Памятка "Как написать рабочую программу по предмету". Учебные программы в начальной школе Программы по предметам в школе


Общие положения.

В настоящее время в образовательных учреждениях используются примерные программы по учебным предметам, которые утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.

1.1. Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, разработанный на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»)

Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

1.2. Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Образовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.

1.3. К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:

– программы по учебным предметам;

– программы элективных курсов;

– программы факультативных курсов;

– дополнительных образовательных курсов.

1.4 . Рабочая программа разрабатывается в целях:

обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного общего образования;

обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

предоставления широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

1.5. Рабочие программы составляются на основе:

– примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

1.6. Примерные программы, разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ в образовательном учреждении, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

1.7. Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, должно соответствовать федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241).

1.8. Обязательный минимум содержания каждой рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной программой и федеральным государственным образовательным стандартом.

1.9. Нормативные сроки освоения рабочей программы в образовательных учреждениях определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, федеральными государственными образовательными стандартами, устанавливаемыми Законом Российской Федерации «Об образовании».

2. Структура и требования к разработке и оформлению рабочей программы

2.1 Структура рабочей программы составляется с учетом:

– требований федеральных государственных образовательных стандартов;

– обязательного минимума содержания учебных программ;

– требований к уровню подготовки выпускников;

– объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

– познавательных интересов учащихся;

– выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

2.2. Обязательными структурными элементами рабочей программы являются:

1.Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

4. Требования к уровню подготовки выпускников;

5. Перечень учебно-методического обеспечения.

6. Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе)

2.3. Титульный лист рабочей программы должен содержать:

– полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с лицензией);

– гриф утверждения и рассмотрения программы («Утверждена» приказом образовательного учреждения (дата, номер), рассмотрена и рекомендована к утверждению органом самоуправления образовательного учреждения с указанием названия в соответствии с уставом образовательного учреждения (дата, номер протокола));

– название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);

– Ф.И.О. педагога (педагогов), разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);

– класс (параллель), в котором изучается учебный курс;

– предмет, курс, дисциплина (модуль);

– год составления рабочей программы.

2.4. В пояснительной записке указываются:

– сведения о программе (примерной (типовой) или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания;

– цели и задачи данной программы

– нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа;

– информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование;

– определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

– информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;

– формы организации образовательного процесса, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями).

– название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения

3.1.Содержание рабочей программы должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.

3.2.Образовательное учреждение самостоятельно:

раскрывает содержание разделов, тем, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, опираясь на учебники, учебные пособия (из утвержденного федерального перечня);

определяет содержание рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классах, классах специального (коррекционного) образования, классах компенсирующего обучения;

определяет последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи.

3.3. По каждой учебной теме (разделу) указываются:

- наименование темы (раздела);

- содержание учебного материала (дидактические единицы);

- требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме (разделу) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы образовательного учреждения;

- перечень контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.). Количество контрольных работ, лабораторных, практических работ, определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин.

4. Требования к уровню подготовки выпускников

4.1. Структурный компонент «Требования к уровню подготовки выпускников» прописывается по окончании ступени образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и примерной учебной программой и представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.

5. Перечень учебно-методического обеспечения

5.1.Перечень учебно-методического обеспечения как компонент рабочей программы включает основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы и т.п.

Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

5.2. Используемый перечень учебно-методического обеспечения может быть классифицирован на две группы: «Литература» (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), «Оборудование и приборы» (перечень рекомендуемых средств обучения, дидактических материалов).

6. Календарно-тематический план

6.1. Календарно-тематический план учителя является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем, разделов.

6.2. Календарно-тематический план разрабатывается учителем на каждый учебный год в соответствии с рабочей программой.

6.3. Механизмы разработки, согласования, утверждения календарно-тематических планов учителей устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с нормативными правовыми актами.

6.4. В образовательном учреждении устанавливается единая структура календарно-тематического плана.

В календарно-тематическом плане должно быть обязательно определено:

- темы каждого урока (в соответствии с целями и задачами урока);

- количество часов, отведенное на изучение тем, разделов на проведение контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.);

- даты прохождения темы, раздела;

- виды, формы контроля.

