Иконы богородицы радостей всех радостей. Чудотворная икона умиление богородицы или радость всех радостей


Тропарь, глас 4

Канон, Глас 4
Песнь 1

Ирмос:

Припев:



Слава:
И ныне:

Песнь 3

Ирмос:

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.



Слава:
И ныне:

Господи, помилуй, (трижды).

Седален, глас 5

Слава, и ныне:

Песнь 4

Ирмос:

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.



Слава:
И ныне:

Песнь 5

Ирмос:

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.



Слава:
И ныне:

Песнь 6

Ирмос:

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.



Слава:
И ныне:

Господи, помилуй, (трижды) . Слава, и ныне:

Кондак, глас 3

Икос:

Песнь 7

Ирмос:

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.



Слава:
И ныне:

Песнь 8

Ирмос:

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.



Слава:
И ныне:

Песнь 9

Ирмос:

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.



Слава:
И ныне:


Слава, и ныне:

Молитва

Молитва иная

Канон Пресвятой Богородице Пред Иконой Ее «Умиление» Серафимо-Дивеевской («Всех Радостей Радость»)

Тропарь, глас 4

К Богородице со умилением припадем, / вси, грехми обремененнии, / чудотворную Ея икону Умиления облобызающе / и вопиюще со слезами: / Владычице, приими моление недостойных раб Твоих / и подаждь нам, просящим, / велию Твою милость.

Канон, Глас 4
Песнь 1

Ирмос: Отверзу уста моя, / и наполнятся Духа, / и слово отрыгну Царице Матери, / и явлюся, светло торжествуя, / и воспою, радуяся, Тоя чудеса.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Умилися, умилостивися, умилосердися, Владычице, / на мя, грешнаго и недостойнаго раба Твоего, / дерзающаго воспети Твоя чудеса.
Мати Божия Пречистая, / не отрини мене, окаяннаго и нечистаго, / дерзающаго пети Твоя чудеса, Умиление.
Слава: Инаго прибежища и теплаго предстательства / к Сыну Твоему и Богу нашему не имам, Всепетая, / темже сподоби мя, многогрешнаго, восхвалити Твоя чудеса.
И ныне: Леностию одержимь и страстьми обуреваемь есмь аз, / неключимый раб Твой, Владычице, / недоумею по достоянию восхвалити и прославити Твоя чудеса.

Песнь 3

Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, / живый и независтный Источниче, / лик себе совокупльшия, духовно утверди, / в Божественней Твоей славе / венцев славы сподоби.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Един аз, окаянный, житием согреших паче всех человек, Пречистая, / но, на щедроты Твоя уповая, зову: / душевнаго мя умиления сподоби.
Никтоже, прибегаяй с верою под Божественный Покров Твой, Владычице, / тощь от Тебе исходит, / темже и аз, многогрешный, дерзая, зову: / Божественнаго мя умиления сподоби.
Слава: Иаков, лествицу Божественную видев, рече: / степень Божия сия, Яже еси Ты, Препетая; / темже молю Тя: / благаго восхождения к добродетели и мене, люте недостойнаго, сподоби.
И ныне: Юже всем благопослушную в скорбех и обстояниих душевных и телесных / яви Тя Господь, Богородице Благая, / тако и мне, люте обуреваемому страстьми безместными, слезы умиления подаждь / и Твоего, Дево, Матерняго заступления сподоби.

Господи, помилуй, (трижды).

Седален, глас 5
Превзыдоша главу мою греси мои, Владычице, / осквернен ими есмь, и несть исцеления в плоти моей, / но Ты, Многоблагоутробная, даруй души моей слезы покаяния на очищение скверн греховных / и телесныя недуги уврачуй, Врача всяческих и Господа рождшая.
Слава, и ныне: Раны душевныя привлекоша на мя и болезни телесныя, Владычице, / но Ты, яко Премилостивая, обоя исцели, подавающи мне неоскудный дар духовнаго умиления, / и да непрестанно славлю Твое всемощное заступление.

Песнь 4

Ирмос: Седяй в славе на Престоле Божества, / во облаце легце, / прииде Иисус Пребожественный, / нетленною дланию, и спасе зовущия: / слава, Христе, силе Твоей.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Идеже осенит благодать Твоя, Владычице, / тамо всякая скорбь потребляется, веселие же водворяется, / еяже и мене, недостойнаго, сподоби, вопиюща: / радуйся, Богородице, всех радостей Радосте.
Слез не имам, окаянный аз, ниже душевнаго умиления, / но Сама, яко Милосердая, сия ми подати благоволи, да взываю: / радуйся, Дево Пречистая, всех радостей Радосте.
Слава: Немощна мя суща и окаянна струпы греховными, / уврачуй, Пречистая, милосердия Твоего елей изливающи, / и воздвигни пети Тебе: / радуйся, Владычице, всех радостей Радосте.
И ныне: Омрачихся умом в житейских сластех, / но Ты, Владычице, свете помраченныя души моея, разгони тьму страстей моих, / да просвещся Тобою, вопию: / радуйся, Невесто Неневестная.

Песнь 5

Ирмос: Ужасошася всяческая / о Божественней славе Твоей, / Ты бо, Неискусобрачная Дево, / имела еси во утробе над всеми Бога / и родила еси безлетнаго Сына, / всем воспевающим Тя / мир подавающая.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Доколе поносит враг и низлагает долу мя, немощнаго и разслабленнаго люте душею и телом: / умилися, Владычице, и низложи борющих мя врагов, Всепетая, / души моей мир подавающи.
Вышши всех Ангел и Архангел явилася еси, Чистая Богоотроковице, / темже молю Тя, стрелы вражия, на мя изощренныя, сокрушити, / души мир подавающи.
Слава: Доколе, душе моя, пребываеши в прегрешениих, конца не имущи греховному обычаю, / возникни из глубины зол, взирающи державному заступлению Пречистыя, всегда на помощь тебе скорыя / и благодатию Своею мир души и телу подавающия.
И ныне: Радость, и веселие, и радование Божественное, / Дево Неискусомужная, нам умножися Божие: / се бо, плачущиися люте, радуемся молитвами Твоими.

