История медицины. VI Всероссийская Олимпиада по истории медицины Кафедра истории медицины мгмсу тесты


Институционально современной кафедре Истории медицины и социально-гуманитарных наук предшествовали кафедры Общественных наук, Отечественной истории, Политологии, Экономической теории, Истории медицины и Правоведения.

Современная кафедра реорганизована в 2014 году и выражает гуманитарный профиль университета, работая на всех факультетах РНИМУ им. Н.И. Пирогова как базовая кафедра Лечебного факультета. Профессорско-преподавательский состав кафедры читает предусмотренные государственным стандартом курсы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам: историю Отечества, культурологию, экономическую теорию, социологию, историю медицины, основы гражданского общества и государства. Кафедра привлекает на 0,25 или на 0,5 ставки преподавателей из ведущих московских вузов, таких как МГУ имени М.В. Ломоносова, МГИМО, РАГС, Университета Иностранных языков им. Мориса Тереза, академических институтов Института Истории РАН, Института Всеобщей, Истории РАН и других, что обусловлено профилем кафедры, привлечением в непрофильные вузы ведущих специалистов. Это позволяет осуществлять совместную научно-исследовательскую работу на должном уровне.

Кафедра общественных наук была создана во 2-м МГМИ в 1937 году. Одним из первых заведующих кафедрой был профессор Деборин Г.А. Кафедрой также руководили: доцент Докукин В.И., доцент Горбунов Т.С., доцент Стародубов М.В. С 1952 по 1992 годы кафедру возглавляла д.и.н., профессор Первова Серафима Васильевна, блестящий историк, мудрый руководитель.

С 1992 года по настоящее время кафедрой руководит заслуженный работник высшей школы, отличник здравоохранения РФ профессор Ковтюх Галина Семёновна, достойно продолжая эстафету своих предшественников. Обладая широким научным кругозором, оригинальным современным подходом в преподавании гуманитарных дисциплин, профессор Ковтюх Г.С. смогла сохранить базовых преподавателей и привлечь талантливую молодежь.

На кафедре работают историки, философы, политологи, культурологи, социологи, юристы и экономисты. Основной состав кафедры составляют сотрудники с большим стажем работы в РНИМУ: доц. Шульгина Р.М., доц. Константинов И.Ф., доц. Мордвинцев Б.Т., доц. Шапкина В.Б., доц. Иванова Л.В., зав. учебно-методическим кабинетом Абросимова М.М. и др. Вместе с тем, кафедра обновила более чем на 60% профессорско-преподавательский состав. В нее влились как опытные преподаватели – доц. Перова Е.Ю., доктора медицинских наук: доц. Фокин И.В. и доц. Усачёва Е.Л., так и молодые: ст. преподаватель Возилова Е.А., доц. Стерхов Д.В., доц. Воробьев А.В., кандидат медицинских наук – доц. Тамаркина Н.В., доц. Козлова М.А., доц. Хрептус Е.С., доц. Волошун П.В., ст. преподаватель Лиходей Е.М., преподаватель Семёнова Т.А. и др.

Деятельность кафедры Истории медицины и социально-гуманитарных наук адекватна целям университета по гуманизации высшего медицинского образования. Основная энергия профессорско-преподавательского состава направлена на совершенствование высшего медицинского образования с выделением в нем гуманитарной составляющей, формированием у студентов политической, экономической и правовой культуры.

На кафедре апробированы и продолжают совершенствоваться элективные курсы: история России в мировой цивилизации, культура Москвы в архитектурных памятниках, выдающиеся медицинские школы, история и культура России, социально-правовые основы страховой медицины, формирование рыночных отношений в здравоохранении, необходимость государственного регулирования рынка медицинских услуг и др. Преподаватели содержательно и организационно обеспечивают подготовку студентов по гуманитарным дисциплинам.

Кафедра активно работает на психолого-социальном факультете РНИМУ им. Н.И. Пирогова, где читаются гуманитарные курсы в полном объеме, а также курс эстетики.

Профессорско-преподавательский состав подготовил учебники и учебные пособия: «История государства Российского» в 2-х томах (1999, 2000 гг.), «Культурология» (2004 г.), «Почетные граждане Москвы» (2009 г.), «Западноевропейская культура Средневековья» (2006 г.) и др.

В настоящее время коллектив кафедры работает над целой группой учебных курсов, учебников и учебных пособий. Общая научная тема: «Человек и культура».

Высокий профессиональный уровень сотрудников кафедры, их энтузиазм и твердое желание делать все возможное, чтобы создать благоприятные условия обучения на современном уровне, способствуя формированию грамотного специалиста, гражданина нашей Родины.

17-20 октября 2018 года пройдет Шестая Всероссийская Олимпиада по истории медицины среди студентов медицинских вузов.

Организатором мероприятия является , при поддержке Рижского музея истории медицины им. П. Страдыня.