6.5. Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения

Примерный календарно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата прохождения

Виды, формы контроля

Всего

Контрольные, практические работы и т.д.

Раздел 1. ______________

___________

___________

Резервное время

Итого по разделу:

контрольная работа

Раздел 2. ______________

___________

___________

Итого по разделу:

тест

Всего

Примечание: количество столбцов в расчетной сетке часов определяет педагог в зависимости от особенностей учебного материала и возраста учащихся.

7. Порядок разработки и утверждения рабочей программы

7.1. Порядок разработки и утверждения рабочих программ определяются локальным нормативным актом образовательного учреждения.

7.2. Рабочие программы перед утверждением должны рассматриваться органом самоуправления образовательного учреждения (срок 1 – 30 июня), которому в соответствии с уставом образовательного учреждения делегированы данные полномочия , по итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления образовательного учреждения принимает решение «рекомендовать к утверждению».

7.3. По итогам рассмотрения рабочих программ органом самоуправления образовательного учреждения рабочая программа утверждается приказом образовательного учреждения (срок 1 – 30 августа).

7.4. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы.

7.5. Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании соответствующего органа самоуправления образовательного учреждения , утвердив их приказом образовательного учреждения.

7.6. После утверждения приказом образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.

7.7. Рабочие программы должны быть сброшюрованы (прошиты).

8. Контроль за реализацией рабочих программ

Контроль над реализацией рабочих программ осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля образовательного учреждения.

При составлении развернутого тематического планирования по предмету Мировая художественная культура необходимо особое внимание уделить формам организации познавательной деятельности относительно не только ученика, но и учителя. В отдельную графу выведен планируемый результат, показателями которого выступают различные виды контроля. Выполнение домашнего задания лучше планировать как поисковую форму деятельности учащихся.

Развернутое тематическое планирование

Тема

№ урока

Тип урока

Цель урока

Форма организации познавательной деятельности

Планируемый результат (формы контроля)

Поисковое домашнее задание

Учитель

Ученик

Рабочая программа

по окружающему миру

2-Б класс

Учитель: Коляда Елена Владимировна

2016 – 2017 учебный год

Всего – 68 часов, в неделю – 2 часа

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир.

Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир: учебник для 2 класса: в 2 частях – М.: Просвещение, 2012

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоение учебного курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) в формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) в формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) в формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) в овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) в принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) в развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) в формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) в развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) в формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Освоение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких, как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при- знавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При освоении курса «Окружающий мир» достигаются сле- дующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире.

  1. Содержание учебного предмета

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА Окружающий мир, его многообразие. Способы и средства познания окружающего мира. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Представление о времени и его течении. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели, времён года, месяцев. Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Явления природы. Примеры природных явлений: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Разнообразие звуков в окружающем мире; причина возникновения и способ распространения звуков. Радуга - украшение окружающего мира, цвета радуги, причины возникновения радуги. Связи в окружающем мире: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между человеком и природой. Изображение связей с помощью моделей. Вещество - это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна - спутник Земли. Освоение человеком космоса; достижения нашей страны в космических исследованиях. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Холодные и жаркие районы Земли, особенности их природы. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха с помощью термометра. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Мир камней, его разнообразие и красота. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Особенности дыхания и питания растений. Размножение и развитие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов, бережное отношение к ним. Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Земноводные, пресмыкающиеся и другие группы животных (по выбору). Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепи питания. Размножение и развитие животных (на примере насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоём - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Природное сообщество и взаимосвязи в нём: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружаю- щей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Всемирное природное наследие. Бережное отношение к природному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2-3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества. Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека, общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья - самое близкое окружение человека. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Семейные традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Хозяйство семьи. Предметы домашнего обихода, их разнообразие. Вещи как хранители семейной памяти. Бережное отношение к вещам. Путь воды от природных источников до жилища людей, способы экономии воды в быту. Общее представление о способах выработки электроэнергии и доставке её потребителям. Бытовые электроприборы, их роль в жизни современного человека. Способы экономии электроэнергии в быту. Одежда в прошлом и теперь. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя и др.). Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Роль учителя в духовно-нравственном развитии и воспитании личности школьника. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Режим дня школьника, составление режима дня. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля) и связи между ними. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества. Природные богатства и труд людей - основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Наземный, воздушный и водный транспорт. Транспорт города или села. Общественный транспорт. Правила пользования транспортом. Общее представление об истории развития транс- порта, в том числе об истории появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, детский трёхколёсный и др.).

