Да будет тебе как язычник и мытарь. Обличение или осуждение? В своем праве


Свт. Иоанн Златоуст

Так как Спаситель произнес строгое обличение против соблазнителей и поразил их страхом, то чтобы, в виду этого обличения, в свою очередь и соблазняемые не впали в беспечность и, все почитая не до них касающимся, по ложной надежде, что все им должно служить, не впали в безумную гордость, - смотри, как Он и их воздерживает. Он повелевает их обличать, но обличать только наедине, чтобы обличение в присутствии многих свидетелей не показалось слишком тяжким и обличаемый, вместо того, чтобы исправиться, не сделался еще наглее. Потому и говорит: обличи его между тобою и тем единем: аще послушает, приобрел еси брата твоего. Что же это значит: аще послушает ? Если осудит самого себя, если сознается в своем грехе. Приобрел еси брата твоего. Не сказал: ты достаточно отмстил ему, но: приобрел брата твоего , - показывая, что от вражды происходит вред тому и другому. Не сказал: он получил пользу только для себя; но: и ты с своей стороны приобрел его. А этим показал, что и тот, и другой прежде того много теряли, - один терял брата, а другой - собственное спасение. Тому же учил Он и тогда, когда сидел на горе; то оскорбившего Он посылал к оскорбленному, и говорил: если ты, предстоя алтарю, ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, шед прежде примирися с братом твоим (Мф. V, 23) ; то оскорбленному повелевал простить ближнего: остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим (Мф. VI, 12) , - так Он учил говорить в молитве. Здесь же употребляет и другой способ: не оскорбившего посылает Он к оскорбленному, а последнего к первому. Так как оскорбивший, от стыда, не охотно бы пошел просить прощения, то он посылает к нему оскорбленного, и посылает его с тем именно намерением, чтобы исправить происшедшее между ними расстройство, и не говорит: обвини, или укори, или потребуй на него суда и наказания; но только - обличи . Оскорбивший тебя, от гнева и стыда, находится как бы в усыплении; а ты, здоровый, и должен придти к больному, и для того, чтобы врачевство твое скорее могло быть принято, ты должен производить суд не публично. Слово: обличи не другое что значит здесь, как: напомни ему о грехе, и скажи ему о том, что ты от него претерпел. Если это будет сделано как должно, то ты сделаешь два дела: и себя будешь оправдывать, и другого склонять к примирению.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Прп. Иоанн Лествичник

Ветхий закон, как еще несовершенный, говорил: «внемли себе » (Втор.15:9) . Господь же, как Всесовершенный, заповедует нам пещись еще о исправлении брата, говоря: «аще согрешит брат твой » и проч. Итак, если обличение твое, паче же напоминание, чисто и смиренно, то не отрекайся исполнять оную заповедь Господню, особенно же в отношении тех, которые принимают твои слова. Если же ты еще не достиг сего, то по крайней мере исполняй ветхозаконное повеление.

Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей.

Прп. Максим Исповедник

Не уязвляй брата намеками, чтобы и от него взаимно не получить подобного, и тем из обоих не изгнать расположения любви но с любительным дерзновением иди и обличи его , чтобы устранить причины огорчения, и себя и его избавить от тревоги и досады

Главы о любви.

Прп. Иустин (Попович)

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего

Когда человек грешит против брата = человека? – Когда он оскорбляет, когда недооценивает, когда уничижает божественное величие человека; когда действует против Божиего в человеке, богообразного, христообразного, духообразного; когда нарушает заповеди Божии о братолюбии и человеколюбии; когда действует против бессмертия, вечности, веры и остальных евангельских добродетелей в брате. Как творения Божии, все люди между собой братья: каждый человек – брат каждому человеку. С точки зрения происхождения все люди одинаковы, братски одинаковы. В самом возвышенном смысле человек человеку брат, если они христиане. В исключительно божественном, в исключительно богочеловеческом смысле человек человеку бессмертный брат, вечный брат, если оба они христиане. Тогда у них одинаковое восприятие мира, Бога и человека. Одинаковы их мерила, одинаковы высшие ценности: Истина, Правда, Мудрость, Бог, Жизнь, Вечность, Богочеловечность. Одинаковы для них евангельские добродетели. Грех – это что-то, что надо обличить, изобличить, хотя бы он приходит от брата. Грех – это величайший враг человека, потому что он в род человеческий ввел двух самых страшных злодеев: смерть и диавола, и в них и с ними ад. Обличи брата, ибо он временно предался греху; себя бессмертного и богообразного подчинил греху. Евангельская истина: ни в одном грехе не бывает весь человек; богообразным ядром своим он всегда вне греха: «Иди и впредь не греши» (Ин. 8:11) . Надо отделять грех от грешника: ненавидеть грех, любить грешника. Опасность, которая грозит грешнику от греха, ужасна, ибо за грехом идет смерть, а за смертью ад. Если послушаетъ тебя обличенный брат, приобрелъ ты брата твоего : ибо он отверг грех, который убивает братство, и отклонил то, что превращает брата в небрата, в обыкновенного человека, в чужого. Греша в отношении к тебе, брат лишает себя братского, т.е. божественного отношения к брату, ибо грех – это всегда орудие и средство, которым диавол живет и общается с другими существами. А человек, если употребит грех как средство общения с людьми, убивает братские чувства, чувства богообразные и богоустремленные. Всеистинное благовестие гласит: «Братiя, если кто изъ васъ уклонится отъ истины, и обратитъ его кто, пусть тотъ знаетъ, что обратившiй грешника отъ ложнаго пути его спасетъ душу свою отъ смерти и покроетъ множество греховъ» (Иак. 5:19–20) .