Песнь 6

Ирмос: Божественное сие и всечестное / совершающе празднество, / Богомудрии, Богоматере, / приидите, руками восплещим, / от Нея рождшагося Бога славим.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Радости Божественнаго величия, яко от начала нам веселия, / благодарения гласы приносим, / прилежно почитающе Ю, яко Предстательницу нашу.
Достойно Ти песнь радования, Чистая Дево, веселящеся, приносим, / избавльшеся от бед Твоими молитвами.
Слава: Ангельстии языцы достойно Твоя хвалы воспети не могут, Чистая, / мы же ныне, рабски вземшеся, / радование Гавриилово приносим Ти.
И ныне: Яко Божественное прибежище, мы покров Твой вси стяжавше к Богу, / в напастех, и в гонениих, и гресех к Тебе прибегаем / и Тобою изменение приемлем, Пречистая.

Господи, помилуй, (трижды) . Слава, и ныне:

Кондак, глас 3
Юже подражая неплодную смоковницу, / аз, окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся, / но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице, / стеню от сердца и вопию: / умилися, Благосердая, / и мне, окамененному сердцем, / благоволи подати душевное и сердечное умиление.
Икос: Превзыдох грехи моими блудницу, и блуднаго, и мытаря, / и разбойника, и ниневитяны, аз един, окаянный паче всех человек, / и, лишився благодати и дерзновения ко Господу, стеню от сердца и вопию: / Тя Ходатаицу и Споручницу спасения многогрешней души моей благосотвори, / подающи ми душевное и сердечное умиление.

Песнь 7

Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии / паче Создавшаго, / но огненное прещение мужески поправше, / радовахуся, поюще: / препетый отцев Господь и Бог благословен еси.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Реку неисчерпаемую милости Твоея / к грешным всем, Владычице, изливаеши, темже молю: / напои мою жаждущую душу и изсохшее грехи сердце мое ороси, да, благословя, воспою: / препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.
Яже всем благопослушная в скорбех и обстояниих душевных и телесных, Владычице, / не отвержи и мене, недостойнаго, но сподоби пети: / отцев Господь и Бог, благословен еси.
Слава: Не отрини, Богородице, мене, уязвленнаго советом змииным, / не возгнушайся мене, смраднаго грехи многими, / но сподоби всегда пети: / отцев Господь и Бог, благословен еси.
И ныне: Егда престоли на Суд поставятся и Судищу Христову предстанут вси земнороднии, / тогда яви мне, Владычице, Матернее Твое заступление, неоскудную помощь, вопиющу: / отцев Господь и Бог, благословен еси.

Песнь 8

Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи / Рождество Богородично спасло есть, / тогда убо образуемое, / ныне же действуемое, / вселенную всю воздвизает пети Тебе: / Господа пойте, дела, / и превозносите Его во вся веки.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Страха мя избави, о Владычице, злобы и воздушных мытарств. / Покажи на мне, недостойнем, велию милость Твою, воспевающем: / Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.
Избави мя, Пренепорочная, озлобления злых человеков и лукавых бесов, / трепещут бо имене Твоего великаго, яко дым исчезают; / мене же во умилении сердца сподоби пети: / Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.
Слава: Темныя власти князя, всегда борющаго мя, немощнаго и унылаго, разжженныя стрелы угаси, Всепетая, / и сподоби мя благодарственно воспевати: / Господа пойте, дела, и превозносите Его во веки.
И ныне: Пение мое приими убогое, Всемилостивая Госпоже Дево, Владычице Богородице, / Матерним Твоим милосердием покрывающи поющия: / Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Всяк земнородный / да взыграется, Духом просвещаемь, / да торжествует же Безплотных умов естество, / почитающее священное торжество Богоматере, / и да вопиет: / радуйся, Всеблаженная Богородице, / Чистая Приснодево.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Егда изнемогати крепости моей / во исходе души моей грешней от окаяннаго и сквернаго сего телесе, / тогда наипаче яви на мне, недостойнем, крепкую мышцу Твою, Всеблагая, / даждь в час смерти моея радостно взывати Тебе: / радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.
Нищ и убог есмь от дел благих, не имый умиления душевнаго, Премилостивая, / Ты Сама дарствуй ми, да благодарственно вопию: / радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.
Слава: Иссопом милосердия Твоего окропи мя, Пречистая, / да очищуся от тяжких и лютых беззаконий моих и во умилении души да взываю от сердца: / радуйся, Всеблаженная, Чистая Приснодево.
И ныне: Еже помыслих в души моей, по силе принесох пение Тебе, Владычице, / не отрини убо обычным Твоим милосердием / и не омерзи мною, многогрешным и нечистым, / но сподоби всегда во умилении пети Тебе: / радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Светилен. Подобен: Посетил ны есть:

Теплое заступление в бедах, и Помощницу, и к Богу примирение, / Еюже тли избавихомся, / Богородицу, вернии, ублажим.
Слава, и ныне: Тя Предстательницу имамы, грешнии, о Пречистая Дево, / Ты благопремененна сотвори Сына Твоего и Бога нашего / Матерними Твоими молитвами.

Молитва

О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякия беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

Молитва иная

Приими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей Небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь Сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся святаго Тела Его и пречистыя Крове Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая.

И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминъ.

Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы Мудрова Анна Юрьевна

«Умиление» Серафимо-Дивеевская, или «Радости Всех Радостей»

«Умиление», Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери («Всех Радостей Радость»), – чтимая икона преподобного Серафима Саровского, находившаяся в его келье; перед этим образом он скончался 2 января 1833 года. После смерти Серафима Саровского икона была передана в Дивеевский монастырь; в годы Советской власти хранилась в городе Муроме; ныне в резиденции Патриарха. В настоящее время является одной из особо чтимых святынь Русской Православной Церкви; в пятую неделю Великого Поста (суббота акафиста) икону приносят в кафедральный патриарший Богоявленский собор для чтения перед нею акафиста. Икона написана на полотне маслом во второй половине XVIII века, по иконографии восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери, от которой отличается отсутствием западных атрибутов – лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. Маслом от лампады, горевшей перед этой святой иконой, преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Подвижник называл икону «Умиление» – «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. Дивеевским сестрам батюшка неоднократно говорил, указывая на икону Божией Матери «Умиление»: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной». После смерти преподобного Серафима Саровский настоятель отец Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская находилась до революции в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. В 1903 году икона «Умиление» приносилась крестным ходом из Дивеева в Саров на торжество прославления преподобного.