Роль компьютера в современной жизни. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Моск- вой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Города Золотого кольца России (по выбору). Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.

История - наука о прошлом людей. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта. История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран и народов на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Представления об эпохах в истории человечества: первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени. Памятники истории и культуры - свидетели различных эпох в истории человечества. Всемирное культурное наследие. Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, основные дорожные знаки. Правила безопасности при использовании транспортных средств, в том числе при езде на велосипеде. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством и электроприборами, водой. Правила безопасности при использовании компьютера, мобильного телефона. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе, в том числе в лесу, на воде. Правила безопасности при обращении с кош- кой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

2) Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.

3) Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

4) Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме

  1. Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Д/з

План

Факт

Раздел «Где мы живём?» (4 ч)

Родная страна.

1.09

с.4-7 пересказ, с.7 вопросы

Город и село Проект «Родной город (село)»

06.09

с.8-11 пересказ с.11 вопросы,с.12-13 проект

Природа и рукотворный мир.

08.09

с.14-17 пересказ

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»

13.09

составить кроссворд по теме «Где мы живем»

Раздел «Природа» (20 ч)

Неживая и живая природа

15.09

с.24-27 пересказ, с.27 вопросы

Явления природы Практическая работа Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека

20.09

с.28-31 пересказ

Что такое погода

22.09

с.32-35, с 35 вопросы,пересказ, вести наблюдение за погодой, по желанию подготовить сообщение о народных приметах за погодой

В гости к осени (экскурсия)

27.09

сочинение-миниатюра, фоторассказ или серия рисунков на тему «Красота осени»

В гости к осени (урок)

29.09

с.36-39 пересказ, с.39 вопросы

Звёздное небо

04.10

с.40-43 пересказ, с.43 вопросы, по желанию сообщение о созвездии

Заглянем в кладовые земли Практическая работа Знакомство с горными породами и минералами.

06.10

с.44-47 (пересказ), с 47 вопросы

Про воздух

18.10

С.48-51 пересказ, вопросы учебника, с.51 вопросы

Про воду

20.10

с.52-56 пересказ, с.56 вопросы

Какие бывают растения

25.10

с.56-59 пересказ, с.59 вопросы, по желанию составить фоторассказ о красоте растений

Какие бывают животные

27.10

с.60-63 пересказ, с.63 вопросы

Невидимые нити

01.11

с.64-67 пересказ, с.67 вопросы

Дикорастущие и культурные растения

03.11

с.68-71 пересказ с.71 вопросы, по желанию сочинить сказочную историю о растении

Дикие и домашние животные

08.11

с.72-75 пересказ,с.75 вопросы, по желанию сочинить сказочную историю о животном

Комнатные растения Практическая работа Приемы ухода за комнатными растениями

10.11

с.76-79 пересказ, с.79 вопросы

Животные живого уголка Практическая работа Правила ухода за животными живого уголка .

15.11

с.80-83 пересказ, с.83 вопросы

Про кошек и собак

17.11

с.84-87 пересказ, с.87 вопросы, по желанию составить рассказ о домашнем питомце или подобрать дополнительную информацию о кошках или собаках

Красная книга

22.11

с.88-91 пересказ, по желанию подготовить сообщение о Красной книге

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

29.11

с.92-95 пересказ, с.96-97 проект

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

01.12

Составить викторину по теме «Природа

Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)

Что такое экономика

06.12

С. 106-107 пересказ, с.105 вопросы, с.107 вопросы, по желанию составить сообщение о деньгах в разных странах

