инженерное образование. Первые студенты и штатные преподаватели МИФИ вышли из МГУ, МВТУ им.Э. Баумана, МЭИ и Ленинградского электротехнического института. На этой базе и была создана в МИФИ новая научно-педагогическая школа. Во-вторых, ядерная и оборонные отрасли промышленности. Университет имеет непосредственные связи с десятками научных центров и промышленных предприятий оборонного комплекса, где трудятся тысячи выпускников МИФИ. Созданы десятки филиалов кафедр МИФИ на базовых предприятиях отрасли. С 60-х годов МИФИ успешно развивает связи с аэрокосмической, судостроительной и электронной промышленностью. Выпускники МИФИ Н. Н. Рукавишников и С.В. Авдеев стали космонавтами. В-третьих, Российская Академия наук. Ее участие в деятельности МИФИ позволяет поддерживать высокий уровень научного образования студентов и аспирантов и постоянно развивать фундаментальные исследования практически во всех областях современной физики - от физики элементарных частиц до космофизики и биофизики. За последние десятилетия действительными членами и членами-корреспондентами Российской академии наук стали выпускники МИФИ А. А. Абагян, А. М. Балдин, Н. Г. Басов, С. Т. Беляев, В. М. Галицкий, Ю.М.К аган, А. И. Ларкин, Л. Б. Окунь, В. Н. Михайлов, С. Н. Пеликанов, А. Ю. Румянцев, Н. Н. Пономарев-Степной. В-четвертых, это государственные и международные структуры, деятельность которых связана с крупными техническими системами и информационными технологиями. Выпускники МИФИ Л. Д. Рябев, В. Н. Михайлов, А. Ю. Румянцев в разные годы возглавляли Минатом России. Во многих регионах страны на высоких должностях работают выпускники МИФИ. Ряд из них закончил Высшую школу физиков МИФИ-ФИАН, работа которой по подготовке высококвалифицированных кадров для регионов удостоена премии Президента России в области образования. Ныне в несколько раз возросли объемы исследовательских работ по международным проектам совместно с США, ФРГ, Францией и Японией. Важное значение имеют работы МИФИ с Министерством энергетики США по проблемам физической защиты, учета и контроля ядерных материалов. МИФИ стал пионером в подготовке магистров по этой специализации. Принципиально новым для МИФИ стало вхождение в академические программы крупных транснациональных компаний, доминирующих на рынке высоких технологий. В МИФИ созданы учебные центры и лаборатории крупнейших зарубежных и отечественных компьютерных фирм: IBM, Intel, Microsoft, Motorola, Sumsung, SUN, АйТи и др. Решением Совета безопасности Российской Федерации МИФИ определен головным вузом по организации подготовки кадров в области информационной безопасности. С 1992 года МИФИ открыт для приема иностранных студентов и аспирантов. За это время несколько сотен иностранцев получили образование в МИФИ.


По оценкам ГК «Росатом» ежегодная потребность в новых специалистах для отрасли составляет 3-3,5 тыс. человек. Таким образом, подготовка компетентного персонала для атомной энергетики является одной из наиболее актуальных проблем развития ядерно-энергетического сектора России.

Учебно-методическое обеспечение

Качество ядерно-технического образования сегодня контролируется тремя учебно-методическими объединениями (УМО).

УМО на базе Московского инженерно-физического института в рамках направления «Ядерная физика и технологии» занимается координацией образования, обучения и методической работы в 19 вузах и шести военных школах по следующим специальностям:

  • «Ядерные реакторы и энергетические установки»,
  • «Охрана и нераспространение ядерных материалов»,
  • «Электроника и автоматика физических установок»,
  • «Радиационная безопасность человека и окружающей среды»,
  • «Физика пучков заряженных частиц и технологии ускорения»,
  • «Физика атомного ядра и элементарных частиц»,
  • «Физика конденсированного состояния материалов»,
  • «Физика кинетических ­явлений».

УМО на базе Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева ведет аналогичные работы с семью вузами, выпускающих специалистов по направлению «Химические технологии». Специальности – «Современные химические технологии для энергетической отрасли» и «Химические технологии редких элементов и редкоземельных материалов».