Святой Златоуст благовествует: Спаситель повелевает обличать грешника, но наедине, чтобы обличение в присутствии многих свидетелей не показалось слишком тяжким и обличаемый, вместо того, чтобы исправиться, не сделался еще наглее. Поэтому и наставление: обличи его между тобою и имъ однимъ . Слова же: если послушаетъ значат: если осудит самого себя, если сознается в своем грехе. Спаситель сказал: прiобрелъ ты брата своего , а не: ты достаточно отомстил ему, показывая тем, что грубость наносит вред и тому, и другому. Господь не сказал: он получил пользу только для себя, но: и ты со своей стороны приобрел его. А этим показал, что и тот, и другой прежде того много теряли, один терял брата, а другой – собственное спасение. Обрати внимание: этим примером Господь посылает оскорбленного к оскорбившему, а не наоборот. Так как оскорбивший, от стыда, не охотно бы пошел просить прощения, Господь посылает к нему оскорбленного с тем именно намерением, чтобы исправить происшедшее между ними недоразумение, и не говорит: обвини его, предай его суду, накажи его, но только – обличи его. Слово же обличи значит здесь: напомни ему о грехе и скажи, что ты от него претерпел. Исполнишь это как должно, сделаешь два дела: выполнишь свою обязанность и склонишь оскорбителя к примирению.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 15-17 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь

Если же согрешит пред тобою брат твой, иди и исправь его с глазу-на-глаз (inter te et ipsum solum). Если же он послушает тебя, то приобрел ты брата своего. Если же тебя не послушает, то присоедини к себе еще одного или двух, чтобы в устах двух или трех свидетелей было твердым (stet) всякое слово. Но в том случае, если он не послушает и их, скажи Церкви. Если же он и Церкви не послушает, то пусть будет как язычник и мытарь [т. е. сборщик податей]. - Если согрешит против нас брат наш, и в каком-нибудь деле оскорбит нас, то мы имеем власть отпускать [грехи], даже по необходимости [должны делать это], потому что нам заповедуется, чтобы мы отпускали долги должникам нашим. Если же кто согрешит против Бога, то это не в нашей власти (поп est nostri arbitru), ибо Божественное Писание говорит: Если человек согрешит против человека, то пусть просит за него. Если же он согрешит против Бога, то кто будет просить за него (1 Цар. 2:25) ? А мы, наоборот, будучи снисходительными к оскорблениям, наносимым Богу, выказываем ненависть за бесчестие, наносимое нам. Итак, брат [наш] должен подвергнуться наставлению наедине, чтобы он не остался во грехе, если он еще не утратил стыда и благоговения; и если он послушает нас, то мы приобретаем душу его, а через спасение другого - нами также приобретается спасение. Если же он не захочет послушать, то [к одному] присоединяется другой брат для увещания. А если же он не послушает и этого, то присоединяется еще третий брат - или ради исправления, или же ради того, чтобы дело совершалось при свидетелях. Далее, а если исправляемый не захочет послушать и их, тогда нужно сообщить о нем многим, чтобы они отвращались от него с омерзением, и чтобы тот, на которого стыд не подействовал спасительно, спасся действием укоризн. А когда говорится: Да будет он тебе как язычник и мытарь , то показывается, что человек, под именем верующего делающий дела неверных, заслуживает большего отвращения, чем открытые язычники. А мытарями [сборщиками податей] в переносном значении называются те, которые стремятся к временным выгодам и изыскивают себе доходы обманом, хитростью, кражей и преступным вероломством.

Толкование Евангелия от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Направив сильное слово против тех, кто соблазняет, Господь исправляет теперь и соблазняемых. Чтобы ты, говорит, будучи соблазняем, не пал совершенно по причине того, что соблазняющий имеет наказание, Я хочу, чтобы ты, когда тебя соблазняют, то есть вредят тебе, изобличал тех, кто поступает с тобой несправедливо и вредит, если он христианин. Смотри, что говорит: «если согрешит против тебя брат твой» , то есть христианин. Если неверный поступает несправедливо, откажись и от того, что принадлежит тебе; если же брат, изобличи его, ибо не сказано «оскорби», но «обличи» . «Если же послушает» , то есть если придет в себя, ибо Господь желает, чтобы согрешающие были обличаемы прежде наедине, чтобы, будучи обличаемы пред лицем многих, они не сделались бесстыднее. Если же, и обличаемый при двух или трех свидетелях, он не устыдится, поведай падение его предстоятелям церкви. Ибо если он не послушал двух или трех, хотя закон говорит, что при двух или трех свидетелях стоит, то есть пребывает твердым, всякое слово, то пусть он, наконец, будет вразумлен церковью. Если же не послушает и ея, тогда пусть будет извержен, чтобы не передал своего зла и другим. Господь уподобляет таковых братьев мытарям, ибо мытарь был неким презираемым предметом. Утешением для обиженного является то, что обидевший его считается мытарем и язычником, грешником и неверным. Итак, это только и есть наказание для того, кто поступает несправедливо? Нет! Послушай и последующее.

Толкование Евангелия от Матфея.

Евфимий Зигабен

Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем: аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего

Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем

Окончив Свою сильную речь против соблазняющих и отовсюду их устрашив, переходит и к соблазняемым и повелевает им не пренебрегать соблазняющими. Братом называет единоплеменника и единоверца. Так как соблазнивший неохотно придет для оправдания, краснея и стыдясь соблазненного, то и посылает к нему этого последнего. Пойди, говорит, и обличи его, т.е. напомни ему, что он тебя соблазнил, докажи ему, что он тебя обидел, но только по-братски и с желанием исправить его, а не враждебно и с желанием порицать. И чтобы это обличение легче было принято, советует, чтобы оно происходило только между двумя, чтобы обличенный публично не сделался еще наглее и неисправимее.

Аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего

Если он послушает твоих увещаний, раскается и осудит самого себя, то ты получил великую прибыль, именно – самого брата своего, член свой. Прежде ты потерял его, отторгнувшегося было вследствие соблазна от братского общения, что для истинных братьев составляет большую потерю.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего

(Лк. 17:3 - в другой связи). Как Бог относится к людям с любовью, так и люди должны любить друг друга. Примирение с братьями, и именно с теми, которые нанесли нам какие-либо обиды, представляется как одна из сторон этой братской любви. Раньше Спаситель говорил, что люди не должны соблазнять “малых сих;” теперь говорит о том, как поступать, когда нам самим наносятся соблазны. “Направив сильное слово против тех, кто соблазняет, Господь исправляет теперь и соблазняемых” (Феофилакт). Понятно, что под этими наставлениями понимаются не вообще грехи, а именно частные грехи обид и оскорблений. Поэтому некоторые неправильно толковали этот стих в том смысле, что здесь речь идет не о частных лицах, а о самой церкви, и что она, замечая в своих членах какие-либо грехи, должна поступать так, как здесь указано, обличать и затем отпускать или удерживать грехи. Выражение “приобрел ты брата твоего” Иоанн Златоуст толкует так: “не сказал (Спаситель): ты достаточно отомстил ему, но: приобрел брата твоего, - показывая, что от вражды происходит вред тому и другому. Не сказал: он получил пользу только для себя; но: и ты, с своей стороны, приобрел его. А этим показал, что и тот и другой прежде много теряли, - один терял брата, а другой - собственное спасение.”