Из чего что сделано

08.12

С.108-111(задания)

Как построить дом

13.12

с.114-115 пересказ, с 115 вопросы

Какой бывает транспорт

15.12

с.116-119 пересказ, с.119 вопросы

Культура и образование

20.12

с.121-123 пересказ

Все профессии важны. Проект «Профессии»

22.12

с.121-127 пересказ, с.127 вопросы, с.128-129 проект

В гости к зиме (экскурсия)

27.12

подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы»

В гости к зиме (урок)

29.12

с.130-131 пересказ, с.130 вопросы

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

10.01

Подготовка проектов

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

12.01

Составить кроссворд по теме «Жизнь города и села»

Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч) 2 часть учебника

Строение тела человека

17.01

с.5 задание 3

Если хочешь быть здоров

19.01

с.8-11 пересказ

Берегись автомобиля!

24.01

с.12-13 пересказ

Школа пешехода Практическая работа Правила безопасности на дороге.

26.01

С.14-17 пересказ, с.17 вопросы

Домашние опасности

31.01

С.18-21 пересказ, с.21 вопросы

Пожар

02.02

С.22-25 пересказ, по желанию найти информацию о работе пожарных

На воде и в лесу

07.02

С.26-28 пересказ, с.29 вопросы

Опасные незнакомцы

09.02

с.30-35 пересказ, с.35 вопросы

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

14.02

Составить викторину по теме «Здоровье и безопасность»

Наша дружная семья

16.02

с.42-45 пересказ, с.45 вопросы

Проект «Родословная»

28.02

с.46-47 проект

В школе

02.03

с.48-51 пересказ, с.51 вопросы

Правила вежливости

07.03

с.52-55 пересказ, с.55 вопросы

Ты и твои друзья

09.03

С.56-59 пересказ, с.59 вопросы,

Мы – зрители и пассажиры

14.03

с.63 вопросы

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

16.03

Составить викторину на тему «Общение»

Раздел «Путешествия» (18 ч)

Посмотри вокруг

21.03

с.70-73 пересказ, с.73 вопросы

Ориентирование на местности

23.03

с.74-75 пересказ

Определение сторон горизонта по компасу.

28.03

с.76-77 пересказ

Формы земной поверхности

30.03

с.78-81 пересказ, с.81 вопросы, по желанию составить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота гор»

Водные богатства

04.04

с.82-85 пересказ, с.85 вопросы, по желанию составить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота моря»

В гости к весне (экскурсия)

06.04

Составить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота весны»

В гости к весне

18.04

с.86-89 пересказ, с.89 вопросы

Россия на карте

20.04

с.90-95 работа по карте

Проект «Города России»

25.04

с.96-97 проект

Путешествие по Москве, Московский Кремль

27.04

с.98-107 пересказ, с.101, с.107 вопросы

Город на Неве

02.05

с.108-113 пересказ, с.113 вопросы, по желанию подготовить сообщение о достопримечательности Санкт-Петербурга

Путешествие по планете

04.05

с.114-117 работа по карте

Путешествие по материкам

11.05

с.118-121 пересказ, по желанию подготовить сообщение о любом материке

Страны мира. Проект «Страны мира»

16.05

Подготовка к контрольной работе

Итоговая контрольная работа за курс 2 класса

18.05

Нарисовать рисунок об окружающем мире

Впереди лето

23.05

С.130-133 пересказ. с.133 вопросы, по желанию составить фоторассказ или серию рисунков по темам «Красота лета», «Красота животных»

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

25.05

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

30.05

Вести дневник наблюдений

УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ, ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ)

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (далее - рабочие программы) являются обязательной частью основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. Порядок разработки, согласования и утверждения рабочей программы регламентируется локальным актом образовательного учреждения.

Рабочая программа - документ, детально раскрывающий содержание учебного предмета, конкретизирующий требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, разрабатываемый на основе федерального государственного образовательного стандарта (федерального компонента государственного образовательного стандарта или обязательного минимума содержания общего образования), примерной учебной программы и авторской с учётом особенностей региона, специфики деятельности образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей организации учебного процесса по предмету.