Впервые этот проект был успешно реализован в 2013 году в МГМСУ им. А.И. Евдокимова при поддержке Рижского музея истории медицины им. П. Страдыня. Уже в 2014 году эстафету проведения мероприятия принял Ставропольский медицинский университет. Впоследствии олимпиада была проведена в Санкт-Петербурге, Казани, Волгограде. Мероприятие приобрело широкую известность среди студенческой молодежи медицинских вузов. В олимпиаде приняли участие более 150 студентов медицинских вузов России, некоторые из них благодаря этому мероприятию начали заниматься историей медицины как профильной наукой. Участие в олимпиаде является бесплатным. Призом для победителей и призеров стали поездки в Париж и Ригу.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Кафедра истории медицины МГМСУ им. А.И. Евдокимова Historymed.ru

2 Новое время По уровню открытий XIX век дал в истории науки столько же, сколько предыдущие эпохи, вместе взятые Фундаментальные открытия в ведущих отраслях естествознания имели революционное значение для науки и техники. Они явились базисом дальнейшего развития медицины До XIX века медицина только носила эмпирический характер, после этого времени о ней говорили как о науке


3 Новое время Особое, определяющее значение для развития медицины в целом имели естественнонаучные открытия конца XVIII первой половины XIX века, среди которых выделяются: теория клеточного строения живых организмов; закон сохранения и превращения энергии; эволюционное учение.


4 Теория клеточного строения живых организмов Ботаник Матиас Шлейден () и зоолог Теодор Шванн () утверждают, что все животные и растительные ткани состоят из клеток Ученые оформили клеточное учение и доказали единство элементарной структуры растений и животных ЕДИНСТВО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ М. Шлейден Т. Шванн


5 Закон сохранения и превращения энергии М.В. Ломоносов () сформулировал законы сохранения вещества и силы А.Л. Лувуазье (), франц.химик в 1773 году приходит к тем же результатам и доказывает, что воздух- не элемент, а состоит из азота и кислорода М. Ломоносов А. Лувуазье

6 Эволюционное учение Дарвина Чарльз Дарвин () создал научную, материалистическую теорию биологических видов и преемственности между ними Ч. Дарвин

7 Новое время Успехи анатомических и физиологических знаний Эпохи Возрождения способствовали их ускоренному развитию в Новое время В середине XVIII века из анатомии выделилась новая наука патологическая анатомия, изучающая структурные основы патологического периода: макроскопический (до середины XIX в) и микроскопический, связанный с применением микроскопа На новом уровне знаний возникают новые теории медицины, на которых мы и остановимся


8 Макроскопический период Джованни Батиста Морганьи () Предложил органную теорию патологии В труде «Местонахождение и причины болезней открываемых посредством рассечения» («De sedibus et causis morborum per anatomen inclaqutis», 1761), клиницист и родоначальник патологической анатомии Джованни Баттиста Морганьи обобщил собранный им и его предшественниками огромный (по тем временам) материал 700 вскрытий Д. Морганьи


9 Макроскопический период Джованни Батиста Морганьи () Производя вскрытия умерших, Морганьи сопоставлял обнаруженные им изменения пораженных органов с симптомами заболеваний, которые, как практикующий врач, он наблюдал при жизни больного Таким образом, он смог показать, что каждая болезнь вызывает определенные материальные изменения в конкретном органе и определить орган как место локализации болезненного процесса Следовательно, понятие болезни было соединено с конкретным материальным субстратом, что нанесло мощный удар метафизическим и виталистическим теориям позволило устанавливать научный диагноз


10 Макроскопический период Джованни Батиста Морганьи () Сблизив анатомию с клинической медициной, настаивая на вскрытиях умерших, Морганьи положил начало клинико-анатомическому принципу и создал первую научно обоснованную классификацию болезней (по локализации) В XVIII веке теория Морганьи сыграла положительную роль. На основе новой науки, патологической анатомии, появилась возможность постановки обоснованного диагноза В связи с развитием патологической анатомии выделилась в дальнейшем новая врачебная специальность прозектура


11 Микроскопический период Этот период развития теории патологии тесно связан с борьбой двух направлений: гуморального солидарного (лат. solidus плотный, твердый) В середине XIX века применение микроскопа вывело естествознание на уровень клеточного строения, резко расширив возможности морфологического анализа в норме и патологии


12 Мари Франц Ксавье Биша () Развивая положения Морганьи, он впервые показал, что жизнедеятельность отдельного органа слагается из функций различных тканей, входящих в его состав, и что патологический процесс поражает не весь орган, как показал Морганьи, а только отдельные ткани В «Трактате об оболочках» Биша «на глаз» выделил и описал 21 ткань организма Биша заложил основы учения о тканях гистологии, и дал тканевую теорию патологии М. Биша


13 Карл Рокитанский () В 1844 году им создана первая в Европе кафедра патологической анатомии Его 3-х томное «Руководство патологической анатомии», составленное на основе более чем 200 тыс. вскрытий, произведенных с применением макро и микроскопических методов исследования, выдержало три издания, и было переведено на английский и русский языки К. Рокитанский


14 Карл Рокитанский () Карл Рокитанский стоял на позиции единства организма и считал местный патологический процесс проявлением общего заболевания Основной причиной болезненных изменений Рокитанский считал нарушение состава жидкостей в организме крови и лимфы. Подобно древнегреческим врачам, он называл это дискразией Дискразия - обозначающий пороки состава крови и соков тела и болезненные состояния, при которых страдает состав и питание всех тканей организма Положительной стороной его учения явилось понимание болезни как общей реакции организма. Но доказать свою правоту в этом вопросе Рокитанский не мог не было еще биохимических методов и он был вынужден уступить своему более молодому сопернику, немецкому ученому Вирхову, автору «Целлюлярной патологии»

