Никколо Макиавелли: биография, философия и основные идеи (кратко). Государь (Макиавелли) Глава XII


(1469-1527) итальянский политический деятель

Никколо Макиавелли вошел в историю прежде всего как автор двух известных политических трактатов. Но на самом деле его перу принадлежат несколько десятков сочинений, охватывающих самые разные области знания, а также художественные сочинения - комедии «Мандрагора» (1518), «Клиция» (1525) и стихотворения. Сам Макиавелли считал себя историком, а современники называли его душой Флоренции.

Никколо происходил из древнего тосканского рода, первые упоминания о котором относятся к раннему Средневековью. В IX веке Макиавелли являлись одними из самых богатых землевладельцев. Предки Никколо по отцу владели обширными поместьями и замками, расположенными в долине реки Арно.

Однако к моменту рождения сына род Макиавелли обеднел, от обширных поместий осталось только небольшое имение, так что его отец мог похвастаться лишь громким титулом. Мать Никколо принадлежала к известному купеческому роду. Во Флоренции подобный брак отпрыска древнего рода и дочери состоятельного торговца считался обычным. Никколо был младшим ребенком в многодетной семье, состоявшей из двух сыновей и двух дочерей.

Когда ему исполнилось семь лет, с ним начал заниматься домашний педагог, научивший мальчика бегло читать и писать по-латыни. Через четыре года Никколо отдали в известную флорентийскую школу П. Рончильони. Все годы учебы Макиавелли считался лучшим учеником, и учителя прочили ему блестящую карьеру в одном из университетов.

Юность Никколо пришлась на время правления Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. Отец служил при дворе герцога, и в доме Макиавелли почти ежедневно собиралась флорентийская знать. Но денег у семьи было мало, и об учебе Никколо в университете не могло быть и речи. Чтобы дать сыну профессию, отец начал заниматься с ним юриспруденцией. Никколо оказался на редкость способным учеником и уже через несколько месяцев становится помощником отца. После внезапной смерти старшего Макиавелли, Никколо становится единственным кормильцем семьи. С помощью друзей он поступает на государственную службу.

Блестящее знание латыни и флорентийского законодательства помогло ему выдержать конкурс на должность секретаря Большого Совета. Его дальнейшая карьера была стремительной. Всего через несколько месяцев он получает должность канцлера-секретаря Совета Десяти - так назывался основной государственный орган управления всеми делами Флорентийской республики. Таким образом, в руках Макиавелли оказываются все нити как внутренней, так и внешней политики республики.

Он был канцлером более четырнадцати лет, ведал военными и дипломатическими делами республики, много раз выезжал в ответственнейшие поездки - в Ватикан к папскому престолу, в различные города Италии.

Никколо Макиавелли проявил себя и как искусный дипломат, умевший найти выход из самых неразрешимых ситуаций. По поручению французского короля, германского императора, Папы Римского он решал вопросы войны и мира, улаживал спорные территориальные проблемы, финансовые конфликты.

Казалось, что Макиавелли вошел в число известнейших политических и дипломатических деятелей начала XVI века и ничто не может помешать его дальнейшей карьере.

Но активная политическая борьба во Флоренции привела к тому, что симпатизировавший ему П. Содерини был свергнут, к власти в городе пришли представители семьи Медичи, изгнавшие со службы всех сторонников Флорентийской республики. Никколо Макиавелли схватили и бросили в тюрьму, где подвергли пыткам, но через год освободили и отправили в ссылку в родовое поместье Сант-Андреа, расположенное близ Сан-Кашано. Лишь в 1525 году он снова смог вернуться во Флоренцию.

Оказавшись в тиши и уединении, Макиавелли берется за перо и начинает работать над двумя книгами: «Рассуждением о первой декаде Тита Ливия» (1513-1521) и трактатом «Государь» (1513).

В первой из них Никколо Макиавелли формально анализирует историю Рима, но на самом деле не столько разбирает сочинение известного историка, сколько излагает собственные взгляды на проблемы государственного устройства современного ему общества. Книга стала итогом многолетних наблюдений и раздумий. Макиавелли объявляет Флоренцию наследницей Римской республики. Он считает республиканский Рим идеальным образцом государства, в котором должны быть противники и сторонники существующей системы.

Весьма своеобразны его взгляды на место религии в обществе. Он считает, что древнеримская религия лучше соответствует республиканской системе правления, чем громоздкая бюрократическая машина, существовавшая в Ватикане. Правда, он не сомневается в самих основах католицизма, его критике подвергаются лишь люди, которые служат церкви. Макиавелли впервые открыто пишет о том, что именно политика папского престола способствует усилению раздробленности Италии. Конечно, такую книгу он не мог напечатать на родине, поэтому посылает рукопись друзьям во Флоренцию и продолжает работать над трактатом «Государь».

Исследователь анализирует роль и место главы государства в системе управления, рассматривает различные формы правления, от авторитарных до демократических, и приходит к выводу, что в любом случае ключевую роль играют личность и поведение правителя.

Впервые в европейской истории Никколо Макиавелли показывает, что самой жизнеспособной формой является так называемая «стата», большое независимое централизованное государство. Он рассматривает поведение правителя и приходит к выводу, что любая власть неизбежно связана с теми или иными проявлениями жестокости. Макиавелли считает подобные проявления закономерными, но одновременно предостерегает правителей от чрезмерно больших жертв. Он убежден в том, что любой правитель обязан уважать сограждан и заботиться об их процветании. Интересно, что Макиавелли впервые проанализировал личные качества, которыми должен обладать правитель. В частности, он считал,

что правитель должен быть двуличен, чтобы скрывать ненависть к врагам под маской радушного хозяина своей страны.

Правитель должен всегда проявлять решительность. Чтобы народ сплотился вокруг него, необходимо поставить простую и реалистическую цель. При этом отнюдь не важно, чтобы она была реально достижима. Во имя ее достижения не следует останавливаться ни перед какими средствами. Если цель «исторически прогрессивна, национально оправданна, решает основную проблему эпохи, устанавливая порядок, то народ забывает средства ее достижения».

Никколо Макиавелли придавал большое значение связи политического состояния общества с методами осуществления государственной власти. Он показал, что для устойчивости системы важно соблюдать складывающиеся в народном сознании представления, традиции, стереотипы. Другими словами, сила любого государства - в опоре на массы.

Интересны рассуждения Макиавелли о так называемой политической элите. Он выделяет два типа - «элиту львов» и «элиту лис». Для первой характерно жесткое авторитарное движение к цели. Для второго - компромиссное лавирование. Основные конфликты, пишет Макиавелли, разворачиваются между элитой имеющей власть и элитой рвущейся к власти.

Одновременно как историк Никколо Макиавелли дает аналитическую картину существования тоталитарных режимов, указывая на возможность их появления в той или иной ситуации. По сути, в книге Макиавелли были заложены основы политологии - науки, появившейся лишь много веков спустя. Трактат «Государь» был настольной книгой многих политических деятелей. Известно, что его читали и Наполеон, и Черчилль, и Сталин.

Как и предыдущая книга, трактат стал расходиться в многочисленных рукописях. Вскоре с ним знакомятся при дворе Медичи. Официальная реакция оказалась неожиданной: Макиавелли пригласили во Флоренцию и предложили государственный пост. Он становится советником при дворе герцога.