Толковая Библия.

Троицкие листки

Ст. 15-17 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь

Когда Спаситель произнес Свой строгий суд на соблазнителей, то «дабы и соблазняемые не впали в безпечность, из ложной надежды, что им все должны служить», – говорит святитель Златоуст, – Он учит, как и сами они должны относиться к соблазнителям, ко всем тем, которые, называясь братьями, христианами, поступают не по братской любви.

Если обижает тебя неверный, то отрекись и от имения своего; если же согрешит против тебя брат твой , по вере имеющий с тобой одного Отца Небесного – Бога, и одну матерь – Церковь, если он станет соблазнять тебя неправым учением, неправыми мыслями, развращающими словами, погибельным примером, если он причинит тебе без вины обиду, нанесет оскорбление и тем свяжет свою душу грехом, то не оставляй его без братского о нем попечения, пожалей его, пойди к нему; оскорбивший, соблазнивший тебя от стыда неохотно пошел бы просить у тебя прощения; ты не жди, когда он придет к тебе, – сам пойди к нему; от гнева и стыда он находится как бы в болезненном усыплении; ты – здоровый, и пойди к нему, больному; И, чтобы врачевство твое скорее и удобнее могло быть принято, не обвиняй, не укоряй его, но только обличи его , напомни ему о грехе его, объясни ему то зло, какое может произойти из его поступка или из его ложного мудрования, обличи наедине между тобою и им одним , дабы обличение его в присутствии многих свидетелей не показалось ему тяжелым; обойдись с ним с любовью, осторожно, благоразумно и терпеливо. Дружеское обличение, «чистое и смиренное», согретое братской любовью, идущее от сердца того, против кого согрешил обличаемый, часто бывает действительнее всяких законных взысканий и лучше всяких наказаний исправляет его. Если ты, имеющий право требовать от него удовлетворения за обиду, являешься перед ним с заботой о спасении его, то и он скорее устыдится, когда увидит, что ты обличаешь его не с тем, чтобы отомстить, но чтобы исправить. Если послушает тебя , если сознается в своем грехе, если осудит себя и смирится, то ты уже сделал два дела: и себя оправдал в его глазах, и его с собою примирил, то приобрел ты брата твоего ; сберег его для Бога, для себя и для Церкви и Царства Небесного, которого он из-за своего греха лишился бы. Как бы ни был он несправедлив к тебе, заботься больше о его спасении, чем о своем оправдании. Без сомнения, тебе придется пожертвовать своим самолюбием, может быть, выслушать и оскорбление. Зато разве не велика будет тебе награда, если спасешь погибшую овцу, о которой так нежно заботится добрый Пастырь? Если же не послушает брат твой, не сознается в своем грехе, будет упорствовать в своем заблуждении, во вражде против тебя, не оставляй его и в этом положении; ты был слаб, когда один увещевал его, будь сильнее при помощи других, возьми с собою еще одного или двух , но не больше, и обличи его перед этими свидетелями, чтобы они подкрепили твое слово, приняли участие в увещании обличаемого, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово , как заповедано в Писании (мысли Никанора, архиеп. Херсонского).

Ищи пользы не себе только, но и тому, кто оскорбляет или соблазняет тебя. Обижен собственно тот, кем овладела страсть: он и болен, и слаб, и немощен. Если же и при других он будет упорствовать в своих ложных мыслях, если же не послушает и их , тогда скажи церкви и ее предстоятелям, поставленным Мною пастырям Церкви. Если он не устыдился тебя и тех, которые были с тобой, то, может быть, все же устрашится суда церковного; а если и церкви не послушает , если не убедится увещанием, обличением, предостережениями предстоятелей Церкви, если не захочет подчиниться их суду, тогда он, как неизлечимый больной, как закоснелый в своем упорстве, – то да будет он тебе , пусть будет чужим тебе, как язычник , не имеющий никакого общения с тобой в вере, и мытарь , всеми презираемый, неисправимый корыстолюбец. Не считай более такого противника Церкви своим братом по вере, прекрати с ним христианское братское общение, чтобы как тебе, так и другим не заразиться его духовной болезнью. Отсеченный от Моей Церкви, он будет чужд и сущей с нею Моей благодати. Вот заповедь, вот учение Самого Господа об анафеме церковной (мысль Филарета, митр. Московского). Вот ее происхождение от Самого Христа, Который, однако же, говорит о Себе: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29) . «Следуя этому учению Христову, апостол Павел громко возглашал: «если бы (кто) стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8) . То же делали и прочие апостолы, когда среди верующих встречали людей, которые, по выражению апостолов, «вышли от нас, но не были наши» (1 Ин. 2:19) , которые вводили «пагубные ереси… отвергаясь искупившего их Господа» (2 Пет. 2:1) . Что было делать, как не отсечь зараженные и заражающие члены от здравого тела и сделать это так открыто, чтобы и зараженные злым учением наглядно могли увидеть свою погибель и прибегнуть к всецелебному врачевству покаяния, и здравые в вере несомненно знали, кого и чего должно им остерегаться, и насколько бдительно необходимо остерегаться? На этом основании Церковь не только может, но и должна отлучать от себя людей, не повинующихся не только ей, но и Самому Богу, в Священном Писании глаголющему» (Филарет, митр. Московский). Анафема есть суд Церкви, суд кроткий, но и грозный, как кроток, но и грозен Сам Христос, ее Учредитель. Анафема не значит проклятие. Проклятие есть призывание на главу проклинаемого всех зол и бедствий; анафема есть только отлучение, отсечение от Церкви, удаление от общения с нею того, кто сам не хочет слушаться Церкви (мысли Никанора, архиеп. Херсонского).