15 Рудольф Вирхов () Р. Вирхов заложил принцип морфологического метода в патологии Взяв теорию клеточного строения, предложенную ботаником Матиасом Шлейденом () и зоологом Теодором Шванном () в 1839 году, Вирхов впервые применил ее к изучению больного организма и создал теорию клеточной (целлюлярной) патологии Эта теория изложена в статье и книге одноименного названия «Целлюлярная патология»


16 Рудольф Вирхов () Вирхов считал, что жизнь целого организма есть сумма автономных клеточных территорий («организм конфедерация клеток») Материальным субстратом болезни является клетка (т.е. плотная часть организма, отсюда продолжение солидарной патологии) Вирхов считал, что если изъять из организма больные клетки, то человек выздоровеет Вся патология есть патология клетки «все наши патологические сведения необходимо свести на изменения в элементарных частях тканей, в ячейках». Именно в этом было противоречие учению о целостности организма, за что взгляды Вирхова, еще при жизни были подвержены критике, в т.ч. и русскими учеными: И.М. Сеченовым, Н.И. Пироговым и др


17 Рудольф Вирхов () Тем не менее, Вирховым впервые описана и изучена патологическая анатомия воспаления, лейкоцитоз, эмболии, тромбозы, флебиты, лейкемии, амилоидоз почки, жировое перерождение, туберкулезная природа волчанки, клетки нейроглии Вихров создал терминологию и классификацию основных патологических состояний. В 1847 году им основан научный журнал «Архив патологической анатомии, физиологии и клинической медицины», в наши дни издается под названием «Архив Вирхова». Все теории, разобранные нами, имели односторонний характер


18 Новое время Главная заслуга Дж. Б. Морганьи, М.Ф.К. Биша, К. Рокитанского, Р.Вирхова, И.М.Сеченова, С.П.Боткина, И.П.Павлова заключается, прежде всего, в том, что от умозрительных теорий они подошли к теориям, научноэкспериментальным исследованиям объясняющим патологию организма Конец XIX - начало XX века ознаменовалось развитием ряда новых отраслей науки, связывающих медицину с естествознанием, и значительным обогащением старых дисциплин Это: рентгенология и радиология (Вильгельм Конрад, Рентген, Пьер Кюри, Мария Склодовская-Кюри, Фредерик Жолио-Кюри), молекулярная биология, биологическая химия, гистохимия дальнейшее развитие биохимии, медицинская генетика и ряд других


19 Грегор Мендель (В генетике продолжением экспериментальных исследований Грегора Менделя (), стали работы Х.де Фриса (Голландия), Е. Чермака (Австралия), К. Корренса (Германия), Х. Мюллера, К. Бриджеса, Т. Моргана (США) Г. Мендель


20 Томас Хант Морган () Исследования Т. Моргана (США) позволили определить роль хромосом в половых клетках, как носителей наследственности Они были проведены, главным образом, на плодовой мушке дрозофиле Крупные его экспериментальные работы в области цитологии и эмбриологии награждены Нобелевской премией. (1933г.) год за открытие) Т. Морган


21 Луиджи Гальвани () Выдающимся достижением XVIII века стало открытие биоэлектрических явлений («животного электричества», 1791) итальянским анатомом и физиологом Луиджи Гальвани (), которое положило начало электрофизиологии. Именно на этой основе построены принципы электрокардиографии Л. Гальвани

22 Вильгельм Кондрат Рентген () В 1895 году немецкий физик открыл икс лучи (х-лучи) и, таким образом, дал толчок развитию нового направления в медицине Первоначально они использовались с диагностической целью, а в XX веке получили разнообразное применение, в том числе как лечебное средство В. Рентген

23 Вильгельм Кондрат Рентген () Сначала открытые х-лучи считались абсолютно безвредными, но скоро исследователи обратили внимание на побочные явления: выпадение волос, язвы на руках и т.д. Стали изучаться и разрабатываться средства защиты, что продолжается и сейчас В 1901 году Рентген удостоен Нобелевской премии

24 Вильгельм Кондрат Рентген () Первый рентгеновский аппарат

25 СТАНОВЛЕНИЕ ХИРУГИИ КАК НАУКИ Врачи-хирурги не могли применять на практике научную анатомию и производить крупные полостные операции по следующим причинам: Не было топографической анатомии, т.е. данных о послойном расположении органов и тканей, о положении сосудов, нервов относительно мышц, костей, органов и т.д. Не было обезболивания: до XIX века хирургия была «карательной» операционные напоминали пытки Не было обеззараживания (асептика, антисептика) До середины XIX века от гнойных, гнилостных и гангренозных осложнений, операционных ран умирало от 60 до 80 % оперированных Операции проводились на дому или прямо в палатах, халатов не было, хирурги одевали фартуки или повязывали полотенце Не была решена проблема обескровливания остановки кровотечения. Оперировать вслепую, на залитом кровью операционном поле невозможно

26 Николай Иванович Пирогов () Создателем топографической анатомии и экспериментального направления в хирургии, одним из основоположников военнополевой хирургии является русский хирург, педагог и общественный деятель Николай Иванович Пирогов () Следующее по времени выдающееся достижение открытие наркоза, решение проблемы обезболивания Н.И. Пирогов

27 Открытие наркоза В 1846 году американский дантист Вильям Мортон (), испытавший на себе усыпляющее и обезболивающее действие паров эфира, предложил Джону Уоррену проверить действие эфира на операции. 16 октября 1846 года впервые успешно прошла операция по удалению опухоли в области шеи под эфирным наркозом Джемс Симпсон () знаменитый английский врач и акушер ввел в 1847 году хлороформный наркоз. После успешного его применения опубликовал статью: «Отчет о новом анестезирующем агенте, заменяющим серный эфир в хирургии и акушерстве» Научное обоснование эфирного наркоза дал Н.И. Пирогов