Почти еженедельно Никколо Макиавелли выступает в знаменитой «Академии Медичи», где делает доклады на темы возможного политического и общественного устройства Флоренции. Он старается пропагандировать свои взгляды и пишет «Записку о государственном строе во Флоренции», где пытается убедить политического и духовного правителей предоставить больше власти торгово-промышленным группам. Работа попадает сначала к герцогу, а затем к Папе Льву X. Папа благосклонно отнесся к труду Макиавелли и даже пригласил его в Ватикан, чтобы прояснить, что же тот конкретно собирается делать.

Ученый становится советником Папы. Он проводит в Ватикане чуть более года, а затем возвращается на родину, поскольку флорентийские власти поручают ему написать историю Флоренции.

Одновременно он занимается дипломатической работой. Его назначают представителем Флоренции на выборах генерала ордена миноритов. Макиавелли блестяще справляется с поручением, но отказывается от последовавшего вскоре предложения. Он больше не хочет занимать должность секретаря правительства, считая, что только независимость позволит ему сохранить беспристрастную позицию историка.

Работа над «Историей Флоренции» потребовала от Макиавелли трех лет напряженного труда. Только в середине 1525 года он посылает первые восемь книг Папе Римскому Клименту VII. Получив его одобрение, Никколо Макиавелли продолжает работу, но в это время флорентийское правительство начинает войну с миланским герцогством, мечтавшим подчинить Флоренцию своей власти.

Макиавелли принимает активное участие в организации обороны города: занимается набором ополченцев, разрабатывает план обороны городских стен. По его рекомендации в городе учреждается специальная милиция, охраняющая порядок.

Однако вскоре междоусобная война между Миланом и Флоренцией затихает - на территорию Италии вторгаются союзные испано-немецкие войска.

В ноябре 1526 года в качестве военного советника Дж. Медичи, Никколо Макиавелли присутствует на битве при Говерноло. Разгром римских войск и гибель Дж. Медичи вызывают подъем республиканских настроений во Флоренции.

Тем временем Макиавелли продолжает выполнять обязанности военного советника и переезжает в городок Чиви-та-Веккиа, где поступает в распоряжение адмирала Дориа, командовавшего итальянским флотом. Когда Макиавелли узнает, что во Флоренции началось восстание, он бросает все дела и спешит назад.

Он полагал, что только своим присутствием он может принести максимальную пользу республике. Однако после приезда Макиавелли неожиданно заболевает и через несколько дней умирает от желудочного кровотечения.

Его похороны собрали практически всех жителей города. По их требованию прах Никколо Макиавелли был погребен во флорентийском соборе Санта-Кроче рядом с другими выдающимися земляками - Боккаччо, Петраркой.

Сочинения Макиавелли не были забыты, в 1531 году в Италии выходят из печати оба трактата ученого и сборник его литературных произведений. Так постепенно они становятся достоянием научной и широкой общественности.

Традиционно сложилось два восприятия творческого наследия Макиавелли. С одной стороны, в нем видят сторонника тоталитарного режима, искавшего выход из сложившейся ситуации в сильной коллективной воле, которую и мог бы сформировать волевой и сильный государь. Другие видят в Никколо Макиавелли опасного бунтовщика, способного возражать властителям мира сего, не принимать условия их игры и в то же время верно служащего тем, кого он почитал. Не случайно в царской России его книги неоднократно запрещали к изданию, и в СССР он практически не издавался.

С течением времени имя Макиавелли стало восприниматься как символ - настолько масштабными оказались проблемы, поставленные им. В XVI-XVII веках к нему обращались за помощью в политическом и дипломатическом искусстве, в XVIII веке - за разъяснением методов и приемов государственного управления. Для историков XIX века Никколо Макиавелли был авторитетным хронистом, а в XX веке к нему обращались как к классику политической социологии. Но никто не оспаривал значение Макиавелли как первого из плеяды выдающихся мыслителей рубежа Нового времени - Жана Бодена, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Вико, которые в разных странах создали науку политологию.

Никколо Макиавелли - выдающийся итальянский политический деятель, мыслитель, историк, писатель эпохи Возрождения, поэт, военный теоретик. Он появился на свет 3 мая 1469 г. в дворянской обедневшей семье. Его малой родиной стала деревушка Сан-Кашано, расположенная возле Флоренции. Макиавелли получил хорошее образование, благодаря прекрасному знанию латыни мог читать в оригинале древних авторов, имел прекрасное представление об итальянской классике, но не разделял преклонения гуманистов перед эпохой античности.

Политическая биография Никколо Макиавелли ведет отсчет от 1498 г., он исполняет роль секретаря Второй канцелярии, в том же году его избирают секретарем Совета Десяти, которому предстояло отвечать за военную сферу и дипломатию. На протяжении 14 лет Макиавелли выполнил большое количество поручений правительства, в составе посольств ездил в различные итальянские государства, а также в Германию и Францию, составлял справки и доклады по текущим политическим вопросам, вел обширную переписку. Знакомство с наследием древних, опыт государственной , дипломатической службы стали неоценимым подспорьем в последующем создании социальных и политических концепций.

В 1512 г. Макиавелли пришлось уйти в отставку из-за пришедших к власти Медичи, его как республиканца на год выслали из города, а в следующем году арестовали как предполагаемого участника заговора, пытали. Макиавелли твердо отстаивал свою непричастность, в конце концов его помиловали и выслали в небольшое поместье Сант-Андреа.

С пребыванием в имении связан самый насыщенный период его творческой биографии. Здесь он пишет ряд работ, посвященных политической истории, теории военного дела, философии. Так, в конце 1513 г. был написан трактат «Государь» (издан в 1532 г.), благодаря которому имя его автора навеки вошло в мировую историю. В этом сочинении Макиавелли утверждал, что цель оправдывает средства, но при этом «новый государь» должен преследовать цели, связанные не с личными интересами, а с общим благом - в данном случае шла речь об объединении политически раздробленной Италии в единое сильное государство. Именно неограниченная власть правителя, по мнению убежденного патриота Макиавелли, могла стать единственным способом положить конец бедам его родной страны. Ради этой благой цели справедливостью и нравственностью, интересами граждан и церкви можно пренебречь.

Труды Макиавелли были восприняты современниками с восторгом, пользовались огромным успехом. По его фамилии была названа макиавеллизмом система политики, не пренебрегающая ни одним из способов достижения цели вне зависимости от их соответствия нравственным нормам. Кроме прославившегося на весь мир «Государя», самыми значимыми произведениями Макиавелли считают «Трактат о военном искусстве» (1521), «Рассуждение по поводу первой декады Тита Ливия» (1531), а также «История Флоренции» (1532). Эту работу он начал писать в 1520 г., когда его вызвали во Флоренцию и назначили историографом. Заказчиком «Истории» выступил Папа Климент VII. Кроме того, будучи личностью разносторонне одаренной, Никколо Макиавелли писал художественные произведения - новеллы, песни, сонеты, поэмы и др. В 1559 г. его сочинения были внесены католической Церковью в «Индекс запрещенных книг».

В последние годы жизни Макиавелли предпринимал немало безуспешных попыток снова вернуться у бурной политической деятельности. Весной 1527 г. была отклонена его кандидатура на пост канцлера Флорентийской республики. А летом, 21 июня того же года, находясь в родной деревеньке, выдающийся мыслитель скончался. Место его захоронения не установлено; во флорентийской церкви Санта-Кроче есть кенотаф в его честь.