После закрытия монастыря в 1927 году епископ Серафим (Звездинский), архиепископ Тамбовский Зиновий (Дроздов) и игумения Александра были арестованы и отправлены в Москву. После освобождения матушка Александра с несколькими сестрами поселилась в Муроме, сумев сберечь и увезти с собой чудотворный образ иконы Божией Матери вместе с остальными вещами батюшки Серафима. После ее смерти в 1941 году образ хранила монахиня Мария (Баринова).

Впоследствии икона была на на хранении у протоиерея Виктора Шаповальникова, жившего в подмосковном поселке Кратово. Девятнадцать лет отец Виктор и его матушка бережно хранили вещи преподобного Серафима. Принимая приходящих к святыням, они неоднократно были свидетелями чудес и исцелений.

В 1991 году икона, оклад и вещи Преподобного были переданы им Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

Сейчас икона Божией Матери «Умиление», принадлежавшая батюшке Серафиму, находится у Патриарха Московского и всея Руси. Раз в год – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы – она выносится на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор в Москве.

Богоматерь на этой иконе изображена в полурост, с крестообразно сложенными на груди руками, без Богомладенца, в момент произнесения Ею слов Архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему».

На иконе до революции был драгоценный оклад, исполненный по заказу императора Николая II. Нимб на этой ризе был выполнен в виде расходящихся лучей сияния, состоящих из драгоценных камней и жемчуга. С иконы было сделано множество списков, особенно после канонизации Серафима Саровского в 1903 году, некоторые из них тоже стали чудотворными.

Один из наиболее ранних списков (1840-50-е годы) был исполнен на стекле, на обороте (на картоне) имелась надпись о благословении этим образом митрополитом Филаретом монахини Зачатьевского монастыря (икона погибла в 1984 году).

Память иконы совершается 10 августа (28 июля по стар, ст.), в Дивеевском монастыре происходило также празднование 22 декабря (9 декабря по стар, ст.) – в день основания обители, и кроме того память совершается Дни памяти:

Тропарь, глас 4

К Богородице со умилением припадем, вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою милость.

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

11. Стандартная мечта всех членов ЦХ - чтобы ЦХ были сначала во всех крупных городах, а потом во всех остальных Приведу интервью лидера “Московской ЦХ” Михаила Раковщика, которое было дано им подпольному журналу ЦХ, выходившему несколько лет назад. Флеминг уже не был

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Много радостей Бродя по склонам горы Тэй, Конфуций увидел Юнг-чи, идущего в одном халате, подпоясанном верёвкой, по вересковому полю, поющего и играющего на лютне.- В чём причина твоей радости, Учитель? - спросил Конфуций.- У меня много радостей. Из мириад созданий

Из книги Слова: Том I. С болью и любовью о современном человеке автора Старец Паисий Святогорец

Мирские радости - это радости вещественные - Геронда, часто люди мирские говорят, что, имея все блага, они ощущают какую-то пустоту. - Настоящая, чистая радость обретается близ Христа. Соединившись с Ним в молитве, ты увидишь свою душу наполненной. Люди мира сего ищут

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

Из книги Русские подвижники 19-ого века автора Поселянин Евгений

ПЕЛАГИЯ ИВАНОВНА, ЮРОДИВАЯ ДИВЕЕВСКАЯ Как чрезвычайна и удивительна была жизнь великого старца Серафима, так же необычайна жизнь и его послушницы, Христа ради юродивой Серафимо-Дивеевского монастыря, Пелагии Ивановны.Эта избранница, мощная духом, сильная телом,

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

19. Введи также в ковчег (из всякого скота, и из всех гадов, и) из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. 20. Из (всех) птиц по роду их, и из (всех) скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по

Из книги Вам поможет Серафим Саровский автора Гурьянова Лилия Станиславовна

1. И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились "И вспомнил Бог о Ное..." "Будем, возлюбленные, понимать эти слова богоприлично, а не в том грубом

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Умиление» Серафимо-Дивеевская Приими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей

Из книги 105 чудотворных икон и молитвы к ним. Исцеление, защита, помощь и утешение. Чудо творящие святыни автора Мудрова Анна Юрьевна

СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОБИТЕЛЬ Женская община в селе Дивееве, расположенном в 12 километрах от бывшей Саровской пустыни, была основана нижегородской дворянкой Агафьей Семеновной Мельгуновой. Оставшись после смерти мужа с трехлетней дочерью, она приняла в киевском

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская», или «Радость всех радостей» Россия, Патриаршее подворье«Умиление», Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери («Всех Радостей Радость»), – чтимая икона преподобного Серафима Саровского, находившаяся в его келье; перед

Из книги 50 главных молитв на привлечение любимого человека в свою жизнь автора Берестова Наталия

Серафимо-Понетаевский женский монастырь (Скитсерафимо-Дивеевского монастыря) во имя иконы Божьей Матери «всех скорбящих Радость» Россия, Нижегородская обл., Шатковский р-н, с. Понетаевка.Основала его Гликерия Васильевна Занятова, крестьянка. Мать ее, исцеленная от рака

Из книги Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы автора Мудрова Анна Юрьевна

Для приближения встречи с будущим супругом, устройства судьбы детей, обретении семейного благополучия. Молитва перед иконой Серафимо-Дивеевская «Умиление» Празднование 28 июня/11 июля Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Икона Серафимо-Дивеевская «Умиление» Тропарь, глас 4 К Богородице со умилением припадем, вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою

Из книги Дивеево. Русская земля обетованная автора Бежин Леонид Евгеньевич

«Трёх радостей» В начале XVIII столетия некий благочестивый живописец привез из Италии список с иконы, изображающей Святое Семейство. Этот образ он оставил в Москве у своего родственника, священника Троицкой, на Грязях, церкви. Впоследствии священник пожертвовал

Из книги автора

Поучение 1-е. Первый день Пасхи (Праздник Пасхи – праздник радости духовной для всех) Христос воскресе!I. По уставу нашей православной Церкви мы должны, братия, прочесть вам ныне известное слово св. отца нашего Иоанна Златоустого, что и намерены теперь сделать. Но как это

Из книги автора

Часть II. Дивеевская обитель Глава первая. Избранное Дивеево Мы так подробно рассказали о деле Георгия, Иосии и настоятеля Иоанна, чтобы стало ясно, почему не Саров, а Дивеево избрано в четвертый удел Богородицы (Она нарекла Себя его игуменьей) и почему именно ему, по

Речь в статье пойдет об иконе Божией Матери Умиление, о чем молятся перед ней верующие и какое уникальное значение для всего мира она имеет. На ней изображена Дева сразу после Благой Вести, когда архангел Гавриил явился к ней и сообщил, что она станет Матерью Бога. Этот момент запечатлел начало Боговоплощения, отсюда начинается исполнение обещания о спасении всего человечества. Господь уже пришел на землю, чтобы явить свою любовь и искупить грехи мира.