УМО на базе Московского энергетического института контролирует семь вузов по направлению «Атомная и водородная энергетика». Специальности:

  • «Атомные электростанции и ядерные установки»,
  • «Техническая физика термоядерных реакторов и плазменных установок»,
  • «Водные и топливные технологии на тепловых и атомных электростанциях».

Подготовка специалистов

В настоящее время в 22 российских вузах действуют 32 программы по ядерным специальностям, предусматривающие по окончании получение квалификации инженера (специалиста), и более 25 магистерских программ.

Основными государственными вузами, готовящими инженеров-атомщиков, являются:

  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» – базовый вуз ГК «Росатом»;
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ);
  • Ивановский государственный энергетический университет (ИГЭУ);
  • Московский энергетический институт (технический университет, МЭИ);
  • Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (РХТУ);
  • Обнинский институт атомной энергетики (ИАТЭ);
  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ);
  • Нижегородский государственный технический университет (НГТУ);
  • Томский политехнический университет (ТПУ);
  • Уральский государственный технический университет (УГТУ).

В большинстве вузов имеются экспериментальные установки, на которых студенты могут выполнять свои лабораторные работы и исследовательские задания, получать практический опыт. Например, в НИЯУ «МИФИ» и ТПУ есть рабочие исследовательские реакторные установки, в НГТУ, МЭИ, СПбГУ – уникальные экспериментальные установки для теплогидравлических исследований различных теплоносителей, в РХТУ, УГТУ и ТПУ – радиохимические лаборатории, оснащенные сложной измерительной аппаратурой. На базе НИЯУ «МИФИ» также создан ряд исследовательских центров – ядерный, ускорения частиц, лазерный, материаловедения, нераспространения, нанотехнологий и другие.

Вузы проводят образование и обучение в соответствии с учебными планами и стандартами, которые отражают специфические требования, предъявляемые к специалистам в данной области. К таким стандартам относятся:

  • только очное высшее образование;
  • особое внимание, уделяемое фундаментальным знаниям физики и математики, в сочетании с инженерными навыками;
  • значительная доля практических лабораторных занятий;
  • исследовательская работа студентов, начиная с седьмого семестра;
  • продолжительность обучения – пять-шесть лет, при этом на преддипломную практику и подготовку дипломной работы отводится по полгода;
  • жесткие требования к профессиональным качествам студентов, в которые обязательно входят культура безопасности и знание вопросов нераспространения ядерных ­материалов.

Консолидация образовательной инфраструктуры

Компетентный специалист-ядерщик обладает глубокими познаниями в естественных науках, различными инженерными навыками, способностью и готовностью осваивать новые ядерные технологии и технику, владеет методологией выполнения численных компьютерных и натурных экспериментов, оценки надежности и достоверности экспериментальных данных. Он должен быть готов принимать решения, справляться с оптимизационными задачами с большим количеством параметров и критериев. Компетентность такого специалиста предполагает умение учитывать технологические, эргономические и экономические ограничения, владение соответствующими навыками в информационных технологиях, навыки общения, необходимые для командной работы, умение контактировать со специалистами из смежных с атомной технических областей, способность работать в рамках международных проектов, хороший уровень владения английским языком.

Для достижения указанных целей было решено консолидировать знания и инфраструктуру российских ядерных образовательных учреждений. Первый шаг был сделан в 2007 году, когда создали Российский ядерный инновационный консорциум (РЯИК), в состав которого входит 21 вуз, три института повышения квалификации и 12 научно-исследовательских центров.

В декабре 2009 года создан Национальный исследовательский ядерный университет – сетевой региональный академический и исследовательский комплекс на базе МИФИ (НИЯУ «МИФИ»).

Подобное единое образовательное пространство создается в соответствии с текущими принципами и тенденциями в ядерно-инженерном образовании по всему миру.

Сотрудничество с предприятиями

В последние годы российские вузы получили возможность более эффективно использовать исследовательские установки ведущих российских ядерных институтов и промышленных предприятий для практических занятий, исследовательских и дипломных работ студентов.