Родился 3 мая 1469 во Флоренции, второй сын в семье нотариуса. Родители Макиавелли, хотя и принадлежали к древнему тосканскому роду, были людьми весьма скромного достатка. Мальчик рос в атмосфере «золотого века» Флоренции при режиме Лоренцо Медичи. Немного известно о детстве Макиавелли. Из его сочинений явствует, что он был проницательным наблюдателем политических событий своего времени; наиболее значительными из них было вторжение в Италию в 1494 короля Франции Карла VIII, изгнание семейства Медичи из Флоренции и установление республики, вначале под управлением Джироламо Савонаролы.

В 1498 Макиавелли был принят на службу секретарем во вторую канцелярию, Коллегию Десяти и магистратуру Синьории – посты, на которые он с неизменным успехом избирался вплоть до 1512. Макиавелли посвятил всего себя неблагодарной и плохо оплачиваемой службе. В 1506 добавил к множеству своих обязанностей работу по организации флорентийской милиции (Ordinanza) и контролирующего ее деятельность Совета Девяти, учрежденным в немалой степени по его настоянию. Макиавелли считал, что следует создать гражданскую армию, способную заменить наемников, в которых крылась одна из причин военной слабости итальянских государств. На всем протяжении службы Макиавелли использовали для дипломатических и военных поручений на флорентийских землях и сбора информации во время зарубежных поездок. Для Флоренции, продолжавшей профранцузскую политику Савонаролы, то было время постоянных кризисов: Италия раздиралась внутренними распрями и страдала от иностранных вторжений.

Макиавелли был близок к главе республики, великому гонфалоньеру Флоренции Пьеро Содерини, и хотя не имел полномочий вести переговоры и принимать решения, миссии, которые ему поручались, часто носили деликатный характер и были весьма важными. Среди них следует отметить посольства к нескольких королевским дворам. В 1500 Макиавелли прибыл ко двору короля Франции Людовика XII, чтобы обсудить условия помощи в продолжении войны с отпавшей от Флоренции мятежной Пизой. Дважды находился при дворе Чезаре Борджа, в Урбино и Имоле (1502), чтобы оставаться в курсе действий герцога Романьи, возросшая власть которого беспокоила флорентийцев. В Риме в 1503 наблюдал за выборами нового папы (Юлия II), а находясь при дворе императора Священной Римской империи Максимилиана I в 1507, обсуждал размеры флорентийской дани. Активно участвовал и во многих других событиях того времени.

В этот «дипломатический» период жизни Макиавелли приобрел опыт и знание политических институтов и человеческой психологии, на которых – как и на изучении истории Флоренции и Древнего Рима – основываются его сочинения. В его докладах и письмах того времени можно обнаружить большинство идей, которые он впоследствии развивал и которым придал более отточенную форму. Макиавелли часто испытывал чувство горечи, и не столько из-за знакомства с оборотной стороной внешней политики, сколько из-за разногласий в самой Флоренции и ее нерешительной политики в отношении могущественных держав.

Его собственная карьера пошатнулась в 1512, когда Флоренция потерпела поражение от Священной лиги, образованной Юлием II против французов в союзе с Испанией. Медичи вернулись к власти, и Макиавелли был вынужден покинуть государственную службу. За ним следили, он был заключен в тюрьму по обвинению в заговоре против Медичи в 1513, его пытали веревкой. В конце концов Макиавелли удалился в унаследованное от отца скромное поместье Альбергаччо в Перкуссине близ Сан-Кашано по дороге в Рим. Спустя некоторое время, когда Юлий II умер и его место занял Лев X, гнев Медичи смягчился. Макиавелли стал посещать друзей в городе; он принимал активное участие в литературных собраниях и даже лелеял надежду вернуться на службу (в 1520 получил должность государственного историографа, на которую был назначен университетом Флоренции).

Потрясение, испытанное Макиавелли после своего увольнения и крушения республики, которой он служил столь верно и ревностно, побудило его взяться за перо. Характер не позволял долго оставаться в бездействии; лишенный возможности заниматься любимым делом – политикой, Макиавелли написал в этот период работы значительной литературной и исторической ценности. Главный шедевр – Государь (Il Principe), блестящий и широко известный трактат, написанный в основном в 1513 (издан посмертно в 1532). Первоначально автор озаглавил книгу О княжествах (De Principatibus) и посвятил ее Джулиано Медичи, брату Льва X, однако в 1516 тот умер, и посвящение было обращено к Лоренцо Медичи (1492–1519). Исторический труд Макиавелли Рассуждения о первой декаде Тита Ливия (Discorsi sopra la prima deca di Tito Livio) был написан в период 1513–1517. Среди других произведений – Искусство войны (Dell"arte della guerra , 1521, написано в 1519–1520), История Флоренции (Istorie fiorentine , писалась в 1520–1525), две театральные пьесы – Мандрагора (Mandrag ol a , вероятно, 1518; первоначальное название – Commedia di Gallimaco e di Lucrezia) и Клиция (вероятно, в 1524–1525), а также новелла Бельфагор (в рукописи – Сказка, написана до 1520). Его перу также принадлежат стихотворные произведения. Хотя споры о личности Макиавелли и его мотивах продолжаются по сей день, он безусловно является одним из величайших итальянских писателей.

Трудно дать оценку произведениям Макиавелли, и прежде всего из-за сложности его личности и неоднозначности идей, до сих пор вызывающих самые разноречивые толкования. Перед нами интеллектуально одаренный человек, необычайно проницательный наблюдатель, обладавший редкой интуицией. Он был способен к глубокому чувству и преданности, исключительно честен и трудолюбив, а его сочинения обнаруживают любовь к радостям жизни и живое чувство юмора, впрочем обычно горькое. И все же имя Макиавелли часто употребляется как синоним предательства, коварства и политического аморализма.

Отчасти такие оценки вызваны религиозными причинами, осуждением его трудов как протестантами, так и католиками. Поводом послужила критика христианства в целом и папства в частности; по мнению Макиавелли, папство подрывало воинскую доблесть и сыграло отрицательную роль, став причиной раздробленности и унижения Италии. Вдобавок ко всему его взгляды часто извращались комментаторами, а его фразы об установлении и защите государственности вырывались из контекста и цитировались с целью закрепить расхожий образ Макиавелли – злонамеренного советника государей.

Лучшие дня

Кроме того, Государь считался его наиболее характерным, если не единственным сочинением; из этой книги очень легко отобрать отрывки, явственно доказывающие одобрительное отношение автора к деспотизму и находящиеся в разительном противоречии с традиционными моральными нормами. В какой-то степени это можно объяснить тем, что в Государе предлагаются чрезвычайные меры в чрезвычайной ситуации; однако сыграло роль и отвращение Макиавелли к полумерам, а также тяга к эффектной подаче идей; его противопоставления приводят к смелым и неожиданным обобщениям. В то же время он действительно считал политику искусством, которое не зависит от морали и религии, по крайней мере когда речь идет о средствах, а не о целях, и сделал себя уязвимым для обвинений в цинизме, пытаясь найти универсальные правила политического действия, которые были бы основаны на наблюдении фактического поведения людей, а не рассуждениях о том, каким оно должно быть.