Церковь всем таковым объявляет устами своих предстоятелей: «вы не веруете, как Господь повелел нам веровать, вы пренебрегаете Его святыми заповедями, вы уничижаете святую Его благодать, вы издеваетесь над уставами Его Церкви, которую Он создал, которую так любит, которую обещал хранить до конца мира, в которую положил все сокровища Своих искупительных заслуг, вы вносите в эту Церковь свои разрушительные учения; для вас ничто в Церкви не свято, ничто не дорого, ничего вам не нужно, – оставьте нас. Мы готовы быть в мире с вами, как со всеми согражданами, не ведающими веры и закона Христова; мы можем быть и соседями вашими, и сотрудниками в делах общежития, но не можем быть в единомыслии веры, в общении молитв и Таинств, в союзе любви духовной; оставьте нас. Вы стали язычниками, отреклись от чистоты и полноты веры Христовой; по жизни для нас стали тем, чем были мытари для древних Евреев; мы так и понимаем вас, как Господь повелел нам вас разуметь: «да будет он тебе, как язычник, и мытарь» . На это ваша свободная воля o быть тем, чем вы желаете быть, а наша обязанность смотреть на вас и относиться к вам так, как нам повелено от Господа Иисуса Христа, в Которого мы веруем и от Которого ожидаем вечного спасения» (Амвросий, архиеп. Харьковский). Это не значит, что мы должны презирать брата, или отказывать ему в обыкновенных человеческих услугах, как поступали Евреи относительно язычников и мытарей, мы должны все еще любить брата своего и стараться склонить его на правый путь даже до самого конца, как делает и Отец наш Небесный относительно людей неблагодарных и злых. Это значит только прекратить с ним всякое общение, как с единоверцем, считать его человеком, не принадлежащим к Святой Церкви Божией… Церковь изрекает анафему, в основном, только на прегрешения ума, а не воли, на грехи упорства, а не на грехопадения (мысли Никанора, архиеп. Херсонского): анафема не разбойникам, не ворам, не преступникам всякого рода, но анафема отвергающим бытие Божие, искупление, безсмертие, будущий Суд и другие истины веры. Грехи ума тяжелее, пагубнее, преступнее грехов воли. Все мы грешим ежечасно, но, повергаясь в прах пред милосердием Божиим, принося сердечное покаяние во грехах, можем получить прощение от Господа. Даже и заблуждения ума, если они не упорны, если люди, как дети, только колеблются ветром разных учений и готовы искренно сознаться в своих заблуждениях, Бог простит кающимся, ибо всякий может погрешать в своих мнениях. Но если кто сеет ложь упорно, как сам диавол, отец лжи, сеет для убийства душ; если кто восстает против утвержденной Христом, Его апостолами и всей Вселенской Церковью истины, такой творит грех против Духа Святаго.

И этот грех, если не очищается покаянием, не отпустится человеку ни в сей век, ни в будущий; такой грех подрывает самые основы Церкви Божией, и она, защищая саму себя, испускает вопль боли материнского сердца: анафема!.. Но пусть не думает кто-либо, что приговор анафемы незначителен: нет. Кто отлучен от Церкви, тот сам себе затворил и двери в Царство Небесное.

Троицкие листки. №801-1050.

Взаимоотношения между христианами нарушаются, если христиане согрешают друг против друга. Независимо от того, что нарушает взаимоотношения (ложь, распространение слухов, непрощение, зависть, неверное толкование побуждений и т.д.), христианин должен следовать тем основным принципам. которые восстанавливают мир и приносят исцеление. Вот четыре принципа , основанных на Писании, которые помогут вам восстановить нарушенные взаимо отношения, если они имеются.

Ев. от Луки 17:3-6

3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему.

5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.

6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.

Принцип 1: Наблюдайте за собою

В стихах 1 и 2 перед прочитанным нами текстом, Иисус особенно предостерегал учеников не подавать соблазна (т.е. повода к согрешению) кому бы то ни было. Поэтому Он далее говорит, чтобы мы наблюдали за собою, смотрели за собою, чтобы нам не согрешить против ближнего своего, не подтолкнуть кого-либо к греху своим примером или беспечием. Господь хочет, чтобы каждый из нас, как Давид, мог сказать: я "был непорочен пред Ним, и остерегался, чтобы не согрешить мне " (2 Цар. 22:24).

Е сли же вы виновны, даже хотя бы частично в нарушении взаимоотношений со своим ближним, то сначала расскажите Богу о своём поступке и о мотивах, которыми вы руководствовались. Избавьтесь сначала "от бревна в своём глазу" (Мф.7:3-5). Ничего не скрывайте. Конечно, Бог знает всё, что вы сделали и почему это сделали, но открытое исповедание для вас очень важно. Исповедание восстановит наше общение с Богом, Который, "будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Ин. 1:9). Поэтому, наблюдение за собой и исповедание (если в произошедшем есть хотя бы часть вашей вины) - это первый шаг. Но мы не можем остановиться на этом. Необходимо идти дальше, что для нас, спотыкающихся и часто ошибающихся людей, весьма тяжело.

"Если же согрешит против тебя брат твой" , а ты наблюдал за собою, остерегался, чтобы не согрешить тебе, исследовал свой "глаз" на предмет "бревна" в нём, раскаялся пред Богом даже за "сучок в своём глазу", то...

Принцип 2: Пристыдите обидчика

выговори ему " , - говорит Иисус. В наших взаимоотношениях есть не только риск соблазнить других. Есть также опасность в затаенной злобе, желании "свести счёты", в нежелании брать инициативу примирения с обидчиком. Не ждите, пока другой человек подойдёт к вам. Не говорите: "Это его проблема. Он сам должен подойти ко мне". Не думайте, что если вы помолитесь о проблеме, вам самим не придётся говорить об этом с тем человеком. Не имеет значения, кто прав или не прав, если речь идёт о нарушенных взаимоотношениях, в которые вы вовлечены, - это и ваша проблема. Как раз об этом и говорит здесь Господь Иисус. Долг христианина - не таить злобы на обидчика, а вести себя открыто по отношению к согрешающему брату или сестре, взять на себя инициативу в восстановлении взаимоотношений. Сделайте вы первый шаг. Даже если явно виноват другой, идти нужно вам .