28 Асептика и антисептика Асептика - (от греч. а - отрицательная частица и septikos - гнойный, вызывающий нагноение), совокупность мер, направленных на предупреждение попадания микробов в рану и заключающихся в обеззараживании всего, что соприкасается с раной и временно или постоянно вводится в организм во время операции Антисептика - способ химического и биологического обеззараживания ран, предметов, соприкасающихся с ними, операционного поля, рук хирурга и воздействия на инфекцию в организме больного

29 Асептика и антисептика Эмпирические начала антисептики связаны с именем венгерского врача Игнация Земмельвейса (). Работая в акушерской клинике профессора Клейна в Вене, он обратил внимание на то, что в одном отделении, где обучались студенты, смертность от родильной горячки достигла 30 %, а в другом, куда студенты не допускались, смертность была невысокой Предложил метод защиты мытье рук раствором хлорной извести, в результате чего, смертность снизилась до 1-3 % (1847 г.) И. Земмельвейс

30 Асептика и антисептика В России мытье рук обеззараживающими растворами применяли Илья Васильевич Буяльский и Николай Иванович Пирогов, которые внесли свой вклад в развитие асептики и антисептики Так Н.И. Пирогов впервые разделил чистые и гнойные отделения (палатки), применил для дезинфекции ран спирт, ляпис, и йодную настойку

31 Луи Пастер () Л. Пастер До работы Луи Пастера, который в 1863 году показал, что процессы гниения и брожения связаны с жизнедеятельностью микроорганизмов, научного обоснования асептики и антисептики не было Первая прививка против бешенства

32 Луи Пастер () Институт Пастера в Париже

33 Джозеф Листер () Асептический метод хирургической работы был разработан в 1867 году английским хирургом Джозефом Листером () Дав научное объяснение хирургической инфекции (связал нагноение ран с попаданием и развитием там бактерий), Листер впервые разработал теоретически обоснованные мероприятия по борьбе с инфекцией Д. Листер

34 Джозеф Листер () Учение Листера изложено в его труде «О новом способе лечения переломов и гнойников с замечаниями о причине нагноения» (1867), который открыл новую эру в развитии хирургии Последующее развитие наук выявило многочисленные химические соединения, которые в настоящее время применяются в качестве антисептических средств Было предложено кипячение инструментов, а также обработка текущим паром Р.Кох Российский ученый Людвиг Людвигович Генденрейх () предложил пар подавать под давлением медицина получила автоклав (1884). В нем стали обрабатывать инструменты, посуду, халаты, перевязочный материал

35 Хирургия Нового времени Теодор Бильрот (), немецкий хирург, один из основоположников современной хирургии. Впервые произвел удаление пищевода (1872), гортани (1874), мочевого пузыря. Разработал методы резекции желудка () Большой вклад в развитие хирургической техники внесли Теодор Кохер () ученик Бильрота и Жюль Эмиль Пеан (), кроме предложенных ими операционных доступов и вмешательств, они известны своими кровоостанавливающими пинцетами (зажимами), носящими до сих пор их имена Кровь из раны стали удалять тампонами, на крупные сосуды накладывали лигатуры (перевязывали)

36 Изобретение шприца Шприц - предложен впервые в XVIII веке итальянским хирургом Анелем (усовершенствован во второй половине XIX в.) Конструкцию, близкую к современной предложил Правац (1853) Шприц 1939 г.

37 Хирургия Нового времени В XIX веке хирургия выходит на передовые позиции, вводится на медицинских факультетах университетов как отдельный предмет (с конца XVIII в), с XIX века существует как врачебная специальность Проводится разработка новых операционных доступов и больших сложных полостных операций в связи с появлением топографической анатомии, обезболивания, асептики и антисептики, обескровливания

38 Терапия Благодаря целому ряду открытий и изобретений терапия к концу XIX века научилась ставить диагноз при жизни В начале XVIII века в клиниках Европы не применялось ни одного диагностического прибора. Температуру тела определяли эмпирически (приложением руки), вплоть до второй половины XIX века, в то время как первый термометрический прибор был изобретен Галилео Галилеем в конце XVI века

39 Термометрия Первый надежный спиртовой (1709), а затем ртутный (1714) термометр со шкалой от 0 до 600 градусов предложил один из выдающихся врачей Даниэль Фаренгейт (), работавший в Голландии Первым врачом, применившим собственную модификацию термометра Фаренгейта для определения температуры тела больного был Герман Бургаве () Г. Бургаве

40 Термометрия Важный этап эволюции термометра связан с именем французского естествоиспытателя Рене Антуана Фершо Реомюра (), который в 1730 году изобрел спиртовой термометр со шкалой от 0 до 80 градусов, где ноль градусов соответствовал температуре замерзшей воды Но последнюю точку в градуировании шкалы поставил шведский астроном и физик Андрес Цельсий () В 1742 году он предложил стоградусную шкалу, в которой ноль градусов стал точкой таяния льда и началом отсчета. В таком виде термометр приобрел самую широкую известность В клинику термометрия входила с трудом. В России успешное внедрение термометрии в клинику (1860) связано с именем С.П. Боткина, сторонника точных методов