Макиавелли утверждал, что такие правила обнаруживаются в истории и подтверждаются современными политическими событиями. В посвящении Лоренцо Медичи в начале Государя он пишет, что самым ценным даром, который мог бы сделать, является постижение деяний великих людей, приобретенное «многолетним опытом в делах настоящих и непрестанным изучением дел минувших». Макиавелли использует историю, чтобы с помощью тщательно отобранных примеров подкрепить максимы политического действия, которые он сформулировал, опираясь на собственный опыт, а не на исторические штудии.

Государь – труд догматика, а не эмпирика; еще менее это сочинение человека, претендующего на получение должности (как часто полагали). Это не холодный призыв к деспотизму, но книга, проникнутая высоким чувством (несмотря на рассудочность изложения), негодованием и страстью. Макиавелли стремится показать различие между авторитарным и деспотическим способами правления. Эмоции достигают апогея в конце трактата; автор взывает к сильной руке, спасителю Италии, новому государю, способному создать мощное государство и освободить Италию от иноземного господства «варваров».

Замечания Макиавелли о необходимости беспощадных решений, если и кажутся продиктованными политической ситуацией той эпохи, остаются актуальными и широко дебатируемыми и в наше время. В остальном его прямой вклад в политическую теорию незначителен, хотя многие из идей мыслителя стимулировали развитие позднейших теорий. Сомнительно также практическое влияние его сочинений на государственных деятелей, несмотря на то что последние часто опирались на идеи Макиавелли (нередко их искажая) о приоритете интересов государства и методов, которые должен использовать правитель в завоевании (acquista) и удержании (mantiene) власти. По сути дела, Макиавелли читали и цитировали адепты автократии; впрочем, на практике автократы обходились и без идей итальянского мыслителя.

Большее значение эти идеи имели для итальянских националистов в эпоху Рисорджименто (политического возрождения – от первых вспышек карбонарства в 20-х годах 19 в. до объединения в 1870) и в период фашистского правления. В Макиавелли ошибочно видели предтечу централизованного итальянского государства. Однако, как и большинство итальянцев того времени, он был патриотом не нации, а своего города-государства.

В любом случае опасно приписывать Макиавелли идеи других эпох и мыслителей. Исследование его трудов должно начинаться с понимания того, что они возникли в контексте истории Италии, конкретнее – истории Флоренции в эпоху захватнических войн. Государь был задуман как учебник для самодержцев, значимый для любых времен. Однако при критическом его рассмотрении не следует забывать о конкретном времени написания и личности автора. Чтение трактата в этом свете поможет понять некоторые неясные места. Остается, однако, фактом, что рассуждения Макиавелли не всегда отличаются последовательностью, и многие из кажущихся его противоречий следует признать действительными. Макиавелли признает как свободу человека, так и его «фортуну», судьбу, с которой энергичный и сильный человек все же может как-то бороться. С одной стороны, мыслитель видит в человеке безнадежно испорченное существо, а с другой – страстно верит в способность правителя, наделенного virtu (совершенной личностью, доблестью, полнотой силы, ума и воли), освободить Италию от иноземного господства; защищая человеческое достоинство, он вместе с тем приводит свидетельства глубочайшей развращенности человека.

Следует также кратко упомянуть о Рассуждениях, в которых Макиавелли сосредоточивает внимание на республиканских формах правления. Сочинение претендует на формулировку вечных законов политической науки, полученных в результате изучения истории, однако его невозможно понять, не принимая во внимание то негодование, которое вызывали у Макиавелли политическая коррупция во Флоренции и неспособность к правлению итальянских деспотов, выставлявших себя в качестве наилучшей альтернативы хаосу, созданному их предшественниками во власти. В основе всех работ Макиавелли – мечта о сильном государстве, не обязательно республиканском, но опирающемся на поддержку народа и способном оказать сопротивление иноземному вторжению.

Главные темы Истории Флоренции (восемь книг которой были преподнесены папе Клименту VII Медичи в 1525): необходимость общего согласия для укрепления государства и неизбежное его разложение при нарастании политических распрей. Макиавелли приводит факты, описанные в исторических хрониках, однако стремится выявить подлинные причины исторических событий, коренящиеся в психологии конкретных людей и конфликте классовых интересов; история нужна ему для того, чтобы извлечь уроки, которые, как он считал, будут полезны для всех времен. Макиавелли, по-видимому, первым предложил понятие исторических циклов.

История Флоренции, отличающаяся драматизмом повествования, рассказывает историю города-государства от зарождения итальянской средневековой цивилизации до начала французских вторжений в конце 15 в. Этот труд проникнут духом патриотизма и решимостью найти рациональные, а не сверхъестественные причины исторических событий. Однако автор принадлежит своему времени, и в этом труде можно найти ссылки на знамения и чудеса.

Чрезвычайную ценность представляет переписка Макиавелли; особенно интересны письма, которые он писал своему другу Франческо Веттори, главным образом в 1513–1514, когда тот был в Риме. В этих письмах можно найти все – от описания мелочей домашней жизни до непристойных анекдотов и политического анализа. Наиболее известно письмо от 10 декабря 1513, в котором изображен обычный день в жизни Макиавелли и дается бесценное объяснение того, как появилась идея Государя. В письмах отражаются не только амбиции и тревоги автора, но также живость, юмор и острота его мышления.

Эти качества присутствуют во всех его сочинениях, серьезных и комедийных (например, в Мандрагоре). В оценке сценических достоинств этой пьесы (ее все еще иногда играют, и не без успеха) и содержащейся в ней злой сатиры мнения расходятся. Однако Макиавелли проводит здесь и некоторые свои идеи – об успехе, сопровождающем целеустремленность, и неизбежном крахе, ожидающем колеблющихся и тех, кто принимает желаемое за действительное. Ее персонажи – включая одного из самых известных в литературе простаков, обманутого мессера Нича, – узнаваемы как типические характеры, хотя и создают впечатление результатов оригинального творчества. В основе комедии – живая флорентийская жизнь, ее нравы и обычаи.

Гением Макиавелли было создано и беллетристическое Жизнеописание Каструччо Кастракани из Лукки, составленное в 1520 и живописующее восхождение к власти знаменитого кондотьера в начале 14 в. В 1520 Макиавелли посещал Лукку как торговый представитель по поручению кардинала Лоренцо Строцци (которому он посвятил диалог Об искусстве войны) и, по своему обыкновению, изучал политические институты и историю города. Одним из плодов его пребывания в Лукке стало Жизнеописание, изображающее беспощадного правителя и известное романтическим изложением идей об искусстве войны. В этой небольшой работе авторский стиль столь же отточен и ярок, как и в других сочинениях писателя.

К тому времени, когда Макиавелли создал главные произведения, гуманизм в Италии уже прошел самый пик расцвета. Влияние гуманистов заметно в стилистике Государя; в этом политическом труде мы можем видеть характерный для всей эпохи Возрождения интерес не к Богу, но к человеку, личности. Однако интеллектуально и эмоционально Макиавелли был далек от философских и религиозных интересов гуманистов, их абстрактного, по существу средневекового подхода к политике. Язык Макиавелли отличается от языка гуманистов; проблемы, которые он обсуждает, почти не занимали гуманистическую мысль.