Например, в ГНЦ РФ-ФЭИ (Обнинск) критические стенды БФС-1 и БФС-2 используются как в исследовательских целях, так и в качестве ценного образовательного ресурса при обучении студентов, преподавателей и специалистов. Сегодня большой объем учебного материала и установок, включая лаборатории, стал доступен для отечественных и зарубежных студентов. На стендах БФС-1 и БФС-2 также есть архивные данные по различным выполнявшимся на них демонстрационным испытаниям и экспериментам по широкому спектру задач, включая имитацию условий быстрых реакторов различных типов, оптимизацию нейтронно-физического режима их циклов, подтверждение ядерной безопасности. В сочетании с постоянно расширяющейся программой лекционных курсов и экспериментов, приводимых в качестве примеров, данные стенды предоставляют студентам уникальную возможность доступа к реальной натурной экспериментальной работе и ее результатам. Фактически, все, что находится в настоящее время на данной площадке, связано, так или иначе, с будущими реакторами на быстрых нейтронах.

ОАО «ГНЦ НИИАР» в Димитровграде также предлагает свои экспериментальные стенды и персонал для обучения.

Студенты соответствующих специальностей направляются для прохождения преддипломной практики и написания дипломных работ на АЭС Российской Федерации, благодаря чему происходит объединение усилий профессорского состава и специалистов-практиков для подготовки будущих профессионалов. НИЯУ «МИФИ» вместе с ведущими организациями атомной отрасли организовали 26 научно-образовательных центров, которые объединяют усилия организаций и университета как для проведения научных исследований, так и для обучения студентов и аспирантов. Многие из них победили в конкурсе научно-образовательных центров в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Международное партнерство

Начиная с 1997 года, действует первая в мире магистерская программа по обучению специалистов в области гарантий и охраны ядерных материалов в рамках совместного проекта Министерства энергетики США, ведущих американских ядерных лабораторий и МИФИ.

В последние годы группа преподавателей из США и РФ также занимается разработкой новых программ подготовки магистров, которые должны будут работать над разрешением возникающих в настоящее время новых мировых проблем. Совместная российско-американская программа международной ядерной безопасности, реализуемая при поддержке Министерства энергетики США и концерна «Росэнергоатом», предоставляет преподавателям ядерных курсов Техасского A&M, Мерлиндского и Орегонского университетов (США) и НИЯУ «МИФИ» возможность совместно работать над подготовкой человеческих ресурсов для ядерной отрасли.

Профессоры этих вузов, начиная с 2004 года, создают новые магистерские программы. Разработанные ими новые учебные планы для студентов всего мира предполагают выполнение экспериментальных и теоретических исследований, курс лекций по физике быстрых реакторов общей продолжительностью 72 часа, проведение практических работ. В рамках программы международной ядерной безопасности студенты могут проходить практику на установках Франции, Швейцарии и РФ.

Ряд вузов предлагают инновационные проекты в рамках инициатив по управлению ядерными знаниями и GNEP, например, прохождение зарубежной практики на объектах в РФ для иностранных студентов, курсы ядерно-технического английского языка для студентов из третьих стран, краткосрочные теоретические курсы лекций, проводимые ведущими специалистами и экспертами-ядерщиками. НИЯУ «МИФИ» активно сотрудничает с МАГАТЭ по управлению и сохранению ядерных знаний и разработке примерных образовательных программ в области «Nuclear Security and Safety» и «Nuclear Technologies and Engineering». Миссия МАГАТЭ по управлению ядерными знаниями, которая посетила НИЯУ «МИФИ» в январе этого года, подтвердила ведущую роль университета в российской системе ядерного образования. Отмечено, что НИЯУ «МИФИ» имеет все возможности для становления как международного регионального центра ядерного образования, ведущего подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области мирного использования атомной энергии для стран, вставших на путь развития атомной энергетики. НИЯУ «МИФИ» уже вовлечен в работу МАГАТЭ по программам технической помощи Белоруссии и Армении для развития необходимых человеческих ресурсов.