41 Леопольд Ауэнбругер () В течении семи лет Ауэнбруггер изучал звуки, издаваемые при простукивании грудной клетки в здоровом и больном организме В 1761 году Ауэнбруггер изложил результаты своих исследований в сочинении: «Новый способ, как путем выстукивания грудной клетки человека обнаружить скрытые внутри груди болезни» Он писал: «На основании своего опыта я утверждаю: признак, о котором идет речь, чрезвычайно важен не только для распознавания, но и для лечения болезней; более того, он заслуживает первого места после исследования пульса и дыхания» Мысли ученого были встречены враждебно, судьба окончилась трагично Л. Ауэнбругер

42 Жан Николя Корвизар де Маре () Основоположник клинической медицины во Франции, лейб-медик Наполеона I 20 лет Корвизар и его ученики изучали перкутарный звук как новое средство диагностики. В отличие от автора метода, который перкутировал концами пальцев, Корвизар стал выстукивать ладонью. Таким образом удалось распознавать заболевания легких, наличие жидкости в плевральной полости и околосердечной сумке, аневризму сердца 1808 году, за год до смерти Ауэнбруггера, Корвизар опубликовал на французском языке полный перевод «Inventum novum» Читая лекции в амфитеатре госпиталя Шарите, Корвизар пропагандировал метод выстукивания, наряду с которым использовал древний способ непосредственной аускультации (лат. auscultatio выслушиваю). Прикладывая ухо к грудной клетке больного, он пытался определить интенсивность и ритм биения сердца Ж. Корвизар

43 Рене Теофил Гиацинт Лаеннек () Р. Лаеннек начал работу по изучению чахотки, от которой умирало огромное количество больных изобрел стетоскоп предложил термин «туберкулез» установил специфичность туберкулезного процесса до открытия возбудителя заболевания Р. Лаеннек

44 Рене Теофил Гиацинт Лаеннек () 1819 год - издан труд «О посредственной аускультации или распознавании болезней легких и сердца, основанном главным образом на этом новом методе исследования» 1825 год-рене Лаеннек скончался от туберкулеза болезни, для победы над которой он столько сделал

45 Измерение артериального давления Рива-Роччи () изобрел прибор для измерения артериального давления ртутный сфигномамометр Николай Сергеевич Коротков () усовершенствовал прибор, предложил аускультативный метод и определение тонов сердца Следом появились другие физические приборы: цистоскоп, гастроскоп, ларингоскоп Ртутный тонометр

46 Внедрение фундаментальной науки в практическую медицину Успехи химии, биологии, бактериологии, гистологии дали возможность проводить исследования (анализ) крови, мочи, мокроты и др. В конце XIX века медицина располагала клинической, бактериологической, гистологической лабораториями Химия позволила изучать процессы, происходящие в организме и синтезировать многие лекарства Врачи начинают широко пользоваться анатомией, и в клинике возникает анатомо-физиологическое направление. В первой половине XIX века в основном изучали статику нормальную и патологическую анатомию, во второй половине XIX века динамику, т.е. физиологию Цель изучения: выявление происходящих в организме изменений в норме и патологии, изучение закономерностей, активное внедрение экспериментов (воссоздание патологических процессов и попытки их излечить, исправить)

47 Прогресс клинического мышления До XIX века врачи лечили симптомы заболеваний. В XIX веке научились ставить диагнозы, но вместе с этим возникает явление, получившее название «терапевтический или врачебный нигилизм». Причина его в том, что не было лекарств, способных воздействовать на причину болезни. А раз так, считали некоторые врачи, то ставить диагноз незачем Тем не менее, улучшение диагностики привело к дифференциации отдельных клинических и теоретических дисциплин; появляются кафедры педиатрии, инфекционных болезней и т.д.

48 Гигиена и профессиональные болезни Именно здесь впервые в медицинской практике обратили внимание на болезни промышленных рабочих, что нашло отражение в труде итальянского врача, основоположника профессиональной патологии и гигиены труда как отрасли медицины Бернардио Рамаццини (). Этот трактат выше в 1700 году под названием «О болезнях ремесленников. Рассуждение» («De morbis artificum diatriba»). Всего трактата описаны условия труда и заболевания работников более чем 60 профессий Б. Рамаццини

49 Бернардо Рамаццини () Рамаццини разбирал причины проникновения заболеваний, предлагал возможные методы их лечения и предупреждения, требовал улучшения условий труда мануфактурных рабочих. Он впервые говорит о хронической интоксикации как о вредности, воздействие которой сказывается на здоровье постепенно, о проведении предварительного осмотра перед приемом на работу: нет ли противопоказаний Говорит о необходимости мыться хотя бы по праздникам! Рамаццини описал некоторые анатомические дефекты, появляющиеся в результате профессиональной деятельности («грудь сапожника», расстройство зрения при мелкой работе и т.д.). Рамаццини описал профессиональную патологию врача в его время; сюда он включил меланхолию, расстройство желудка и дизентерию

50 Бернардо Рамаццини ()

51 Макс Петтенкофер () К. Фойт () Основоположником экспериментальной гигиены стал немецкий врач Макс Петтенкофер () Им введен в гигиену экспериментальный метод исследования, впервые определив предельную норму концентрацию углекислого газа в воздухе помещения Разработал объективные методы гигиенической оценки воздуха, одежды и почвы, занимался гигиеной водоснабжения, вместе с К.Фойтом установил гигиенические нормы питания М. Петтенкофер