Макиавелли часто сравнивают с его современником Франческо Гвиччардини (1483–1540), также дипломатом и историком, погруженным в вопросы политической теории и практики. Далеко не столь аристократичный по рождению и темпераменту, Макиавелли разделял многие основные идеи и эмоции философа-гуманиста. Для них обоих характерны ощущение катастрофы в итальянской истории из-за французского вторжения и возмущение состоянием раздробленности, не позволявшей Италии противостоять порабощению. Однако различия и расхождения между ними также значительны. Гвиччардини критиковал Макиавелли за его настойчивые призывы к современным властителям следовать античным образцам; он верил в роль компромисса в политике. По существу, его взгляды более реалистичны и циничны, чем взгляды Макиавелли.

Надежды Макиавелли на расцвет Флоренции и собственную карьеру оказались обманутыми. В 1527, после того как Рим был отдан испанцам на разграбление, что еще раз показало всю степень падения Италии, во Флоренции было восстановлено республиканское правление, продолжавшееся три года. Мечта вернувшегося с фронта Макиавелли получить место секретаря Коллегии Десяти не сбылась. Новая власть его более не замечала. Дух Макиавелли был сломлен, здоровье подорвано, и жизнь мыслителя оборвалась во Флоренции 22 июня 1527.

Несмотря на то, что Никколо Макиавелли создавал свои философские труды в XVI веке, концепции Великого Флорентийца до сих пор используются в политической практике, менеджменте и некоторых социальных науках. Его работы много раз подвергались критике, но при этом всё равно оставались классикой в области политологии и политической истории. Идеи Макиавелли — это, в первую очередь, практические рекомендации, основанные на огромном опыте флорентийского писателя и политика.

Флоренция времён Макиавелли

Политические и философские взгляды Макиавелли напрямую связаны с пережитыми им событиями и общественными процессами, с которыми ему пришлось столкнуться. Политическое устройство Флоренции в годы жизни Макиавелли было весьма своеобразным. Во время войн гвельфов и гибеллинов здесь сформировался такой строй как коммуна, позволявшая жителям самостоятельно управлять своим городом. За 25 лет до рождения Никколо Макиавелли власть в городе захватила могущественная династия Медичи. При этом члены семьи Медичи не занимали каких-либо государственных постов, их власть держалась на авторитете и богатстве. Формально Флоренция оставалась демократической коммуной, но фактически была олигархией — все важнейшие вопросы города решались Медичи. Медичи были покровителями науки и искусств, при них во Флоренции начался расцвет гуманистического движения.

В 1492 году умер негласный глава города — Лоренцо Медичи — и борьбу за контроль над Флоренцией начал настоятель местного монастыря — Джироламо Савонарола. Савонарола сумел добиться изгнания семьи Медичи из Флоренции, а после этого стал вводить новые порядки, направленные, по его мнению, на возрождение нравственности горожан. В городе были запрещены песни, танцы, веселье и роскошные наряды. Началось преследование многих гуманистов, уничтожались произведения искусства. Город погрузился в аскезу и уныние. Диктатура Савонаролы продлилась 5 лет и завершилась казнью властолюбивого настоятеля в 1498 году.

Ещё при жизни Савонаролы в городе начался хаос. Италия XVI века была не единым государством, а совокупностью сильных городов и княжеств, проводивших самостоятельную политику. У многих иностранных правителей и представителей итальянских родовитых семейств возникал соблазн объединить Италию под своим началом. Разумеется, богатая и величественная Флоренция привлекала завоевателей. Поэтому на рубеже XV-XVI веков Флоренция оказалась в самом эпицентре разгоревшихся на Аппенинском полуострове Итальянских войн. На город-коммуну одновременно претендовали:

  • Франция,
  • Испания,
  • Священная Римская империя.

Биография Никколо Макиавелли

Будущий писатель родился 3 мая 1469 года в деревне Сан-Кашано, недалеко от Флоренции. Его семья была очень знатной, однако, не богатой. Глава семейства — Бернардо Макиавелли — служил нотариусом. Это был человек, скептически относившийся к религии и глубоко интересовавшийся античной литературой. Впоследствии его взгляды окажут большое влияние на философию Николло.

Своё образование Макиавелли получил в городской школе Флоренции и у частных учителей. Так он обучился счёту, письму, латыни и познакомился с работами античных классиков — Тита Ливия, Цицерона, Светония, Цезаря. Впрочем, юноша интересовался не только древними авторами. Он прочёл книги Данте и Петрарки и сделал вывод, что этим авторам удалось мастерски описать особенности менталитета и основные пороки итальянцев. На тот момент Флоренция была одним из главных культурных центров Италии, поэтому Никколо смог познакомиться с лучшими достижениями искусства и науки того времени.

Из-за недостатка денег, Никколо не смог поступить в университет, но под руководством отца немного освоил право. Эти навыки позволили Макиавелли заняться государственной работой. Первые шаги на политическом поприще он сделал при Савонароле, выполняя функции секретаря и посла. Несмотря на то, что после казни Савонаролы Макиавелли был на какое-то время подвергнут опале, в том же 1498 году, он занял важный пост секретаря второй канцелярии республики и стал секретарём Совета Десяти. Молодому политику приходилось балансировать между сторонниками Медичи и партией покойного Савонаролы, не примыкая ни к одной из коалиций.

Однако работа Макиавелли была очень эффективна, и вскоре он стал пользоваться уважением представителей обеих группировок. На протяжении 14 лет Макиавелли регулярно переизбирался. За эти годы он отдал тысячи распоряжений, командовал несколькими военными компаниями, не раз представлял Флоренцию в других городах-республиках и за границами Италии, а также решил множество сложнейших дипломатических споров. Параллельно Макиавелли продолжал читать античных авторов и изучать политическую теорию.

В 1502 году во Флоренции появилась должность пожизненного гонфалоньера (до этого гонфалоньеры сменялись каждый месяц). Гонфалоньер мог созывать советы, инициировать разработку законов и, по сути, являлся самым важным человеком в республике. На эту должность был назначен Пьеро Содерини, впоследствии ставший близким другом Макиавелли. Содерини немного не хватало проницательности и организаторских способностей, поэтому во всех вопросах он стал полагаться на Макиавелли, быстро ставшего настоящим флорентийским «серым кардиналом». Советы Макиавелли были очень полезны, они позволили укрепить Флоренцию и преумножить её богатства.

Однако в 1512 году Флоренцию постиг серьёзный удар. В город вошли войска Джованни Медичи, восстановившего власть своей семьи над республикой. Содерини бежал из Флоренции, а Макиавелли был схвачен, обвинён в заговоре против Медичи и брошен в тюрьму. Вскоре его выпустили, но вернуть себе прежнюю власть Макиавелли уже не смог. Он был сослан в своё небольшое имение в Сан-Кашано.

Макиавелли тяжело переживал своё вынужденное бездействие и желал снова служить Флоренции и Италии. Но Медичи считали его неблагонадёжным и пресекали все его попытки снова занять какой-нибудь государственный пост. Поэтому период с 1513 по 1520 год стал для Макиавелли временем подведения итогов своей бурной деятельности и активного литературного творчества. В эти годы были созданы следующие сочинения:

  • «Государь» (1513);
  • «Искусство войны» (1519-20);
  • театральная пьеса «Мандрагора»;
  • сказка «Бельфагор» и многое другое.

В 1520 году к опальному философу и политику стали относиться мягче. Он смог часто приезжать во Флоренцию и выполнять небольшие государственные поручения. Тогда же Макиавелли занял должность государственного историографа Флоренции и по заказу Папы Римского написал труд «История Флоренции».