В Мф.16:24 Христос сказал: "если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя..." . Отвергните свою гордость, которая препятствует вам восстановить нарушенные взаимоотношения. Встаньте и идите! Идите с единственной целью - возобновить мир. Не посылайте кого-то и не пишите писем (конечно, если вас не разделяют тысячи километров). Ведь так вы не сможете увидеть лицо человека и выражение его глаз, а также не сможете пожать ему руку. Встретьтесь с человеком с глазу на глаз .

Признайте свою вину перед ближним, если она была даже частично . Не оправдывайтесь и не старайтесь вызвать к себе жалость. Скажите, что вы сожалеете о случившемся, а также надеетесь, что вреда ему не причинили. И в конце попросите прощения. Обычно это лучше всего сделать как можно проще: "Прости меня, пожалуйста".

Но если нет вашей вины, но у вас возникло чувство, что кто-то поступил несправедливо по отношению к вам, то вы должны немедленно высказать ему свою жалобу. Может случиться, что ваша обида на брата или сестру окажется необоснованной. Может вы думали, что в случившейся с вами несправедливости есть вина того ч еловека, но на деле оказалось совсем не так. Тогда не много потребуется для восстановления взаимоотношений. Хуже всего, если мы будем вынашивать обиду в душе и будем заняты только причиненной нам болью, когда на деле нет для этого повода. Но стоит только эту обиду сформулировать, посмотреть на нее по существу, а иногда даже просто заговорить о ней, как станет ясно, насколько все маловажно и банально.

Если же причинённое вам окажется согрешением, то пристыдите обидчика за грех один на один (Мф. 18:15). Цель - чтобы человек покаялся, а о грехе его знало как можно меньше людей. Ни в коем случае нельзя оглашать грех перед всем миром. Вся беда в том, что мы часто этого не делаем. Мы сплетничаем об этом с другими. Тогда проблема распространяется подобно огню, и ссора усиливается. Давайте запомним этот шаг - "Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему " , а не другим о нём. Объясните согрешившему, что вы знаете о его поступке, а также, что вы об этом думаете. Будьте при этом просты, ясны и любящи . Старайтесь при разговоре контролировать свои эмоции. "Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово в озбуждает ярость" , - учил мудрый Соломон (Прит. 15:1).

Прекрасно, если признание проступка принесёт исцеление в ваши отношения. Ап. Иаков пишет: "Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного" (Иак. 5:16) .

В тоже время, нам нужно осознавать, что, возможно, после обсуждения проблемы взаимоотношения ещё более усугубятся. Поэтому очень важно ревностно помолиться прежде , чем вы пойдёте к человеку. Помолитесь, чтобы Бог дал вам прощение обидчика за зло причинённое вам. Прежде, чем идти к брату, удостоверьтесь, что вы уже простили его в своём сердце. Помолитесь, чтобы Бог показал вам, "как вынуть сучок из глаза брата твоего" для исцеления ваших взаимоотношений. Помолитесь, чтобы Бог, знающий побуждения вашего сердца, Духом Святым руководил вами.

Принцип 3: Простите согрешившего

"Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему ; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему ". Если согрешивший признает свой неверный поступок и покается, нужно сказать, что он прощен. Обсудите с братом разногласия и разойдитесь друзьями.

Даже, если он не желает признать, что поступил неправильно, и не просит прощения, вы всё равно должны простить его .

Писание не призывает нас прощать согрешившего человека только после того, как он попросил прощения. Мы должны прощать наших обидчиков, несмотря на их отношение к нам. Мы должны прощать наших обидчиков, смотря на отношение Бога к нам .

"Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас" (Еф. 4:32) . Бог ожидает от нас, что мы перенесём на других людей то прощение и любовь, которые Он простер на нас во Христе. Это принесёт исцеление от обиды в ваше сердце и вы будете свободны, чтобы поблагодарить Бога за это.

Вы могли бы спросить: " Но что делать с тем, кто много раз получил прощение и снова вредит? " . Господь говорит: "Если он снова покается, прости ему". Даже если он неоднократно согрешает, а затем говорит, что кается, его нужно прощать. Иисус призывает нас прощать человека, даже семь раз в день. Но дело не в цифрах. Эти слова не означают, что восьмое прегрешение уже не может быть прощено; напротив, прощать раскаявшегося следует всегда. Вспомните вопрос Петра Христу о лимите прощения и ответ Господа: "Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз" (Мф. 18:21,22) . Другими словами, когда прощаешь, не считай сколько раз прощаешь.

Но не значат ли эти слова, что верующий должен позволять кому-то бесконечно оскорблять и унижать себя? Нет, как раз наоборот, эти слова значат, что верующий не должен позволять кому-то оскорблять себя. Потому что он наблюдает за собою, остерегается, чтобы не подавать соблазна, чтобы не дать повода к согрешению брату своему против него. Он открыт, чтобы пристыдить согрешившего с любовью и помочь ему понять его грех и раскаяться в нём пред Богом и ним. Его готовность прощать не только останавливает прогрессию зла (в ответном унижении обидчика, в мести, в сведении счетов с ним), хранит его сердце от обиды и злобы, но и восстанавливает взаимоотношения с бывшим обидчиком. Нам не дано судить, было ли истинным покаяние обидчика. Мы должны верить ему на слово, что он покаялся. Вот почему Иисус говорит: "И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему". В этом - то милосердие, которое проявляет к нам наш Отец. Независимо от того, как часто мы не оправдываем Его ожиданий, мы все же сохраняем уверенность в том, что "если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Ин. 1:9). Не будем забывать, что Бог - не человек, Он смотрит на сердце согрешившего и хочет увидеть искреннее раскаяние, которое ведёт к возрождению сердца и изменению образа поведения.