52 Филипп Пинель () Ф. Пинель Реорганизация содержания и лечения психических больных связана с деятельностью Филиппа Пинеля, основоположнику общественной и клинической психиатрии во Франции. Им впервые созданы психиатрическим больным нормальные условия содержания в больнице, «снял с них цепи», разработал систему их лечения, привлек к труду, определил основные направления изучения психиатрических болезней

53 Филипп Пинель () Филипп Пинель снимает цепи с больных. Картина Тони Робер-Флери

54 Педиатрия Развитие акушерства и гинекологии было издавна тесно связано учением о здоровье и болезнях детей педиатрии Специальные работы по детским болезням стали появляться в конце XV-начале XVI века. В XV-XVII века были описаны и изучены многие детские заболевания: коклюш, скарлатина, рахит В XVII-XVIII веках наибольший вклад в развитие педиатрии внесли английские врачи Караган, Амстронг, Андервид, Дженнер Во второй половине XIX века педиатрия выделилась в самостоятельную науку Первая больница для детей была открыта в Париже в 1802 году. Вторая в Европе специальная детская больница (на 60 коек) была основана в Петербурге в 1834 году. В 1842 году открылась первая Московская детская больница (ныне детская клиническая больница 13 им. Н.Ф. Филатова)

55 Выводы Период утверждения капитализма характеризуется усилением материалистического и экспериментального направления в естественных науках и борьбой с идеализмом и витализмом Фундаментальные открытия естествознания конца XVII-XIX веков установили тождественность строения многоклеточных организмов, что стало основой учения о живой природе Доказана материальная основа психики. Под понятие «болезнь» подведена материальная основа (Морганьи, Биша, Ракитанский, Вирхов, Сеченов, Боткин, Павлов)


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОСТРОМСКАЯ

Министерство здравоохранения Республики Мордовия ГАОУДПО Республики Мордовия «Мордовский республиканский центр повышения квалификации специалистов здравоохранения» Асептика и антисептика Подготовила преподаватель

Презентация к уроку по биологии 8 класс Программа В.В. Пасечник Учебник Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев Тема урока: Становление наук о человеке Тема СТАНОВЛЕНИЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ Задачи: познакомить с

Министерство образования и науки РФ Ульяновский государственный университет ИМЭиФК Факультет последипломного медицинского и фармацевтического образования Форма Ф-Аннотация рабочей программы АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ по дисциплине «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА» для специальности 31.05.01 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО» 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ: Целями освоения учебной дисциплины анатомия человека являются. ознакомление

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ педиатрического и стоматологического факультетов ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по дисциплине «Микробиология, вирусология микробиология полости рта» по направлению подготовки 31.05.03 Стоматология (уровень специалитета) форма обучения очная факультет

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ по дисциплине «ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ» для специальности 31.05.03 «СТОМАТОЛОГИЯ» 1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины «внутренние болезни» является формирование

Аннотация к рабочей программе по дисциплине «ХИРУРГИЯ» Направление подготовки 31.06.01 КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА Направленность (специальность) 14.01.17 Хирургия Уровень образования высшее образование подготовка

А.И. Ковалев ХИРУРГИЯ УЧЕБНИК ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧИЛИЩ И КОЛЛЕДЖЕЙ Министерство образования и науки РФ Рекомендовано ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова»

Аннотация к рабочей программе по дисциплине «Анатомия» Направление подготовки (специальность) Лечебное дело 31.05.01 Уровень высшего образования Врач-лечебник Квалификация (степень) выпускника специалитет

Лекция 16 ПАТОЛОГИЯ (от греч. pathos страдание, болезнь и...логия), комплексная наука, изучающая закономерности возникновения, течения и исхода заболеваний и отдельных патологических процессов в организме

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра

Действия медицинского персонала на этапах лабораторного анализа Целью освоения дисциплины «Действия медицинского персонала на этапах лабораторного анализа» являются расширение и пополнение методологического

Пп Календарно тематическое планирование по биологии. 8 класс. Тема урока Количество часов Планируемые сроки проведения (месяц, неделя) 7 Класс (Царство Животные). 2 ч 1. Происхождение млекопитающих. Особенности

Л Е К Ц И Я 2 ТЕМА: УЧЕНИЕ О КРАЙНИХ ФОРМАХ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. Лектор: Кенешбаев Бекболот Капаевич ПЛАН ЛЕКЦИИ Учение о крайних формах изменчивости органов и систем

Медицинская генетика Учебное пособие для студентов медицинских вузов по специальности «Стоматология» Под редакцией О.О. Янушевича Министерство образования и науки РФ Рекомендовано ГБОУ ВПО «Первый Московский

Аннотация к рабочей программе по дисциплине «Патологическая анатомия, патологическая анатомия головы и шеи» Направление подготовки (специальность) - 31.05.03 Стоматология Уровень высшего образования Специалитет

МАОУ ВО «КРАСНОДАРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Кафедра терапии с курсом педиатрии Методическая разработка практического занятия для обучающихся по дисциплине

Задания 1. Роль биологии в в практической деятельности людей 1. Какое биологическое исследование может провести женщина, изображённая на картине Анри Матисса «Женщина перед аквариумом»? 1) определить физические

Ог л а в л е н и е Введение... 3 458 Раздел I. Основы хирургической деятельности акушерки Глава 1. Профилактика хирургической внутрибольничной инфекции... 12 1.1. Хирургическая внутрибольничная инфекция.