«Умиление» – не просто икона, это свидетельство. О вечной жизни, о всепрощении. Образ предвозвещает крестную смерть во имя бесконечной любви.

Описание иконы Умиление: виды

В этой статье вы узнаете о Серафимо-Дивеевской иконе Умиление. Но помимо самой известной «Радости Всех Радостей», существует целый иконографический тип икон под общим названием «Умиление». Познакомимся с ними кратко.

Иконы «Умиление» (Елеуса) – одни из основных типов изображения Божией Матери. Есть множество традиционных икон, основной отличительной чертой которых является письмо Богородицы со Христом на руках, где они прижимаются друг ко другу щеками. Что и есть иконографический тип Умиления в традиционном варианте. Этот символ означает отсутствие расстояния между Богом Сыном и Его Матерью и бесконечную любовь между ними. Прославленные иконы Божией Матери этого типа следующие:

  • Новгородская;

  • Псково-Печерская;

  • Владимирская;

  • Феодоровская;

  • Донская;

  • некоторые другие.

Также существует и менее известные иконографические разновидности Умиления, как например «Взыграние Младенца», которая относится к типу Елеусы также.

Но наибольшая известность и почитание принадлежит Дивеевской иконе «Умиление», перед которой молился преп. Серафим Саровский. Он ее называл «Радость Всех Радостей» и исцелял перед ней больных. Божия Матерь неоднократно являлась святому сама, исцеляла его от смертельной болезни, «сей Рода нашего» — говорила о нем. Батюшка Серафим оставил эту икону после себя как Попечительницу Дивеевского монастыря. Икона прославилась множеством чудотворений.

Оригинал ее чудом сохранился до настоящего времени. Святыня хранится в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери, рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Существует традиция один день в году – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы – приносить Серафимо-Дивеевскую икону Умиление Божией Матери на поклонение всем верующим. Богослужение с образом проходит в московском Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. Традиционно, в этот день читают акафист Пресвятой Богородице. Праздник отмечается в субботу пятой недели Великого поста.

Серафимо-Дивеевская икона Божьей Матери Умиление: значение

Серафимово Умиление — одно из самых трогательных изображений Пресвятой Богородицы. Здесь она изображена как бы одна, но памятуя, чему посвящено событие, мы знаем, что это не так. Сын незримо присутствует и отражается в ее лице божественными чертами — кротостью, целомудрием, тихим светом.

Сложно даже догадаться, что в этот момент чувствовала Божия Матерь: на иконе мы видим ее опущенный взор. Крестообразно сложенные руки на груди символизируют невыразимую Тайну, предвозвещают крестную жертву. Глава — в умиленном полунаклоне. Изображение слов вокруг венца: «радуйся, Невеста Неневестная».

Несколько выразительнейших штрихов изобразил неизвестный иконописец на полотне. И штрихи эти прекрасно передали суть: перед нами Божия Матерь в свой самый волнительный момент, сразу после Благовещения. Скоро пойдет она к Елизавете, и двоюродная сестра скажет ей слова, которые станут гимном к Божией Матери: «Богородице дево, радуйся!..». И Дева ответит: «Величит душа моя Господа…», — эту Песнь ей мы поем до сего дня. Кульминация события. Человечество дозрело до принятия Сына Божия, и вот, Он с нами.

Чудотворения Иконы Божьей Матери Умиление

Беря свое начало из рук преп. Серафима этот образ вот уже несколько веков радует нас своей помощью. Чудотворения продолжаются и сегодня. Известна современная икона Божией Матери «Серафимово Умиление», названная Локотской, по месту обретения в п. Локоть, Брянской области. Это единственная в мире двухсторонняя чудотворная мироточивая икона. Есть многочисленные свидетельства, что перед образом исцеляются телесные и душевные болезни. Появилась она тоже чудесно. Одна женщина увидела на прилавке в магазине бумажный календарь Богородицы, лежащий в небрежении. Оказалось, что календарь просрочен и продаже не подлежит. Опасаясь за судьбу, которой может подвергнуться святой Лик, женщина взяла образ домой. Со временем он начал мироточить, потом произошли чудеса и исцеления. Следом, в доме женщины замироточили все иконы. На бумажной иконе «Умиление» образовался еще один Лик, с другой стороны. Икону можно найти и сегодня. Ее хранительница, Наталья Шишкова, уже более 10 лет принимает у себя паломников.

По ее словам, молитва перед иконой Божией Матери Умиление помогает исцелять тяжелые болезни и справляться с жизненными трудностями.

Икона Божьей Матери Умиление: в чем помогает и о чем молятся верующие?

Серафимово Умиление – воплощение чистоты и сдержанной радости. Один из наиболее возвышенных образов Богородицы. В народе икона почитается верной помощницей в выборе достойного жениха и учительницей целомудрия для девиц. Считается, что икона Божией Матери Умиление помогает юным девушкам в выборе своего пути, о чем они молятся перед ней, а также о хорошем браке, зачатии, благополучных родах. Можно просить о даровании благородного нрава и чистой жизни для неокрепших девических сердец.

Икона непростая. Первообраз оказался у Серафима Саровского: как, когда, откуда эта икона – мы ничего не знаем. Известно лишь, что преподобный всегда горячо молился перед ней, благословлял ею своих духовных детей, перед этой иконой происходили чудеса и исцеления. И как кульминация, после молитвенного стояния перед ней на камне в течение 300 дней, батюшка Серафим предал свою душу Богу.

Икона Божией Матери Умиление: молитва и тропарь

Молитва

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся причастия святаго Тела Его и пречистыя Кровей Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4-й

К Богородице со умилением припадем, вси грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою милость.

Мы видим, что икона Умиление Божией Матери не утратила свое значение до сих пор. И, наверное, вряд ли утратит. О чем молятся перед ней? Кто нам так поможет, кто нас так утешит, как не Царица Небесная? С материнской нежностью до последнего нашего дня будет она заботиться обо всех, кто ее помощь не отвергает. Будем молиться ей о благоразумии, высокой нравственности. Пусть не оставит она нас в испытаниях и пусть не забудем мы о Ней в благоденствии.