Главная цель всех этих мероприятий – обеспечить мотивацию нового поколения студентов для работы в отрасли, подготовить их к решению различных технологических проблем, а также способствовать соблюдению режима нераспространения и международной безопасности.

Крупнейшим достижением МИФИ является создание системы подготовки специалистов нового типа инженеров-исследователей, обладающих фундаментальными физико-математическими знаниями в университетском объеме, широкой общетехнической и специальной подготовкой. Университет при поддержке атомной промышленности создал уникальную лабораторную базу, включающую исследовательский атомный реактор, нейтринный водный детектор бассейнового типа, ускорители заряженных частиц, аналитическую лабораторию и более 100 учебно-исследовательских лабораторий на 56 кафедрах. В вузе создана информационно-вычислительная сеть, обеспечивающая ее пользователей выходом в глобальную сеть Internet, а также возможностью проводить работы на объединенных вычислительных ресурсах университета.

МИФИ укомплектован высококвалифицированными педагогическими кадрами. Более 70% преподавателей имеют ученые степени и звания, 24% — доктора наук. В разное время в университете ставили курсы и вели занятия со студентами 77 академиков. Учебники, написанные преподавателями МИФИ, переведены на иностранные языки. В состав университета входят 3 филиала, расположенные в местах дислокации крупнейших центров атомной промышленности.

В МИФИ имеются аспирантура и докторантура, ведущие подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации по 28 направлениям. Учебными планами предусмотрено обязательное участие студентов, начиная с третьего курса, в научно-исследовательской работе. В их распоряжении предoставляется уникальная аппаратура для экспериментов, новейшая вычислительная техника.

К услугам студентов библиотека, в которой открыт доступ к электронным средствам информации. Издательско-полиграфический центр обеспечивает учебно-методической литературой все виды занятий. Большое внимание уделяется изучению иностранных языков и гуманитарной подготовке.

Глубокая и серьезная фундаментальная физико-математическая и инженерная подготовка, свободное владение современной вычислительной техникой гарантируют быструю адаптацию выпускников МИФИ к любым конкретным видам научной и практической деятельности. Университет помогает студентам в трудоустройстве. Все выпускники вуза обеспечены трудоустройством по специальности.

МИФИ имеет общежития, поликлинику, спортивную базу, базу отдыха на Волге.

Источник информации: http://www.mephi.ru

Другие названия организации:

  • Московский инженерно-физический институт
  • Московский инженерно-физический институт (Национальный исследовательский ядерный университет)
  • Московский инженерно-физический институт (государственный университет)
Выбор редакции
Сэндвичи — поистине универсальное блюдо, которое подойдет как для плотного завтрака, так и для легкого обеда или перекуса в течение дня....

Шаг 1: Варим бульон. Для начала расскажу вам, в чем же отличие чучвары от русских пельменей. Ну, во-первых, фарш для приготовления...

Невозможно пройти мимо этого изысканного десерта – классики американской кухни. Торт Красный бархат не оставит вас равнодушным, как не...

Ингредиенты мякоть свинины - 500 г; лук - 2 шт.; кефир (или сметана) - 150 мл; молоко (или сливки) - 3 стол. ложки; картофельный крахмал...
Дорогой алкоголь требует правильного отношения к себе. Никто не мешает опрокинуть залпом рюмку, продемонстрировав тем самым свою...
Ингредиенты: куриные голени – 6 шт. лук – 1 шт. морковь – 1 шт. чеснок – 1-2 зуб. растительное масло – 1 ст.л. карри – по вкусу соль,...
Лазарь Лагин В книге «Тысяча и одна ночь» есть «Сказка о рыбаке». Вытянул рыбак из моря свои сети, а в них – медный сосуд, а в сосуде –...
Так называемое дело «Седьмой студии» начали рассматривать по существу в Мещанском суде столицы. Основным фигурантом дела является...
Курица в кефире маринуется минимум два часа, а затем запекается в духовке около 1 часа. Скажете долго? Но вы-то в это время занимаетесь...