Пояснительная записка Рабочая учебная программа по биологии для 8х классов составлена на основе примерной программе среднего общего образования на базовом уровне по биологии, соответствует Федеральному

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ МДК 01.01 «ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ» 4 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МДК 01.01 11 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК 01.01 12 РАЗДЕЛ 1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ

Медицина будущего будет другой Развитие медицины происходило от общего к частному. В средние века медицина была основана на расплывчатых концепциях, бытовавших еще в эпоху древних цивилизаций. Затем, постепенно,

Индекс Дисциплины Блок 1 Матрица формирования компетенций по специальности 32.05.01 Медико-профилактическое дело Б1 Базовая часть Б1.Б.1 Философия ОК-1 (1) ОК-7 (1-3) Б1.Б.2 Биоэтика ОК-4 (1,2) Б1.Б.3

1. Целью изучения дисциплины является: формирование теоретических и практических представлений о заболеваниях, связанных с нарушениями на молекулярно-генетическом, клеточном и тканевом уровне организации

Письменная олимпиада как средство проведения мониторинга образовательных результатов в программах ДОД МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОГРАММАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина» Факультет ветеринарной медицины и биотехнологий Программа

Учебные кабинеты специальности «Лечебное дело» 3. Психологии общения 4. Основ патологии 5. Фармакологии 6. Информатики 7. Спортивный комплекс 8. Гигиены и экологии человека 9. Математики 10. Здоровья человека

История создания стетоскопа Прототип современного стетоскопа появился в глубокой древности. Им являлось человеческое ухо, приложенное к поверхности тела, например, к грудной клетке. Чтобы прослушать звуки

С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА Под редакцией академика РАМН, профессора Л.Л. Колесникова УЧЕБНИК В ДВУХ ТОМАХ ТОМ 1 ПЯТОЕ ИЗДАНИЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ Министерство

Лекция 1 Вводная 1. Понятие об анатомии как науке. Методы и объекты анатомического исследования. 2. Значение анатомии в подготовке врача ветеринарной медицины. 3. Общие принципы строения тела животного.

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ.. Лечебное дело Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями: ОК- способностью к абстрактному мышлению, анализу,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 10-11 класса на 2015-2016 учебный год. Абакан, 2015 г Программа по биологии для 10-11 классов является

УТВЕРЖДЕНО приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от «15» ноября 2012 г. 932н Порядок оказания медицинской помощи больным туберкулезом 1. Настоящий Порядок устанавливает правила оказания

Предмет биология Ступень (классы) основная школа (5-7 классы) Нормативно-методические Ø Федерального государственного стандарта материалы основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования

Основы цитологии. Клеточная теория. Клетка является элементарной единицей всего живого потому, что ей присущи все свойства живых организмов: 1) высокоупорядоченное строение; 2) получение энергии из вне

«ЦИТОЛОГИЯ» Цитология наука о клетке. История открытия клетки. Клеточная теория. Современные положения клеточной теории. Типы организации клеток. Л.В. Малютина Институт фундаментальной медицины и биологии

Аннотация к рабочей программе по дисциплине «Иммунология» Направление подготовки 31.05.02 ПЕДИАТРИЯ Уровень высшего образования СПЕЦИАЛИТЕТ Квалификация (степень) выпускника Врач-педиатр Факультет педиатрический

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 3.5.3 Стоматология Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями: ОК- способностью к абстрактному мышлению,

Аннотация к рабочей программе по дисциплине «Пародонтология» (наименование учебной) Направление подготовки (специальность) Стоматология 31.05.03 Уровень высшего образованияспециалитет Квалификация (степень)

Б1.Б.5 История 1 2 72 24 6 18 48 24 Б1.Б.6 История медицины 2 2 72 24 6 18 48 24 Б1.Б.7 Культурология 1 2 72 24 6 18 48 24 Б1.Б.8 Иностранный язык 2 5 180 36 54 54 90 24 30 Б1.Б.9 Латинский язык 2 5 180

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ педиатрического и стоматологического факультетов ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ СДАЧИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ по направлению/специальности 31.05.01 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО 1. Цели и задачи освоения дисциплины Цели освоения дисциплины: формирование знаний, умений

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО СГМУ

Календарный учебный график специалистов: код специальности 31.05.03., год начала подготовки 2017 г. К сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь июль август у 1 8 15 22 29 6 13

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ (П.О.00) ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ» (интернатура) Цель: закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и

Аннотация рабочей программы дисциплины военно-полевая терапия по направлению подготовки (специальности): медико-профилактическое дело 32.05.01, форма обучения очная 1. Цель и задачи дисциплины Целью освоения

Аннотация рабочей программы дисциплины «История медицины и фармации» Дисциплина Б1.В.ДВ.1 относится к Дисциплинам по выбору учебного плана подготовки аспирантов по направлению 32.06.01 Медикопрофилактическое

Дисциплины «Сосудистая хирургия» Общая трудоемкость дисциплины 396/11 (час/зач. ед.) Цель: подготовка квалифицированного врача-специалиста обладающего системой профессиональных знаний и актуальных компетенций,

Тематический список периодических изданий библиотеки РостГМУ (по медицинским специализациям) Акушерство и гинекология 1. Акушерство и гинекология 2. Журнал акушерства и женских болезней 3. Пренатальная