Самое подробное описание: молитва умиление всех радостей радость - для наших читателей и подписчиков.

Икона Божией Матери «Умиление», или «Радость всех радостей», Серафимо-Дивеевская

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Умиление», или «Радость всех радостей» молятся об исцелении всех немощей телесных.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Умиление» Серафимо-Дивеевской

Приими, Всеблагомощная Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных раб Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь Сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся святаго Тела Его и пречистыя Крове Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4, поемый в Серафимо-Дивеевском монастыре, Нижегородской епархии

К Богородице со умилением припадем, вси грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою милость.

Юже подражая неплодную смоковницу, аз, окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся, но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице, стеню от сердца и вопию: умилися, Благосердая, и мне, окамененному сердцем, благоволи подати душевное и сердечное умиление.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем, с верою к Тебе притекающим.

Название книги

Канонник (русский перевод)

Тимрот Амвросий

КАНОН ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ИКОНОЙ ЕЕ «УМИЛЕНИЕ» СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОЙ («ВСЕХ РАДОСТЕЙ РАДОСТЬ»)

К Богородице со умилением припадем, / все, грехами обремененные, / чудотворную Ее икону «Умиление» лобзая / и взывая со слезами: / «Владычица, прими моление недостойных рабов Твоих / и подай нам, просящим, / великую Твою милость».

Ирмос: Отверзу уста мои, / и они исполнятся Духа; / и слово изреку Царице Матери, / и явлюсь светло торжествующим, / и воспою радостно Ее чудеса.

Умили́сь, уми́лостивись, умилосе́рдись, Владычица, / надо мною, грешным и недостойным рабом Твоим, / дерзающим воспеть Твои чудеса.

Матерь Божия Пречистая, / не отринь меня, окаянного и нечистого, / дерзающего воспевать Твои чудеса, Умиление.

Слава: Иного прибежища и теплого хода́тайства / к Сыну Твоему и Богу нашему не имею я, Всехвальная; / потому сподо́би меня, многогрешного, / восхвалить Твои чудеса.

И ныне: Леностью охвачен и страстями обуреваем, / я непотребный раб Твой, Владычица, / не знаю как по достоинству восхвалить / и прославить Твои чудеса.

Ирмос: Твоих песнопевцев, Богородица, / – живой и обильный источник, / устроивших духовный праздник, утверди / и в божественной Твоей славе / удостой венцов славы.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.

Один я, злосчастный, / в своей жизни согрешил более всех людей, Пречистая, / но, надеясь на щедроты Твои, взываю: / «Душевного умиления меня сподо́би!»

Никто из прибегающих с верою / под Божественный Покров Твой, Владычица, / пустым от Тебя не отходит, / потому и я, многогрешный, дерзаю взывать: / «Божественного умиления меня сподо́би».

Слава: Иаков, лестницу Божественную узрев, сказал: / «Она – основание Божие!» / Это – Ты, Прехвальная; потому молю Тебя: / благого восхождения к добродетели и меня, / совершенно недостойного, сподо́би.

И ныне: Благосклонно всех слышащую в скорбях / и несчастьях душевных и телесных / явил Тебя Господь, Богородица Благая; / так и мне, тяжко обуреваемому страстями безумными, / слезы умиления подай / и Твоего, Дева, материнского заступления сподо́би.

Господи, помилуй, трижды.

Выше головы моей взошли грехи мои, Владычица, / осквернен я ими, и нет исцеления для плоти моей; / но Ты, Многомилостивая, да́руй душе моей слезы покаяния / для очищения скверн греховных / и телесные недуги уврачуй, / Врача всех и Господа родившая.

Слава, и ныне, Богородичен: Раны душевные навлекли на меня / и телесные болезни, Владычица, / но Ты, как Премилостивая, и то и другое исцели, / подавая мне неоскудевающий дар духовного умиления, / чтобы я непрестанно славил Твое / всесильное заступление.

Ирмос: Сидящий в славе / на престоле Божества, / на облаке легком, / пришел Иисус божественнейший, / носимый непорочной рукою, / и спас взывающих: / «Слава, Христе, силе Твоей!»

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.

Где осенит благодать Твоя, Владычица, / там всякая скорбь исчезает и веселье водворяется. / Удостой ее и меня, недостойного, взывающего: / «Радуйся, Богородица, всех радостей Радость!»

Ни слез не имею, я несчастный, / ни душевного умиления, / но Сама, как Милосердная, подать мне это благоволи, / чтобы я взывал: / «Радуйся, Дева Пречистая, всех радостей Радость!»

Слава: Меня, немощного и жалкого от язв греховных, / уврачуй, Пречистая, / изливая милосердия Твоего елей, / и воздвигни, чтобы я мог петь Тебе: / «Радуйся, Владычица, всех радостей Радость!»

И ныне: Омрачился я умом в житейских наслаждениях, / но Ты, Владычица, свет помраченной моей души, / разгони тьму страстей моих, / дабы просветившись Тобою, я взывал: / «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

Ирмос: Изумился весь мiр / о божественной славе Твоей: / ибо Ты, брака не познавшая Дева, / носила во чреве Твоём Всевышнего Бога / и родила вечного Сына, / всем воспевающим Тебя мир подающего.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.

Доколе поносит враг и на землю низвергает / меня, немощного и расслабленного тяжко душою и телом? / Умились, Владычица, и низложи бо́рющихся со мной врагов, Всехвальная, / душе моей мир подавая.

Выше всех Ангелов и Архангелов / явилась Ты, Чистая Божия Отроковица, / потому молю Тебя / стрелы вражьи, против меня наострённые, сокруши, / душе мир подавая.

Слава: Доколе, душа моя, пребываешь в согрешениях, / конца не кладешь греховному обычаю! / Воспрянь из глубины зол, взирая на могущественное заступление Пречистой, / всегда скорой тебе на помощь / и благодатию Своею мир душе и телу подающей.

И ныне: Радость, и веселье, и ликование Божественное, / Дева, не знавшая мужа, для нас умножились по воле Божией: / ибо вот, среди плача горького, / мы радуемся по Твоим молитвам.

Ирмос: Божественный сей и всеми чтимый / совершая праздник Богоматери, / придите, богомудрые, / начнем рукоплескать, / от Нее рожденного Бога славя.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.