Рабочая программа разрабатывается учителем, обеспечивающим преподавание учебного предмета в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, для конкретного класса или ступени общего образования.

Основные функции рабочей программы:

Нормативная - программа является документом, обязательным для

выполнения в полном объеме;

Целеполагания - программа определяет ценности и цели, для достижения

которых она введена в ту или иную образовательную область;

подлежащих усвоению обучающимися;

Процессуальная - программа определяет логическую последовательность

усвоения элементов содержания, организационные формы и условия

обучения;

Оценочная - программа выявляет объекты контроля, уровни усвоения

2. Структура рабочей программы определяется локальным актом

образовательного учреждения и, как правило, содержит следующие элементы:

Титульный лист;

Пояснительную записку;

Учебно-тематический план;

Информационные источники.

Наименование Учредителя образовательного учреждения (согласно Уставу);

Наименование образовательного учреждения (согласно Уставу);

Грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы

(согласно локального акта);

Наименование учебного предмета (в соответствии с учебным планом

образовательного учреждения);

Указание класса или ступени общего образования;

Сведения об учителе-составителе рабочей программы;

Год разработки.

2.2. В пояснительной записке отражаются следующие аспекты:

Нормативная основа разработки рабочей программы (федеральный

компонент государственного образовательного стандарта или обязательный

Наименование учебной программы (примерной и авторской ), на основе

которой разработана рабочая программа, в соответствии с правилами

библиографического описания;

Используемый учебно-методический комплект;

Цели и задачи учебного предмета в области формирования системы знаний,

умений, ключевых компетенций обучающихся;

Обоснование внесенных дополнений и изменений с учётом особенностей

региона, специфики деятельности образовательного учреждения,

образовательных потребностей и запросов обучающихся;

Межпредметные связи учебного предмета;

Требования к уровню подготовки обучающихся;

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа;

Особенности организации учебного процесса по предмету: предпочтительные

методы, средства обучения, формы организации учебной деятельности,

виды контроля знаний, умений, навыков обучающихся (вводный,

текущий, тематический, рубежный, итоговый, комплексный), методы

контроля.

2.3. В учебно-тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам из расчета количества часов, определённых учебным планом образовательного учреждения. Определяется количество часов на лабораторные, практические и контрольные работы.

2.4. Раздел «Содержание учебного предмета» - основная часть программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы. При разработке следует опираться на федеральный компонент государственного образовательного стандарта или обязательного минимума содержания начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, примерную программу с учетом выбранной авторской, региональный базисный учебный план для образовательных учреждений области, реализующих образовательные программы общего образования.

Наименование раздела и темы (из учебно-тематического плана рабочей

программы);

федерального компонента государственного образовательного стандарта или

обязательного минимума содержания, дополнительные дидактические

единицы с учётом регионального компонента и компонента образовательного

учреждения);

Темы лабораторных и практических работ, демонстрационных опытов (при наличии);

Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

Или отдаете его в школу, лицей или гимназию, помощники в учебе никогда не бывают лишними. Мы подобрали 35 сайтов, с которыми изучение школьной программы станет настоящим праздником и для ребенка, и для родителей.

1. interneturok.ru - это настоящий кладезь, здесь есть видеоуроки, тренажеры и тесты по всем школьным предметам с 1 по 11 класс.

2. stellarium.org - потрясающе красивая программа, имитирующая планетарий. Незаменимо для всех, кто интересуется астрономией, учитывая, что этот предмет вскоре появится в школьной программе.

Выискивать туманности и галактики на этом сайте можно часами.

3. slovo.ws - на сайте есть готовые домашние задания по разным предметам и учебникам, но более ценны здесь разделы с онлайновыми версиями школьных учебников и биографиями русских писателей.
4. study.ru - «скоростные» уроки по английскому языку для начального уровня.
5. briefly.ru - это 2000 произведений школьной программы в кратком изложении.
6. lingualeo.com - интерактивный сервис для изучения английского языка. Есть бесплатный и расширенный платный доступ (стоимость на год соотносима с 2-3 занятиями с репетитором).
7. gostei.ru - крупная онлайновая детская библиотека, которая содержит тексты программных произведений по литературе с 1 по 11 классы.