Московский АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ) Кафедра русского языка для иностранных граждан А.Ю.АГЕЕВА, В.Г.КАСАРОВА ЖИЗНЬ ВЕЛИКИХ ВРАЧЕЙ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ СБОРНИК ТЕКСТОВ

Министерство здравоохранения Российской Федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ижевская государственная медицинская академия АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Календарный учебный график специалистов: код специальности 31.05.03., год начала подготовки 2018 г. К у р с сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь июль август 1 8 15 22 29

Подготовила: преподаватель биологии СПб ГБ ПОУ «СЛ им. С.И. Мосина» Зернова Мария Валерьевна 1. Живой организм единое образование, обладающее сложным строением. Состоит из множества взаимодействующих молекул,

ЧАСТЬ I ОБЩАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ ГЛАВА 1 ВВЕДЕНИЕ В МИКРОБИОЛОГИЮ И ИММУНОЛОГИЮ Микробиология (от греч. micros «мелкий», bios «жизнь», logos «учение») наука, изучающая морфологию, физиологию, генетику, экологию

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ по дисциплине «ФИЗИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ АНАТОМИИ» для специальности 33.05.01 «Фармация» 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Целями освоения учебной дисциплины физиология с основами

Аннотация по дисциплине «Пропедевтика детских болезней» 1. Трудоёмкость дисциплины Тип занятия Часы 1 Лекции 36 2 Практические занятия 92 3 Контроль (экзаменационные/зачетные часы) 36 4 Самостоятельная

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В РЕЗИДЕНТУРУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОНКОЛОГИЯ» 2 этап 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД Алматы 2017 Страница 1 из 6 Программа вступительного экзамена в резидентуру по специальности «Онкология»

В Музее истории медицины МГМСУ им. Евдокимова можно узнать историю института и проследить вехи развития стоматологии в нашей стране. Экспозиция музея постоянно пополняется. Музей посещают не только студенты и преподаватели университета, но и школьники, а также те, кому небезразличны процессы развития медицины в России.

Музей истории медицины МГМСУ им. Евдокимова передает историю института и рассказывает о вехах развития стоматологии в нашей стране. Экспозиция музея постоянно пополняется.

Годом основания Музей истории медицины МГМСУ им. Евдокимова можно считать 1926, когда была введена должность заведующего музеем. Сам университет был открыт в 1922 году. На первых экспозициях музея были представлены муляжи, анатомические и патологоанатомические препараты, модели зуботехнических работ, микрофотограмм, диапозитивы, рисунки, таблицы, бактериологические коллекции, фотографии, гипсовые слепки и маски, модели зубов, анатомические модели зубов. В 1940 году музей был закрыт.

Музей открылся в июле 1987 года и начал работу по новой концепции — в экспозициях делался акцент на историю университета и его ученых. В залах музея выставлялись фотоколлекция, архивные материалы, подарки отдельных лиц и научных коллективов, учебники, руководства, монографии, портретная галерея учёных ММСИ. В 2003 году появилась новая экспозиция, отражающая этапы становления отечественного зубоврачевания и стоматологии. Здесь можно было увидеть коллекцию зубоврачебных кресел и бормашин разного времени; коллекцию инструментария, использовавшемся при терапевтическом и хирургическом лечении заболеваний полости рта; наборы хирургических инструментов XIX-XX вв.; собрание сигнатур конца XIX и начала XX вв.; уникальные печатные издания по зубоврачеванию; коллекцию аптечной посуды и утвари XIX-XX вв.; коллекцию кино-фото-фоно материалов о деятельности ВУЗа и профессорско-преподавательского состава; портретную галерею учёных и профессоров МГМСУ и многое другое.

С 2011 по 2012 Музей истории медицины МГМСУ им. Евдокимова был закрыт на ремонт. После реконструкции музей получил второй зал и новое оборудование, а также обновленную экспозицию с уникальными экспонатами.

В Музей истории медицины МГМСУ им. Евдокимова приходят студенты, школьники и преподаватели.

Выбор редакции
Сэндвичи — поистине универсальное блюдо, которое подойдет как для плотного завтрака, так и для легкого обеда или перекуса в течение дня....

Шаг 1: Варим бульон. Для начала расскажу вам, в чем же отличие чучвары от русских пельменей. Ну, во-первых, фарш для приготовления...

Невозможно пройти мимо этого изысканного десерта – классики американской кухни. Торт Красный бархат не оставит вас равнодушным, как не...

Ингредиенты мякоть свинины - 500 г; лук - 2 шт.; кефир (или сметана) - 150 мл; молоко (или сливки) - 3 стол. ложки; картофельный крахмал...
Дорогой алкоголь требует правильного отношения к себе. Никто не мешает опрокинуть залпом рюмку, продемонстрировав тем самым свою...
Ингредиенты: куриные голени – 6 шт. лук – 1 шт. морковь – 1 шт. чеснок – 1-2 зуб. растительное масло – 1 ст.л. карри – по вкусу соль,...
Лазарь Лагин В книге «Тысяча и одна ночь» есть «Сказка о рыбаке». Вытянул рыбак из моря свои сети, а в них – медный сосуд, а в сосуде –...
Так называемое дело «Седьмой студии» начали рассматривать по существу в Мещанском суде столицы. Основным фигурантом дела является...
Курица в кефире маринуется минимум два часа, а затем запекается в духовке около 1 часа. Скажете долго? Но вы-то в это время занимаетесь...