Радуясь о Божественном величии, / как начале нашего веселия, / мы благодарственные возгласы приносим Деве, / усердно почитая Ее, как нашу Заступницу.

Достойно Тебе радостную песнь, / мы, Чистая Дева, с веселием приносим, / избавившись от бед Твоими молитвами.

Слава: Ангельские языки́ воспеть не могут / похвал Тебя достойных, Чистая; / мы же ныне, по-рабски за это взявшись, / возглас Гавриила «Радуйся!» приносим Тебе.

И ныне: Как Божественное прибежище, / мы все стяжав хода́тайство Твое пред Богом, / в напастях, и в гонениях, и грехах прибегаем к Тебе / и от Тебя, Пречистая, избавление принимаем.

Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:

Уподобившись бесплодной смоко́внице, / я, несчастный, умиления плода совсем не приношу / и быть срубленным страшусь; / но, взирая к чудотворной Твоей иконе Умиления, Владычица, / стенаю от всего сердца и взываю: / «Умилостивись, Благосердная, / и надо мной, окамененным сердцем, / благоволи подать душевное и сердечное умиление!»

Икос: Превзошел грехами моими / блудницу, и блудного сына, и мытаря, и разбойника, и ниневитян, / я один, злосчастный более всех людей; / и, лишившись благодати и дерзновения ко Господу, / стенаю от всего сердца и взываю: / «Заступницей и Поручительницей спасения / многогрешной душе моей благоволи Себя явить, / подавая мне душевное и сердечное умиление!»

Ирмос: Не почтили богомудрые / творения больше Творца, / но угрожавший им огонь мужественно поправ, / радостно воспевали: / «Прехвальный Господь и Бог отцов, / благословен Ты!»

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.

Ре́ку неисчерпаемую милости Твоей / ко всем грешникам, Владычица, Ты изливаешь. / Потому молю: напои́ мою жаждущую душу / и иссохшее от грехов сердце мое ороси, / дабы я, благословляя, воспевал: / «Прехвальный Господь и Бог отцов, благослове́н Ты!»

Всех благосклонно выслушивающая в скорбях / и несчастьях душевных и телесных, / не отвергни, Владычица, и меня, недостойного, / но сподоби петь: / «Господь и Бог отцов, благослове́н Ты!»

Слава: Не отринь, Богородица, / меня, уязвлённого советом змия, / не возгнушайся мною, смердящим грехами многими, / но сподоби петь всегда: «Господь и Бог отцов, благослове́н Ты!»

И ныне: Когда престолы будут для Суда поставлены / и Судилищу Христову предстанут все рождённые на земле, / тогда яви, Владычица, материнское Твое заступничество / и неоскудевающую помощь, мне взывающему: / «Господь и Бог отцов, благослове́н Ты!»

Ирмос: Отроков благочестивых в печи / Дитя Богородицы спасло: / тогда – прообразуемое, а ныне – действующее; / всю вселенную созывает Он петь Тебе. / Пойте Господа, творения, / и превозносите во все века!

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.

От страха меня избавь, о Владычица, / от злобы и воздушных мыта́рств. / Яви великую милость Твою / на мне, недостойном, но воспевающем: / «Пойте Господа, творения, / и превозносите Его во все века!»

Избавь меня, Пренепорочная, / от нападения злых людей и лукавых бе́сов, / ибо трепещут они от имени Твоего великого / и словно дым исчезают; / меня же в умилении се́рдца сподоби петь: / «Пойте Господа, творения, / и превозносите Его во все века!»

Слава: Угаси, Всехвальная, огненные стрелы / князя области тёмной, всегда бо́рющегося со мной, / немощным и унылым, / и сподо́би меня благодарственно воспевать: / «Пойте Господа, творения, / и превозносите Его вовеки!»

И ныне: Прими пение мое убогое, Всемилостивая Госпожа, / Дева Владычица Богородица, / материнским Твоим милосердием покрывая поющих: «Пойте Господа, творения, / и превозносите Его во все века!»

Ирмос: Всякий на земле рожденный / да ликует, Духом просвещаясь; / да торжествует и бесплотных Умов естество, / почитая священное торжество Богоматери, / и да взывает: / «Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!»

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.

Когда изнеможет крепость моя / при исходе души моей грешной / из несчастного и скверного тела сего, / тогда особенно яви на мне, недостойном, / крепость мышцы Твоей, Всеблагая: / дай мне в час смерти радостно взывать Тебе: / «Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!»

Нищ и убог, лишён я дел благи́х, / не имея умиления душевного; / Ты Сама, Премилостивая, / да́руй мне благодарственно взывать: / «Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!»

Слава: Иссо́пом милосердия Твоего / окропи́ меня, Пречистая, / да очищусь от тяжких и лютых беззаконий моих / и во умилении души буду взывать от сердца: / «Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!»

И ныне: О чем помыслил я в душе моей, то и принес / – посильное пение Тебе, Владычица; / не отринь же его по обычному Твоему милосердию / и не возгнушайся мною, многогрешным и нечистым, / но сподо́би всегда во умилении петь Тебе: / «Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!»

Горячее заступничество в бе́дах и Помощницу / и с Богом примирение, / Ту, благодаря Которой мы от гибели избавились, / – Богородицу, верные, прославим.

Слава, и ныне, Богородичен: В Тебе мы, грешные, имеем Покровительницу, / о пречистая Дева, / Ты благосклонным к нам соделай Сына Твоего и Бога / материнскими Твоими молитвами.

О Пресвятая Госпожа, Владычица Богородица Дева! Прими недостойные молитвы наши, сохрани нас от наветов злых людей и от внезапной смерти, подай нам прежде конца покаяние, над молениями нашими умилосердись и вместо печали радость да́руй. И избавь нас, о Госпожа Владычица Богородица, от всякой беды, напа́сти, скорби, болезни и от всякого зла. И при втором пришествии Сына Твоего Христа Бога нашего удостой нас, грешных рабов Твоих, стать справа от Него и унаследовать Царство Небесное и жизнь вечную со всеми святыми в бесконечные века. Аминь.