На портале в режиме онлайн можно читать программные произведения

8. gramota.ru - огромный справочно-информационный портал по правилам и сложностям русского языка.
9. nashol.com - портал, на котором собраны ссылки на полезные ресурсы, книги и тексты по всем предметам школьной программы.


На сайте можно найти учебники и задания по многим школьным предметам

10. learnenglishkids.britishcouncil.org - любопытный сервис по изучению английского языка для учеников разной степени подготовки.
11. litra.ru - сайт с огромным количеством биографий писателей, кратких содержаний и полных текстов литературных произведений и сотней критических статей.
12. math-prosto.ru - программа по математике с 1 по 11 класс, подготовка к экзаменам по предмету и готовые домашние задания.
13. loviotvet.ru - онлайновый решебник и калькулятор с решениями примеров и уравнений по математике различной сложности.
14. fizika.ru - учебники, задачники, лабораторные работы и тесты по физике для учеников 7-9 классов и учителей физики.
15. nuclphys.sinp.msu.ru - проект кафедры общей ядерной физики физического факультета МГУ. Лекции по физике и отдельный раздел для школьников «Популярно о науке».
16. chem.msu.su/rus/elibrary/ - фонд публикаций по химии, содержит учебники и практикумы по предмету, разработанные в том числе и в МГУ им. Ломоносова.
17. orgchem.ru - интерактивный мультимедиа учебник по органической химии для школьников.
18. ebio.ru - электронный учебный курс «Открытая биология» с разделением по направлениям «Ботаника», «Зоология», «Человек», «Общая биология» и «Экология».
19. zooclub.ru - мегаэнциклопедия о животных, населяющих планету.
20.nsportal.ru - национальный проект, в котором собраны авторские разработки и презентации педагогов по всем предметам.
21. do.gendocs.ru - учебный портал с огромным количеством лекций, докладов и справочников по разным предметам.
22. krugosvet.ru - универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия.
23. dic.academic.ru - универсальный словарь и междисциплинарная энциклопедия.
24. bibliotekar.ru - электронная библиотека нехудожественной литературы
25. uchi.ru - онлайн-платформа, где ученики изучают школьные предметы в интерактивной и веселой форме. Кроме того, здесь проводятся предметные олимпиады и хранятся архивы уже проведенных олимпиад.
26. reshi-pishi.ru - интересные квесты и задания по математике, логике, чтению и английскому языку для детей 5-10 лет.


Пиксельмания - одно из самых интересных заданий на сайте, дети могут выполнять их подолгу.

27. nachalka.info - сборник уроков начальной школы с 1 по 4 классы по математике, русскому языку, окружающему миру и обучению грамоте. Доступ платный, но стоимость на год не превышает тысячи рублей.
28. kvantik.com - журнал, посвященный занимательным вопросам и задачам по математике, лингвистике, физике и другим наукам.
29. childrenscience.ru - онлайн-курсы по математике, физике, химии, биологии, технике, архитектуре, искусствоведению, лингвистике.
30. getaclass.ru - бесплатные обучающие видео и уроки по физике и математике.
31. foxford.ru - онлайн-школа с 5 по 11 класс. На ресурсе есть подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам.
32. metaschool.ru - интернет-кружки и олимпиады по иностранным языкам, шахматам, математике и предметам естественно-научного профиля для учеников 1-9 классов. Доступ платный.
33. native-english.ru - удобный и простой сервис для изучения английского языка.
34. math24.biz - сервис по математике для учеников 5-11 классов. Подробный разбор тем и пошаговое решение задач.
35. translate.ru - онлайн-переводчик с десятка языков, а также грамматика английского, немецкого и французского языков.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения . Например, «Рабочая программа курса биологии в 6 классе», «Рабочая программа основного общего образования по биологии». При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:

  • целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
  • состояние здоровья учащихся;
  • уровень их способностей;
  • характер учебной мотивации;
  • качество учебных достижений;
  • образовательные потребности;
  • возможности педагога;
  • состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;
отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;
не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.