Но что делать, если, несмотря на все старания с вашей стороны, примирение всё же не было достигнуто? Тогда человек, которому была причинена несправедливость или какой-то ущерб, должен взять ещё одного или двух свидетелей (Мф. 18:16). Если же обидчик не послушается их и не покается, тогда это дело нужно вынести перед церковью. Отказ прислушаться к решению церкви должен повлечь за собой отлучение (Мф. 18:17). Цель такого наказания не в сведении счетов или унижении обидчика, а в том, чтобы привести его к сознанию греха и исповеданию. Пока эта цель не достигнута, верующие своим отношением должны показывать согрешившему, что они не смиряются с его грехом и не могут иметь с ним общение как с христианином, однако при этом они не должны обращаться с ним грубо. Община должна предупредить его о том, что он будет вновь принят, как только появятся признаки искреннего покаяния.

Принцип 4: Действуйте верой

Выслушав предыдущие слова Иисуса (ст. 3,4), ученики сказали Ему: "умножь в нас веру" . Буквально они сказали: "Дай нам больше веры" . Они чувствовали, что не соответствуют тому высокому стандарту, который установил для них Иисус. Ученики решили, что, лишь обладая великой верой, можно научиться так поступать, так прощать и отстаивать святость взаимоотношений. Но Иисус сказал, что ты не устанешь прощать брата своего даже если обладаешь маленькой верой. Важна не степень веры, а ее истинность. И малая вера может творить чудеса. Если ты обладаешь верой хотя бы с зерно горчичное, то сила простить оказывается в твоём распоряжении. Вспомните слова Христа из Откровения Филадельфийской церкви: "ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего" (Откр. 3:8). Истинная вера высвобождает Божию силу для исполнения слова Христова. Лишь с Богом мы сможем остановить прогрессию зла и восстановить разрушенные грехом отношения.

A какова ваша вера? Как видна её истинность в решении проблем ваших взаимоотношений?

Сказал Господь: смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих», – говорит Господь. Кто эти «малые сии»? Прежде всего, дети. Господу не нравится, когда великие в Церкви или мнящие себя быть великими, относятся невнимательно к тому, что происходит с детьми. Как будто их не касается, что детей растлевают, приучают их к такой жизни, где грех является нормальным явлением. Их как бы лишают уже самой способности покаяться и возвратиться ко Господу, и обрести все, что хочет дать им Бог. Но малые сии – это, конечно, все люди, прежде всего, в Церкви. Те, кто искренне приходит ко Господу, но вера их слабая, и о Боге они знают очень мало. Мы не должны смотреть на них свысока, как на людей, которые не просвещены истинным знанием. Откуда же им знать, если они только переступили порог храма Божия? А некоторые еще вообще в Церковь не вошли, они – «не двора сего», по словам Господа.

«Смотрите, – говорит Господь, – ибо Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного». То есть, вокруг этих людей совершается ангельская служба. Ангелы видят лицо Отца Небесного непрестанно, изумеваясь Его славе, Его любви, готовые исполнить все, что ни скажет им Господь для блага малых сих. И если мы хотим увидеть лицо Отца Небесного, лик Христов в будущей жизни, мы должны, прежде всего, быть исполнены готовности сделать все для малых сих, для их блага.

Господь дает нам образ Своей непостижимой любви ко всем людям без исключения. Он говорит: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся». Мы знаем, что Господь наш, Пастырь Небесный, прошел по всем горам и долам, изнемогая от усталости, падая под ношею Креста, чтобы найти эту заблудшую овцу. И теперь Он радуется о ней. Святые отцы говорят, что овца заблудшая – это все мы, весь род человеческий. Потому что мы – падшее создание, мы заблудились, сбились с дороги, и нам грозит опасность и смерть. Господь находит весь род человеческий, оставляя девяносто девять незаблудших овец – Ангелов, которые радуются об этой обретенной овце. И Сам Господь радуется о ней больше, чем о незаблудших.

Одновременно Господь говорит здесь и о каждой человеческой душе. Для Него одна овца имеет такое же значение, как все стадо. Один человек, находящийся в Церкви, для Него столь же дорог, как вся Церковь. Вот любовь Божия, о которой Дух Святой говорит нам сегодня. И тот человек, который не пришел еще в Церковь и которого хотят сегодня погубить, так же дорог Спасителю, как вся Церковь, которая не заблудилась. Она не заблудилась, если понимает, о чем говорит Христос. Потому что наше знание истины, правды и любви должно измеряться единственно Духом Святым, любовью Бога, Его истиною.

И дальше Господь говорит, что истина, действительно, неотделима от любви. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним». Любовь эта дорого стоит. И она дорого стоит для Господа, дорогою ценою приобретена для нас. И каждый из нас должен приобрести ее дорогою ценою – верностью истине. Иди и обличи его, не носи это в себе. Самое опасное, когда внутри нас кровоточащая рана, и это созревает во все большую вражду к согрешившему против нас человеку. Может быть, он не знает, не понимает, что сделал. Может быть, ему не достает именно того, чтобы ему кто-то сказал об этом с любовью. Между тобою и им одним – не кричи на весь свет, что этот человек согрешил. Прежде чем ты будешь иметь право это сделать, наедине с этим человеком выясни все. Может быть, он тут же с радостью увидит свою ошибку, и будет радость и для тебя, и на небесах. И не нужно добавлять к этому что-нибудь еще.

Но если этот человек будет упорствовать в своем заблуждении, пойди, возьми одного или двух, – говорит Христос, – единомысленных твоих и обличите его вместе. Мы нуждаемся в том, чтобы в делании добра нам помогали другие люди. И мы не должны унывать, опускать руки, говорить, что безнадежное дело – с этим человеком уже все кончено, потому что он не обращает внимания на наши вразумления. Может быть, эти двое или трое, кого ты позовешь, найдут такие слова, которые тебе никогда на ум не приходили. Может быть, у них любви больше, чем у тебя, и он послушает их. Может быть, он поймет, что он противостоит сразу всем, и покается.

Но есть очень упрямые люди. Они могут отвергнуть любое вразумление. «Если же не послушает их, – говорит Господь, – скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Скажи Церкви, потому что Церковь хранит то, что дал ей Господь, она – хранительница истины, столп и утверждение истины, всех догматов, тайн веры, заповедей Божиих. И горе тому человеку, который бывает отлучен от Церкви, который подвергается анафеме церковной. Невозможно пребывать в Церкви, пользоваться ее преимуществами, дарами небесными Духа Святого и отвергать основание учения церковного, которое положено жизнью и смертью Христовой, благодатью Духа Святого. Господь говорит об этом отвержении.