Прими, всеблагая и могущественная пречистая Госпожа, Владычица Божия Родительница, эти драгоценные дары, Тебе единой подобающие, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, явившаяся высочайшей всех творений небесных и земных! Ведь благодаря Тебе ныне Господь Сил с нами, и чрез Тебя мы Сына Божия познали и удостоились святого Тела Его и пречистой Крови Его. Потому блаженна Ты в родах родов, в Боге блаженство стяжавшая, Херувимов светлейшая, и честью Серафимов высшая. И ныне, всехвальная пресвятая Богородица, не преставай молиться о нас, недостойных рабах Твоих, чтобы избавиться нам от всякого совета злого и от всякого несчастья, и сохраниться невредимыми от всякого ядовитого нападения диавола. Но даже до конца молитвами Твоими без осуждения нас сохрани, чтобы Твоим заступничеством и помощью спасаемые, мы за все славу, хвалу, благодарение и поклонение воссылали в Троице единому Богу и всех Создателю, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Умиление - Всех радостей Радость: молитвы

Слава:

И ныне:

Ирмос:

Слава:

И ныне:

Слава, и ныне:

Ирмос:

Слава:

И ныне:

Ирмос:

Слава:

И ныне:

Ирмос:

Слава:

И ныне:

Икос:

Ирмос:

Слава:

И ныне:

Ирмос:

Слава:

И ныне:

Ирмос:

Слава:

И ныне:

Слава, и ныне:

Мати Божия Пречистая, / не отрини мене, окаяннаго и нечистаго, / дерзающаго пети Твоя чудеса, Умиление.

Слава: Инаго прибежища и теплаго предстательства / к Сыну Твоему и Богу нашему не имам, Всепетая, / темже сподоби мя, многогрешнаго, восхвалити Твоя чудеса.

И ныне: Леностию одержимь и страстьми обуреваемь есмь аз, / неключимый раб Твой, Владычице, / недоумею по достоянию восхвалити и прославити Твоя чудеса.

Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, / живый и независтный Источниче, / лик себе совокупльшия, духовно утверди, / в Божественней Твоей славе / венцев славы сподоби.

Никтоже, прибегаяй с верою под Божественный Покров Твой, Владычице, / тощь от Тебе исходит, / темже и аз, многогрешный, дерзая, зову: / Божественнаго мя умиления сподоби.

Слава: Иаков, лествицу Божественную видев, рече: / степень Божия сия, Яже еси Ты, Препетая; / темже молю Тя: / благаго восхождения к добродетели и мене, люте недостойнаго, сподоби.

И ныне: Юже всем благопослушную в скорбех и обстояниих душевных и телесных / яви Тя Господь, Богородице Благая, / тако и мне, люте обуреваемому страстьми безместными, слезы умиления подаждь / и Твоего, Дево, Матерняго заступления сподоби.

Превзыдоша главу мою греси мои, Владычице, / осквернен ими есмь, и несть исцеления в плоти моей, / но Ты, Многоблагоутробная, даруй души моей слезы покаяния на очищение скверн греховных / и телесныя недуги уврачуй, Врача всяческих и Господа рождшая.

Слава, и ныне: Раны душевныя привлекоша на мя и болезни телесныя, Владычице, / но Ты, яко Премилостивая, обоя исцели, подавающи мне неоскудный дар духовнаго умиления, / и да непрестанно славлю Твое всемощное заступление.

Ирмос: Седяй в славе на Престоле Божества, / во облаце легце, / прииде Иисус Пребожественный, / нетленною дланию, и спасе зовущия: / слава, Христе, силе Твоей.

Слез не имам, окаянный аз, ниже душевнаго умиления, / но Сама, яко Милосердая, сия ми подати благоволи, да взываю: / радуйся, Дево Пречистая, всех радостей Радосте.

Слава: Немощна мя суща и окаянна струпы греховными, / уврачуй, Пречистая, милосердия Твоего елей изливающи, / и воздвигни пети Тебе: / радуйся, Владычице, всех радостей Радосте.

И ныне: Омрачихся умом в житейских сластех, / но Ты, Владычице, свете помраченныя души моея, разгони тьму страстей моих, / да просвещся Тобою, вопию: / радуйся, Невесто Неневестная.

Ирмос: Ужасошася всяческая / о Божественней славе Твоей, / Ты бо, Неискусобрачная Дево, / имела еси во утробе над всеми Бога / и родила еси безлетнаго Сына, / всем воспевающим Тя / мир подавающая.

Вышши всех Ангел и Архангел явилася еси, Чистая Богоотроковице, / темже молю Тя, стрелы вражия, на мя изощренныя, сокрушити, / души мир подавающи.

Слава: Доколе, душе моя, пребываеши в прегрешениих, конца не имущи греховному обычаю, / возникни из глубины зол, взирающи державному заступлению Пречистыя, всегда на помощь тебе скорыя / и благодатию Своею мир души и телу подавающия.

И ныне: Радость, и веселие, и радование Божественное, / Дево Неискусомужная, нам умножися Божие: / се бо, плачущиися люте, радуемся молитвами Твоими.

Ирмос: Божественное сие и всечестное / совершающе празднество, / Богомудрии, Богоматере, / приидите, руками восплещим, / от Нея рождшагося Бога славим.

Достойно Ти песнь радования, Чистая Дево, веселящеся, приносим, / избавльшеся от бед Твоими молитвами.

Слава: Ангельстии языцы достойно Твоя хвалы воспети не могут, Чистая, / мы же ныне, рабски вземшеся, / радование Гавриилово приносим Ти.

И ныне: Яко Божественное прибежище, мы покров Твой вси стяжавше к Богу, / в напастех, и в гонениих, и гресех к Тебе прибегаем / и Тобою изменение приемлем, Пречистая.

Юже подражая неплодную смоковницу, / аз, окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся, / но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице, / стеню от сердца и вопию: / умилися, Благосердая, / и мне, окамененному сердцем, / благоволи подати душевное и сердечное умиление.

Икос: Превзыдох грехи моими блудницу, и блуднаго, и мытаря, / и разбойника, и ниневитяны, аз един, окаянный паче всех человек, / и, лишився благодати и дерзновения ко Господу, стеню от сердца и вопию: / Тя Ходатаицу и Споручницу спасения многогрешней души моей благосотвори, / подающи ми душевное и сердечное умиление.

Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии / паче Создавшаго, / но огненное прещение мужески поправше, / радовахуся, поюще: / препетый отцев Господь и Бог благословен еси.

Яже всем благопослушная в скорбех и обстояниих душевных и телесных, Владычице, / не отвержи и мене, недостойнаго, но сподоби пети: / отцев Господь и Бог, благословен еси.