В самом конце жизни Макиавелли пришлось пережить новые потрясения. В 1527 году Италия была разорена Испанией. Рим пал, а Папа Римский оказался в осаде. Во Флоренции произошёл очередной переворот, завершившийся изгнанием Медичи. Горожане стали восстанавливать демократический строй и Макиавелли надеялся снова вернуться к работе чиновника в возрождённой республике. Однако новая власть просто проигнорировала его. Потрясения, связанные с разгромом Италии, и невозможность заниматься любимым делом негативно сказались на здоровье философа. 21 июня 1527 года Макиавелли не стало.

Идеи Макиавелли

Литературное наследие Макиавелли весьма обширно. Оно включает в себя множество его отчётов о выполнении дипломатических миссий и докладных записок о внешнеполитической обстановке. В этих документах Макиавелли излагал свой взгляд на те или иные события и поведение глав государств. Однако самой главной и известной работой флорентийского философа является труд «Государь». Считается, что праобразом государя, описанного в работе Макиавелли, был Чезаре Борджиа — герцог Романьи и Валентинуа. Этот человек прославился безнравственностью и жестокостью. Но в то же время Чезаре Борджиа отличался проницательностью и тщательным подходом к решению важных государственных вопросов. Также работа Макиавелли основывалась на его собственном опыте и анализе политической жизни современных ему стран и античных держав.

В «Государе» Макиавелли высказал следующие идеи:

  • Оптимальная форма правления государством — абсолютная монархия, хотя в некоторых случаях бывает эффективна и республика;
  • История циклична. Все государства бесконечно проходят одни и те же фазы. Сначала — единоличное правление; затем — власть высшей аристократии; потом — республика. Однако республиканское правление не может длиться вечно, рано или поздно оно снова сменяется абсолютной монархией;
  • Смена описанных выше фаз связана со столкновением интересов множества социальных групп. Макиавелли был одним из первых, кто отметил диалектику исторического процесса;
  • Три главных опоры любого государя: законодательство, армия и союзники;
  • Решение самых важных государственных задач можно осуществлять любыми способами, даже не самыми гуманными. К последним можно прибегать в тех случаях, когда встаёт вопрос о создании или сохранении государства;
  • Хороший государь должен уметь сочетать честность и коварство, доброту и жестокость. Умело используя то одно, то другое, правитель может достигнуть абсолютно любых целей. Государю не следует избегать лицемерия, хитрость — главное оружие на политическом поприще;
  • Государь должен внушать своим подданным страх, но не ненависть. Для того чтобы избежать последнего правителю не следует злоупотреблять жестокостью и уметь трезво оценивать сложившуюся в стране ситуацию. Макиавелли был категорическим противником тирании. По его мнению, тираны — слабые люди, губящие сами себя и своё доброе имя;
  • Государь не должен быть расточителем;
  • Наиболее опасные для государства люди — это льстецы. Государь должен приближать к себе тех людей, которые всегда говорят правду, какой бы горькой она ни была.

Также в своей работе Макиавелли рассуждал о том, как лучше удерживать в своей власти завоёванные государства, как подчинять себе население других стран и как лучше воевать с самыми сильными соседями.

Идеи Макиавелли не ограничивались одним только государственным управлением. Писатель заложил основы абсолютно нового мышления, отличного от средневековой схоластики. Макиавелли считал, что философия не должна сводиться к пустому созерцанию, а носить практический характер и служить на благо обществу. Фактически Макиавелли стал основателем новой области знаний — политической науки. Он занялся разработкой её предмета, объекта изучения и методологии.

Современному человеку философия, изложенная на страницах книги Макиавелли, может показаться негуманной и антидемократической. Более того, идеи Макиавелли критиковали и его современники. Философ прямо утверждал, что все происходящие в государстве процессы являются не проявлением божественной воли, а порождены человеком, который не всегда отличается высокими моральными устоями. Фактически эта идея совершила настоящий переворот в политическом учении, сделав эту научную область сугубо светской. Одновременно Макиавелли переосмыслил понятие «морали», также отвергнув её религиозное толкование. Мораль и нравственность для флорентийского писателя, в первую очередь, касались отношений человека и общества. Из-за этих идей католическая церковь включила все сочинения Макиавелли в «Индекс запрещённых книг».

Макьявелли, итал. Niccolò di Bernardo dei Machiavelli

итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель

Краткая биография

Никко́ло Макиаве́лли (Макьявелли, итал. Niccolò di Bernardo dei Machiavelli; 3 мая 1469 года, Флоренция - 22 июня 1527 года, там же) - итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель - занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году.

Родился в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция, в 1469 году, в семье Бернардо ди Никколо Макиавелли (1426-1500), адвоката, и Бартоломмеи ди Стефано Нели (1441-1496). У него было две старшие сестры - Примавера (1465), Маргарита (1468), и младший брат Тотто (1475). Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики. Был знаком с трудами Тита Ливия, Иосифа Флавия, Цицерона , Макробия. Древнегреческий не изучал, но читал латинские переводы Фукидида, Полибия и Плутарха , у которых черпал вдохновение для своих исторических трактатов.

Заинтересовался политикой с юности, о чём свидетельствует письмо от 9 марта 1498 года, второе из дошедших до нас, в котором он обращается к своему другу Рикардо Бекки, флорентийскому послу в Риме, с критической характеристикой действий Джироламо Савонаролы. Первое из сохранившихся писем, от 2 декабря 1497 года, было адресовано кардиналу Джованни Лопесу (рус.)итал., с просьбой признать за своей семьёй спорные земли семьи Пацци.

Историк-биограф Роберто Ридольфи (рус.)итал. описывает Макиавелли следующим образом: «Человек он был стройный, среднего роста, худощавого телосложения. Волосы были чёрные, белая кожа, маленькая голова, худое лицо, высокий лоб. Очень яркие глаза и тонкие сжатые губы, казалось всегда немного двусмысленно усмехавшиеся».

Карьера

В жизни Никколо Макиавелли можно выделить два этапа: в течение первой части своей жизни он, в основном, занимается государственными делами. С 1512 года начинается второй этап, ознаменованный принудительным удалением Макиавелли от активной политики.

Никколо́ Макиаве́лли , статуя у входа в галерею Уффици во Флоренции

Макиавелли жил в беспокойную эпоху, когда Римский папа мог обладать целой армией, а богатые города-государства Италии попадали один за другим под власть иностранных государств ― Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в череде этих беспорядочных переворотов было падение Рима в 1527 году. Богатые города, вроде Флоренции и Генуи, перенесли примерно то же, что и Рим пять столетий назад, когда он был сожжён армией варваров-германцев.

В 1494 году французский король Карл VIII вступил в Италию и в ноябре прибыл во Флоренцию. Пьеро ди Лоренцо Медичи, семья которого правила городом почти 60 лет, был изгнан как изменник. Во главе посольства к французскому королю был поставлен монах Савонарола. В это тревожное время Савонарола стал настоящим повелителем Флоренции. Под его влиянием в 1494 году была восстановлена Флорентийская республика, также были возвращены республиканские учреждения. По предложению Савонаролы были учреждены «Большой совет» и «Совет восьмидесяти». 4 года спустя, при поддержке Савонаролы, Макиавелли появился на государственной службе, как секретарь и посол (в 1498 году). Несмотря на скорую опалу и казнь Савонаролы, через полгода Макиавелли был вновь переизбран в Совет восьмидесяти, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела, уже благодаря авторитетной рекомендации премьер-секретаря Республики, Марчелло Адриани (рус.)итал., известного гуманиста, который был его учителем. Между 1499 и 1512 годами он предпринял множество дипломатических миссий ко двору Людовика XII во Франции, Фердинанда II, и к Папскому двору в Риме.