Но это слово исполнено не только пламенеющей истины, но и пламенеющей любви. Господь не говорит: «Да будет он тебе как сатана, как бес». Он говорит: «Да будет он тебе как язычник и мытарь», – то есть как тот, кто не утратил способность возвратиться к Богу с покаянием. Тот, кто остается еще человеком, и о котором Церковь молится, чтобы привести его к себе. В истории Церкви были еретики, которых она называет волками лютыми, не щадящими стада. В своей разрушительной деятельности по отношению к Церкви они уподобляются самому диаволу. Но и здесь Святая Церковь, извергая их из себя, не оставляет их своей любовью, молясь об их вразумлении. И мы знаем такие примеры, когда самые страшные отступники возвращались покаянием к истине, и были приняты в Церковь.

«Где двое или трое, – говорит Христос, – собраны во имя Мое, там Я посреди них». Церковь – это не один человек, а, по крайней мере, – два или три. Господь говорит нам о тайне того единства, к которому призваны мы все, весь род человеческий. О тайне самых малых молитвенных собраний, о тайне Вселенских Соборов. В конце концов, все измеряется не количеством собравшихся людей, но соборным разумом Церкви. Где неложная любовь ко Христу, там Христос предваряет собрание всех.

Будем дорожить этим даром Божиим, помня, что времена наступают трудные. Во времена гонений не всегда может собраться многолюдный храм, а только двое или трое могут быть собраны где-то во имя Христово. Преподобный Нектарий Оптинский пророчествовал, что будет время, когда в Церкви останется всего один епископ, один священник и один мирянин. Наверное, он не в буквальном смысле говорит эти слова. Но в том смысле, что там, где есть хоть один епископ, один священник и один мирянин, любящие Христа, где двое или трое собраны во имя Христово – там Христос посреди них и там Церковь Божия. Дай Бог нам принадлежать к этому собранию, сколько бы нас ни было, пусть даже двое или трое. То же присутствие Божие среди нас, та же слава, как во всей Церкви, то же утешение, как если бы было две или три тысячи собраны во имя Христово, как это было в день Пятидесятницы, когда святой апостол Петр говорил в Духе Святом и открывал им Христа.

В Луки 17:3-4 мы читаем:

«Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему».

В этих стихах несколько раз встречается слово «если». Будучи программистом по профессии, я очень хорошо знаком с функцией оператора «IF» (дословно – «если», оператор условия в программировании – прим. пер.). Оператор «IF» предваряет собой некое условие, и команды, следующие за условием, будут выполняться только в том случае, если выполняется само условие. В бесценных словах нашего Господа, которые мы прочитали выше, в первом же предложении содержится две подобных условных конструкции:

IF (ЕСЛИ) согрешит против тебя брат твой

THEN (ТО) выговори ему

IF (ЕСЛИ) он покается (после выговора)

THEN (ТО) прости ему

Именно таков порядок действий, установленный Господом. Многие желают быть прощенными без покаяния. Другие же не прощают своим братьям грехов, хотя сами ни разу не обличили их в этих грехах! Таким образом, они нарушают порядок действий, установленный Господом . Есть еще и такие, что выговаривают другим за поведение, не являющееся грехом, чем сами совершают грех против этих братьев! Есть много пустословов, критикующих всех и вся, и горе тому, кто подвернется им под горячую руку. Они делают вид, что обличают грехи других даже там, где никакого греха нет.

Наверняка вы спросите: как мне быть, если я обличаю брата в явном грехе, совершенном против меня, а он не кается и не просит прощения? К сожалению, бывает и так. Гордыня многих настолько велика, что не позволяет им просить прощения у кого бы то ни было. Я был свидетелем таких ситуаций, когда люди, чье заблуждение было бесспорным, даже после открытого обличения вели себя так, как будто ничего не случилось, и совсем не просили прощения! Вочман Ни сказал однажды: «Чем смиренней человек, тем чаще он просит прощения». Просите прощения у любого человека за любую мелочь, даже если вы просто ПОДОЗРЕВАЕТЕ, что могли его чем-либо обидеть. Вот что значит – быть смиренным. Вот что значит – быть христианином! Все остальное – не больше, чем лицемерие, когда человек знает истину, но не поступает по ней, как только дело доходит до конкретных действий. Слова «прости меня» нужны не только тому, против кого согрешили, но и тому, кто согрешил. Если человека, любящего критиковать и унижать других, не обличить вовремя, он не только причинит много вреда другим, но и сам будет страдать от того, что другие его избегают! Как можно открыто общаться с человеком, чье поведение так неприятно, а он и не думает раскаиваться? Неудивительно, что такой человек, в конце концов, останется один. Однако что сделали другие, его братья и сестры, его церковь, для того, чтобы избежать таких последствий? Обличили ли они его? Обличение с любовью, без гнева, очень важно. Это – первая ступенька лестницы, ведущей к прощению. Опять же, мы должны помнить, что обличать следует не в том, что мы сами считаем грехом, а в том, что определяется как грех Словом Божьим . Наш Господь и начальник нашей веры сказал так (Матф. 18:15-17):

Матфея 18:15-17
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».

Таков порядок, установленный Богом!!! Таков порядок, установленный Господом Иисусом Христом, Главой Церкви. Почему же мы пытаемся все делать по-своему? Почему мы считаем, что молчание – лучшая реакция на то зло, жестокость и грех, что происходят на наших глазах, в наших же церквях?! Когда мы, наконец, прислушаемся к голосу Господа вместо того, чтобы слушать голос этого мира, твердящий нам, что каждый волен поступать, как ему вздумается? Наш Господь сказал так (выражаясь весьма точным языком программирования):

IF (ЕСЛИ) согрешит брат твой THEN (ТО)

Пойди и обличи его

IF (ЕСЛИ) он раскается OK (ХОРОШО).