Требования к оформлению рабочих программ

Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов:
1. Титульный лист (название программы).
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание тем учебного курса.
5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
6. Календарно-тематическое планирование.
7. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной).
8. Приложения к программе.

Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

Пояснения к структурным элементам программы

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).
2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
3. Наличие признаков нормативного документа.
4.Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
6. Конкретность представления элементов содержания образования.


Таблица 1
Структурные элементы рабочей программы педагога

Элементы рабочей программы

Титульный лист

Полное наименование образовательного учреждения,
- гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);
- название учебного курса, для изучения которого написана программа;
- указание параллели, на которой изучается программа;
- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);
- название города, населенного пункта;
- год разработки программы.

Пояснительная записка

Кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
- концепция (основная идея) программы;
- обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь);
- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
- кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;
- указание на место и роль курса в обучении;
- цели,задачи;
- сроки реализации программы;
- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);
- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;
- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
- предполагаемые результаты;
- система оценки достижений учащихся;
- инструментарий для оценивания результатов;
- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Учебно-тематический план

Перечень разделов, тем последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
- вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

Перечень и название раздела и тем курса;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- содержание учебной темы:
основные изучаемые вопросы;
практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
требования к знаниям и умениям обучающихся;
формы и вопросы контроля;
возможные виды самостоятельной работы учащихся;
- региональный компонент.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В данном разделе прописываются требования к:
- знаниям;
- умениям;
- компетенциям.
Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся

Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной)

Методические и учебные пособия;
- оборудование и приборы;
- дидактический материал;
- литература, использованная при подготовке программы;
- литература, рекомендованная для учащихся;
- образовательные диски.

Приложения к программе


Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога

1. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

2. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

Кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

Пояснительная записка поясняет актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.

3. В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы.

При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

  • единства содержания обучения на разных его уровнях;
  • отражения в содержании обучения задач развития личности;
  • научности и практической значимости содержания обучения;
  • доступности обучения;
  • соблюдения преемственности.

При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

  • название темы;
  • необходимое количество часов для ее изучения;
  • содержание учебной темы:
  • основные изучаемые вопросы;
  • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
  • требования к знаниям и умениям обучающихся;
  • формы и вопросы контроля;
  • возможные виды самостоятельной работы учащихся.

5. В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.(Сведения о контрольных, лабораторных, практических работах и экскурсиях).

6. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.
Пример: Горский Д.., Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. М: Просвещение. 2006.

7. Календарно-тематическое планирование оформляется в традиционной форме.

Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе.
Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.
Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе.
Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.
Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.
Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.

Выбор редакции
Сэндвичи — поистине универсальное блюдо, которое подойдет как для плотного завтрака, так и для легкого обеда или перекуса в течение дня....

Шаг 1: Варим бульон. Для начала расскажу вам, в чем же отличие чучвары от русских пельменей. Ну, во-первых, фарш для приготовления...

Невозможно пройти мимо этого изысканного десерта – классики американской кухни. Торт Красный бархат не оставит вас равнодушным, как не...

Ингредиенты мякоть свинины - 500 г; лук - 2 шт.; кефир (или сметана) - 150 мл; молоко (или сливки) - 3 стол. ложки; картофельный крахмал...
Дорогой алкоголь требует правильного отношения к себе. Никто не мешает опрокинуть залпом рюмку, продемонстрировав тем самым свою...
Ингредиенты: куриные голени – 6 шт. лук – 1 шт. морковь – 1 шт. чеснок – 1-2 зуб. растительное масло – 1 ст.л. карри – по вкусу соль,...
Лазарь Лагин В книге «Тысяча и одна ночь» есть «Сказка о рыбаке». Вытянул рыбак из моря свои сети, а в них – медный сосуд, а в сосуде –...
Так называемое дело «Седьмой студии» начали рассматривать по существу в Мещанском суде столицы. Основным фигурантом дела является...
Курица в кефире маринуется минимум два часа, а затем запекается в духовке около 1 часа. Скажете долго? Но вы-то в это время занимаетесь...