14 января 1501 года Макиавелли смог снова вернуться во Флоренцию, где женился на Мариетте ди Луиджи Корсини, которая происходила из семьи, занимавшей такую же ступень на социальной лестнице, как и семья Макиавелли. Их брак стал актом, объединившим две семьи во взаимовыгодный союз, однако Никколо испытывал к жене глубокую симпатию, у них было пятеро детей. Находясь по дипломатическим делам за границей в течение длительного периода, Макиавелли обычно заводил отношения с другими женщинами, к которым также питал нежные чувства.

С 1502 по 1503 год он был свидетелем эффективных градоустроительных методов солдата-клерикала Чезаре Борджиа, чрезвычайно способного военачальника и государственного деятеля, целью которого в то время было расширение его владений в центральной Италии. Главными его орудиями были смелость, благоразумие, уверенность в своих силах, твёрдость, а подчас и жестокость. В одной из своих ранних работ Макиавелли отмечает:

Борджиа обладает одним из самых важных атрибутов великого человека: он умелый авантюрист и знает, как использовать выпавший ему шанс с наибольшей для себя выгодой.

Историки полагают, что именно месяцы, проведенные в обществе Чезаре Борджиа, послужили толчком к зарождению у Макиавелли идеи «мастерства управления государством, независимого от моральных устоев», которые впоследствии отразились в трактате «Государь».

Смерть папы Александра VI, отца Чезаре Борджиа, лишила Чезаре финансовых и политических ресурсов. Политические амбиции Ватикана традиционно ограничивало то обстоятельство, что по Папской области были рассыпаны коммуны, де-факто управляемые независимыми князьями из местных феодальных родов - Монтефельтро, Малатеста и Бентивольо. Чередуя осады с политическими убийствами, Чезаре и Александр за несколько лет объединили под своей властью всю Умбрию, Эмилию и Романью.

Миссия в Риме

После краткого, длиной в 27 дней, понтификата Пия III, Макиавелли 24 октября 1503 года был отправлен в Рим, где на конклаве, 1 ноября, был избран папа Юлий II, отмеченный историей как один из наиболее воинственных пап. В письме от 24 ноября Макиавелли попытался предугадать политические намерения нового Папы, главными противниками которого были Венеция и Франция, что было на руку Флоренции, которая опасалась венецианских экспансионистских амбиций. В этот же день, 24 ноября, в Риме, Макиавелли получает известие о рождении своего второго ребёнка, Бернардо.

В доме гонфалоньера Содерини Макиавелли обсуждает планы создания народного ополчения во Флоренции, чтобы заменить им городскую стражу, состоявшую из наёмных солдат, которые казались Макиавелли предателями. Макиавелли первым в истории Флоренции создал профессиональную армию. Именно благодаря созданию во Флоренции боеспособной профессиональной армии, Содерини удалось вернуть республике Пизу, отделившуюся в 1494 году.

В 1503-1506 годах Макиавелли был ответственен за флорентийскую стражу, включая защиту города. Он не доверял наёмникам (позиция, разъясненная подробно в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» и в «Государе») и предпочитал ополчение, сформированное из граждан.

Возвращение Медичи во Флоренцию

К 1512 году Священная Лига под руководством папы Юлия II добилась ухода французских войск из Италии. После этого папа обратил войска против итальянских союзников Франции. Флоренция была «пожалована» Юлием II своему верному стороннику кардиналу Джованни Медичи, командовавшему войсками в последнем сражении с французами. 1 сентября 1512 года Джованни Медичи, второй сын Лоренцо Великолепного, вошёл в город своих предков, восстановив над Флоренцией власть своей семьи. Республика была отменена. Об умонастроении Макиавелли в последние годы службы свидетельствуют его письма, в частности, Франческо Веттори.

Опала

Макиавелли оказался в опале, а в 1513 году был обвинён в заговоре против Медичи и арестован. Несмотря на тяжести тюремного заключения и пытки, он отвергал свою причастность и был, в конечном счёте, освобождён. Он удалился в своё поместье в Сант’Андреа-ин-Перкуссина около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии.

Из письма Никколо Макиавелли:

Я встаю с восходом солнца и направляюсь к роще посмотреть на работу дровосеков, вырубающих мой лес, оттуда следую к ручью, а затем к птицеловному току. Я иду с книгой в кармане, либо с Данте и Петраркой, либо с Тибуллом и Овидием . Потом захожу в постоялый двор на большой дороге. Там интересно поговорить с проезжающими, узнать о новостях в чужих краях и на родине, наблюдать, сколь различны вкусы и фантазии людей. Когда наступает обеденный час, я в кругу своей семьи сижу за скромной трапезой. После обеда я возвращаюсь снова на постоялый двор, где обычно уже собрались его хозяин, мясник, мельник и два кирпичника. С ними я провожу остальную часть дня, играя в карты…
С наступлением вечера я возвращаюсь домой и иду в свою рабочую комнату. У двери я сбрасываю крестьянское платье все в грязи и слякоти, облачаюсь в царственную придворную одежду и, переодетый достойным образом, иду к античным дворам людей древности. Там, любезно ими принятый, я насыщаюсь пищей, единственно пригодной мне, и для которой я рождён. Там я не стесняюсь разговаривать с ними и спрашивать о смысле их деяний, и они, по свойственной им человечности, отвечают мне. И на протяжении четырёх часов я не чувствую никакой тоски, забываю все тревоги, не боюсь бедности, меня не пугает смерть, и я весь переношусь к ним.

В ноябре 1520 года был призван во Флоренцию и получил должность историографа. Написал «Историю Флоренции» в 1520-1525 годах.

Надежды Макиавелли на расцвет Флоренции и собственную карьеру оказались обманутыми. В 1527, после того как Рим был отдан испанцам на разграбление, что ещё раз показало всю степень падения Италии, во Флоренции было восстановлено республиканское правление, продолжавшееся три года. Мечта вернувшегося с фронта Макиавелли получить место секретаря Коллегии Десяти не сбылась. Новая власть его более не замечала. Дух Макиавелли был сломлен, здоровье подорвано, и жизнь мыслителя оборвалась 22 июня 1527 в Сан-Кашано, в нескольких километрах от Флоренции. Местонахождение его могилы неизвестно; однако кенотаф в его честь находится в Церкви Санта-Кроче во Флоренции. На памятнике выбита надпись: Никакая эпитафия не выразит всего величия этого имени .

Мировоззрение и идеи

Исторически Макиавелли принято изображать тонким циником, считающим, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Однако, в своих произведениях Макиавелли показывает, что правителю наиболее выгодно опираться на народ, для чего необходимо уважать его свободы и заботиться о его благосостоянии. Нечестность он допускает только лишь в отношении врагов, а жестокость - только к бунтовщикам, чья деятельность может привести к большему ущербу.