ELSE (ИНАЧЕ)

Возьми с собою еще одного или двух свидетелей

IF (ЕСЛИ) не послушает их THEN (ТО)

Скажи церкви

то да будет он тебе, как язычник и мытарь

А вот как обстоит дело в наших современных церквях:

IF (ЕСЛИ) согрешит против тебя брат твой THEN (ТО)

Ничего не говори ему, просто прости его!!!

Если уж ты не побоялся (!) сказать ему, а он тебя не послушал,

Ничего страшного… но тебе все равно придется его простить!

Простите, кто сказал вам так поступать??? Откройте мне Библию на той странице, где написано, что Господь или Его апостолы когда-нибудь давали подобные указания! Возможно, такой порядок вещей существует в вашем представлении или был внушен вам вашим пастором или окружающими, но порядок, установленный Богом в Библии, совершенно иной. Обратите внимание на слова Павла:

1 Коринфянам 5:1-2
«Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело».

«Изъят»? Да ладно тебе, Павел. Я ведь так удобно устроился, зачем мне во что-то вмешиваться? Я плачу десятины, хожу по воскресеньям в церковь. У меня все прекрасно. Какое мне дело до этого человека? Это его жизнь. На что Павел и Сам Бог устами Павла ответит вам: «ВЫ ВОЗГОРДИЛИСЬ! Вам стоило бы ПЛАКАТЬ, а не сидеть спокойно сложа руки! Человек, не раскаивающийся в таком грехе, должен быть изъят из среды вас». Далее Павел говорит:

1 Коринфянам 5:9-13
«Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником ; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас ».

Такие дела должны осуждаться церковью. Под осуждением я понимаю не пустословие тех критиканов, которые думают , что праведно обличают других, а на самом деле лишь голословно осуждают невиновных. За такое поведение они сами заслуживают осуждения. В вышеприведенном отрывке говорится о ситуации, когда вся церковь знает, что среди них есть человек, называющий себя братом, но остающийся блудником, или лихоимцем, или злоречивым и т.п. Этот человек не раскаивается, а значит, его случай попадает под самую последнюю категорию алгоритма, данного Господом:

IF (ЕСЛИ) и церкви не послушает THEN (ТО)

да будет он тебе, как язычник и мытарь

Или, как сказал Павел: «Извергните развращенного из среды вас». Поступая так, вы даете ему еще одну возможность покаяться. Если же вы продолжаете мириться с его поведением, то тем самым как бы говорите ему: «Ничего страшного. До тебя нам и так нет никакого дела! Поступай, как знаешь!». Бог судит внешних, мы же призваны судить внутренних, находящихся среди нас. «Не внутренних ли вы судите?» - сказано в Слове (1 Коринфянам 5:12).

2 Фессалоникийцам 3:14-15
«Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата ».

«Того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним». Цель этих действий – не сделать человека изгоем, а устыдить его и тем самым привести к покаянию! Вместо этого в наших церквях сегодня МЫ САМИ стыдимся призвать человека к покаянию. Однако нам необходимо прекратить общение с ним, чтобы ОН устыдился и покаялся. Прекратить общение – не значит отвергнуть. В Слове, в Послании Иакова 5:19-20, сказано:

Иакова 5:19-20
«Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов».

Иезекииль 18:23
«Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?»

Бог не желает отвергнуть грешника навсегда, Он лишь хочет, чтобы тот пришел к покаянию . Для того, чтобы покаяние произошло, сначала должно иметь место обличение . Если же согрешающий не внимет обличению, тогда его следует отлучить, взять на замечание и не сообщаться с ним. Однако и при этом не стоит прекращать увещевать его, чтобы он вернулся. Дверь должна оставаться открытой всегда, на тот случай, если человек покается . Бог не желает, чтобы он навсегда оставался в таком жалком положении. Он желает покаяния грешника!

В заключение обратимся еще раз к словам нашего Господа из Матфея 18:18:

Матфея 18:18
«Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».

Эти слова подразумевают ответственность и принятие решения. В наших руках обличение. В наших руках покаяние. И в наших руках прощение. Будем ли мы послушны учению Слова? Указания, содержащиеся в нем, предельно ясны и точны.

Иисус не пренебрегал общением с язычниками и мытарями! Как только человек каялся, грех был прощен, и человек восстанавливал свои отношения с Богом и другими людьми. Никогда не следует закрывать дверь перед кающимся грешником, однако и не стоит держать ее открытой для тех, кто был обличен в грехе по всем правилам, установленным Господом, и, тем не менее, отказывается покаяться.

АУДИО

Комментарий архимандрита Ианнуария Ивлиева к тексту евангелиста Матфея

Мф. 5:43-48

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Мф. 6:9-15

Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Мф. 7:1-12

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. 6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

Мф. 18:15-35

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Выбор редакции
Сэндвичи — поистине универсальное блюдо, которое подойдет как для плотного завтрака, так и для легкого обеда или перекуса в течение дня....

Шаг 1: Варим бульон. Для начала расскажу вам, в чем же отличие чучвары от русских пельменей. Ну, во-первых, фарш для приготовления...

Невозможно пройти мимо этого изысканного десерта – классики американской кухни. Торт Красный бархат не оставит вас равнодушным, как не...

Ингредиенты мякоть свинины - 500 г; лук - 2 шт.; кефир (или сметана) - 150 мл; молоко (или сливки) - 3 стол. ложки; картофельный крахмал...
Дорогой алкоголь требует правильного отношения к себе. Никто не мешает опрокинуть залпом рюмку, продемонстрировав тем самым свою...
Ингредиенты: куриные голени – 6 шт. лук – 1 шт. морковь – 1 шт. чеснок – 1-2 зуб. растительное масло – 1 ст.л. карри – по вкусу соль,...
Лазарь Лагин В книге «Тысяча и одна ночь» есть «Сказка о рыбаке». Вытянул рыбак из моря свои сети, а в них – медный сосуд, а в сосуде –...
Так называемое дело «Седьмой студии» начали рассматривать по существу в Мещанском суде столицы. Основным фигурантом дела является...
Курица в кефире маринуется минимум два часа, а затем запекается в духовке около 1 часа. Скажете долго? Но вы-то в это время занимаетесь...