Слава: Не отрини, Богородице, мене, уязвленнаго советом змииным, / не возгнушайся мене, смраднаго грехи многими, / но сподоби всегда пети: / отцев Господь и Бог, благословен еси.

И ныне: Егда престоли на Суд поставятся и Судищу Христову предстанут вси земнороднии, / тогда яви мне, Владычице, Матернее Твое заступление, неоскудную помощь, вопиющу: / отцев Господь и Бог, благословен еси.

Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи / Рождество Богородично спасло есть, / тогда убо образуемое, / ныне же действуемое, / вселенную всю воздвизает пети Тебе: / Господа пойте, дела, / и превозносите Его во вся веки.

Избави мя, Пренепорочная, озлобления злых человеков и лукавых бесов, / трепещут бо имене Твоего великаго, яко дым исчезают; / мене же во умилении сердца сподоби пети: / Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.

Слава: Темныя власти князя, всегда борющаго мя, немощнаго и унылаго, разжженныя стрелы угаси, Всепетая, / и сподоби мя благодарственно воспевати: / Господа пойте, дела, и превозносите Его во веки.

И ныне: Пение мое приими убогое, Всемилостивая Госпоже Дево, Владычице Богородице, / Матерним Твоим милосердием покрывающи поющия: / Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.

Ирмос: Всяк земнородный / да взыграется, Духом просвещаемь, / да торжествует же Безплотных умов естество, / почитающее священное торжество Богоматере, / и да вопиет: / радуйся, Всеблаженная Богородице, / Чистая Приснодево.

Нищ и убог есмь от дел благих, не имый умиления душевнаго, Премилостивая, / Ты Сама дарствуй ми, да благодарственно вопию: / радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Слава: Иссопом милосердия Твоего окропи мя, Пречистая, / да очищуся от тяжких и лютых беззаконий моих и во умилении души да взываю от сердца: / радуйся, Всеблаженная, Чистая Приснодево.

И ныне: Еже помыслих в души моей, по силе принесох пение Тебе, Владычице, / не отрини убо обычным Твоим милосердием / и не омерзи мною, многогрешным и нечистым, / но сподоби всегда во умилении пети Тебе: / радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Слава, и ныне: Тя Предстательницу имамы, грешнии, о Пречистая Дево, / Ты благопремененна сотвори Сына Твоего и Бога нашего / Матерними Твоими молитвами.

«Радость Всех Радостей» («Серафимово Умиление», Умиление Серафимо-Дивеевская) - поясное изображение Богоматери без Младенца Христа, со сложенными на груди руками, склоненной головой и опущенным взором. Иконография имеет западноевропейские источники, появилась в России в XVII веке. Венец Божией Матери обрамляет надпись: «радуйся невесто неневестная».

Иконография получила распространение как келейная икона преподобного Серафима Саровского (1754 - 1833). Согласно жизнеописанию, составленному до прославления преподобного по воспоминаниям близко знавших Саровского старца людей, вся жизнь святого проходила под покровительством Богоматери. Он удостоился нескольких явлений Божией Матери, Она исцеляла его от смертельных болезней. У преподобного Серафима было несколько икон Богоматери. Среди них особое место занимала келейная икона Умиление, которую сам старец называл «Радость всех радостей». Перед этой иконой он скончался, стоя на коленях.

Келейный образ был написан на полотне, натянутом на кипарисовую доску. После смерти преподобного Серафима келейную икону передали в близлежащий Дивеевский женский монастырь, находившийся под покровительством старца Серафима. В Дивееве на икону сделали серебряную золоченую ризу, в Троицком соборе устроили особый придел, посвященный ее имени - Умилению Богоматери. Митрополит Серафим (Чичагов) составил особую службу прославленной иконе. К открытию мощей преподобного Серафима с иконы был сделан список для Саровского монастыря. После канонизации в 1903 году началось изготовление списков в иконописных мастерских Дивеевского монастыря и его подворья в Петергофе. Икона изображалась в различных печатных изданиях и на житийных образах преподобного Серафима.

Жанна Григорьевна Белик ,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература :

1. Преподобный Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография/ Составитель и отв. редактор Н. Н. Чугреева. М., 2004.

3. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых Православной Церковью, на основании Священного Писания и церковных преданий, с изображением в тексте праздников и икон Божией Матери. Ярославль, 2000.

4. Великие и чудотворные / Сост. В.Е. Суздалев. Нижний Новгород, 1993.

5. Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авторы-составители А.М. Лидов, Г.В. Сидоренко. М., 2001.

6. Святые образы: Русские иконы XV - начала XX веков из частных собраний / Авт.-сост. И.В. Тарноградский. Авт. текстов И.Л. Бусева-Давыдова. М., 2006.

7. Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. СПб., 1909.

8. Belik Zhanna . Pyhittäjä Serafimin ikonit Suomessa. (Иконы преподобного Серафима в Финляндии) // Nunna Ksenia. Pyhittäjä Serafim Sarovilainen. Lintulan Pyhän Kolminaisuuden luostari, 2008. Р. 321- 367.

Выбор редакции
Сэндвичи — поистине универсальное блюдо, которое подойдет как для плотного завтрака, так и для легкого обеда или перекуса в течение дня....

Шаг 1: Варим бульон. Для начала расскажу вам, в чем же отличие чучвары от русских пельменей. Ну, во-первых, фарш для приготовления...

Невозможно пройти мимо этого изысканного десерта – классики американской кухни. Торт Красный бархат не оставит вас равнодушным, как не...

Ингредиенты мякоть свинины - 500 г; лук - 2 шт.; кефир (или сметана) - 150 мл; молоко (или сливки) - 3 стол. ложки; картофельный крахмал...
Дорогой алкоголь требует правильного отношения к себе. Никто не мешает опрокинуть залпом рюмку, продемонстрировав тем самым свою...
Ингредиенты: куриные голени – 6 шт. лук – 1 шт. морковь – 1 шт. чеснок – 1-2 зуб. растительное масло – 1 ст.л. карри – по вкусу соль,...
Лазарь Лагин В книге «Тысяча и одна ночь» есть «Сказка о рыбаке». Вытянул рыбак из моря свои сети, а в них – медный сосуд, а в сосуде –...
Так называемое дело «Седьмой студии» начали рассматривать по существу в Мещанском суде столицы. Основным фигурантом дела является...
Курица в кефире маринуется минимум два часа, а затем запекается в духовке около 1 часа. Скажете долго? Но вы-то в это время занимаетесь...