В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества : отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.

Макиавелли называет политику «опытной наукой» , которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.

Макиавелли - один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности.

Макиавелли презирал плебс, городские низы и церковный клир Ватикана. Симпатизировал прослойке зажиточных и активных горожан. Разрабатывая каноны политического поведения личности, он идеализировал и ставил в пример этику и законы дохристианского Рима. Он с сожалением писал о подвигах античных героев и критиковал те силы, которые, по его мнению, манипулировали Святым писанием и использовали в своих целях, что доказывает следующее выражение его идеи: «Именно из-за такого рода воспитания и столь ложного истолкования нашей религии на свете не осталось такого же количества республик, какое было в древности, и следствием сего является то, что в народе не заметно теперь такой же любви к свободе, какая была в то время».Под «тем временем» имеется в виду античность.

По мнению Макиавелли, максимально жизнеспособными государствами в истории цивилизованного мира были те республики, граждане которых обладали наибольшей степенью свободы, самостоятельно определяя свою дальнейшую судьбу. Он считал независимость, мощь и величие государства тем идеалом, к которому можно идти любыми путями, не задумываясь о моральной подоплёке деятельности и о гражданских правах. Макиавелли был автором термина «государственный интерес», который оправдывал претензии государства на право действовать вне закона, который оно призвано гарантировать, в случаях, если это соответствует «высшим государственным интересам». Правитель своей целью ставит успех и процветание государства, мораль и добро при этом отходят на другой план. Труд «Государь» представляет собой своеобразное политтехнологическое наставление по захвату, удержанию и применению государственной власти:

Правление заключается главным образом в том, чтобы твои подданные не могли и не желали причинить тебе вред, а это достигается тогда, когда ты лишишь их любой возможности как-нибудь тебе навредить или осыплешь их такими милостями, что с их стороны будет неразумием желать перемены участи.

Критика и историческое значение

Первыми критиками Макиавелли были Томмазо Кампанелла и Жан Боден. Последний сходился с Макиавелли во мнении, что государство являет собой вершину экономического, социального и культурного исторического развития цивилизации.

В 1546 году среди участников Тридентского собора был распространён материал, где было сказано, что макиавеллиевский «Государь» написан рукой Сатаны . Начиная с 1559 года все его сочинения были включены в первый «Индекс запрещённых книг».

Самой известной попыткой литературного опровержения Макиавелли был труд Фридриха Великого «Антимакиавелли», написанный в 1740 году. Фридрих писал: Я дерзаю ныне выступить на защиту человечества от чудовища, которое желает его уничтожить; вооружившись разумом и справедливостью, я осмеливаюсь бросить вызов софистике и преступлению; и я излагаю свои размышления о «Государе» Макиавелли - главу за главой, - чтобы после принятия отравы незамедлительно могло бы быть найдено и противоядие .

Сочинения Макиавелли свидетельствовали о начале новой эры развития политической философии Запада: размышления над проблемами политики, по убеждению Макиавелли, должны были перестать регулироваться нормами богословия или аксиомами нравственности. Это был конец философии Блаженного Августина : все идеи и вся деятельность Макиавелли созидали во имя Града Человеческого, а не Града Божьего. Политика уже утвердила себя самостоятельным объектом исследования - искусством создания и усиления института государственной власти.

Однако некоторые современные историки полагают, что на самом деле Макиавелли исповедовал традиционные ценности, а в своем труде «Государь» не более, чем просто высмеивал деспотизм в сатирических тонах. Так, историк Гаррет Мэттингли в своей статье пишет: «Утверждение, что эта небольшая книжка [„Государь“] была серьёзным научным трактатом о государственном управлении, противоречит всему, что мы знаем о жизни Макиавелли, его трудах и его эпохе».

При всем этом произведения Макиавелли стали одними из самых значимых событий и только в XVI-XVIII веках оказали влияние на работы Б. Спинозы , Ф. Бэкона , Д. Юма , М. Монтеня, Р. Декарта , Ш-Л. Монтескье , Вольтера , Д. Дидро, П. Гольбаха, Ж. Бодена, Г.-Б. Мабли, П. Бейля и многих других.

Сочинения

  • Рассуждения:
    • «Государь» (Il Principe )
    • «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (Discorsi sopra la prima deca di Tito Livio ) (первое издание - 1531)
    • Discorso sopra le cose di Pisa (1499)
    • «О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны» (Del modo di trattare i popoli della Valdichiana ribellati ) (1502)
    • «Описание того, как избавился герцог Валентино от Вителлоццо Вителли, Оливеретто Да Фермо, синьора Паоло и герцога Гравина Орсини» (Del modo tenuto dal duca Valentino nell’ ammazzare Vitellozzo Vitelli, Oliverotto da Fermo, etc. )(1502)
    • Discorso sopra la provisione del danaro (1502)
    • Discorso sopra il riformare lo stato di Firenze (1520)
  • Диалоги:
    • Della lingua (1514)
  • Лирика:
    • Поэма Decennale primo (1506)
    • Поэма Decennale secondo (1509)
    • Asino d’oro (1517), стихотворное переложение «Золотого осла»
  • Биографии:
    • «Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки» (Vita di Castruccio Castracani da Lucca ) (1520)
  • Прочее:
    • Ritratti delle cose dell’ Alemagna (1508-1512)
    • Ritratti delle cose di Francia (1510)
    • «О военном искусстве»(1519-1520)
    • Sommario delle cose della citta di Lucca (1520)
    • История Флоренции (1520-1525), многотомная история Флоренции
    • Frammenti storici (1525)
  • Пьесы:
    • Andria (1517) - перевод комедии Теренция
    • La Mandragola, комедия (1518)
    • Clizia (1525), комедия в прозе
  • Романы:
    • Belfagor arcidiavolo (1515)

«Государь»

Образ в культуре

В художественной литературе

Является героем повести Уильяма Соммерсета Моэма «Тогда и теперь».

Выбор редакции
Сэндвичи — поистине универсальное блюдо, которое подойдет как для плотного завтрака, так и для легкого обеда или перекуса в течение дня....

Шаг 1: Варим бульон. Для начала расскажу вам, в чем же отличие чучвары от русских пельменей. Ну, во-первых, фарш для приготовления...

Невозможно пройти мимо этого изысканного десерта – классики американской кухни. Торт Красный бархат не оставит вас равнодушным, как не...

Ингредиенты мякоть свинины - 500 г; лук - 2 шт.; кефир (или сметана) - 150 мл; молоко (или сливки) - 3 стол. ложки; картофельный крахмал...
Дорогой алкоголь требует правильного отношения к себе. Никто не мешает опрокинуть залпом рюмку, продемонстрировав тем самым свою...
Ингредиенты: куриные голени – 6 шт. лук – 1 шт. морковь – 1 шт. чеснок – 1-2 зуб. растительное масло – 1 ст.л. карри – по вкусу соль,...
Лазарь Лагин В книге «Тысяча и одна ночь» есть «Сказка о рыбаке». Вытянул рыбак из моря свои сети, а в них – медный сосуд, а в сосуде –...
Так называемое дело «Седьмой студии» начали рассматривать по существу в Мещанском суде столицы. Основным фигурантом дела является...
Курица в кефире маринуется минимум два часа, а затем запекается в духовке около 1 часа. Скажете долго? Но вы-то в это время занимаетесь...