Значительное влияние на развитие способностей оказывают. Современные проблемы науки и образования



Контрольные вопросы

1. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие сле­
дующих отраслей медицины, кроме:

О психиатрии;

© травматологии;

© неврологии;

О нейрохирургии.

2. Теоретические и практические проблемы какой специальности не могут раз­
рабатываться без клинической психологии:

О фитотерапии;

© физиотерапии;

© психотерапии;

О лучевой терапии.

3. Кем был предложен термин «биоэтика»?

© Хайдеггером; © Поттером;

О Юдиным.

4. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие сле­
дующих общетеоретических вопросов психологии, кроме:

О анализа компонентов, входящих в состав психических процессов;

© изучения соотношения развития и распада психики;

© разработки философско-психологических проблем;

О установления роли личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.

5. Какая этическая модель в клинической психологии получила наибольшее
развитие в последней четверти XX в.?

О модель Гиппократа;

© биоэтика;


Глава 11. Теоретике-методологические основы клинической психологии ■ 317

© деонтологическая модель;

О модель Парацельса.

6. Какой принцип в клинической психологии может конкретизироваться как
этиология и патогенез психопатологических расстройств?

О принцип единства сознания и деятельности;

© принцип развития;

© принцип личностного подхода;

© принцип структурности.

7. Кто ввел в обращение термин «деонтология»?

О Декарт;

© Спиноза;

© Бентам;

Глава 12 НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Основные понятия

Значение проблемы полноценного развития человека в контексте локализа­ции психических функций определяется тем, что учение о системной орга­низации деятельности мозга является основой решения важнейших вопросов педагогики, медицины и психологии. Сложность и многогранность этой про­блемы требует, чтобы ее разработка проводилась во многих направлениях, синтезируя достижения всех смежных наук, учитывающих как конкретно-методическую, так и общетеоретическую специфику исследования психичес­ких явлений. Поэтому предметная сфера исследования связи материального органического субстрата и идеального психического содержит понятия, тра­диционно используемые в анатомии центральной нервной системы и физио­логии высшей нервной деятельности, теории информации и теории систем, общей и экспериментальной психологии, психофизиологии и патологии анализаторных аппаратов, общей патопсихологии, специальной педагогике, философии и ряде других областей. С общетеоретической точки зрения от­ношение между мозгом как материальным источником психики и идеальны­ми по содержанию психическими процессами может быть объяснено с помо­щью четырех категорий.

Категория функции. Психика является функцией, деятельностью моз­га, направленной на поддержание непрерывного приспособительного процесса организма к внешней природной и физической среде, а человека как лично­сти - к жизни в среде социальной, причем регуляторный и созидательный компоненты этой деятельности являются лишь фрагментами более общего процесса жизнеобеспечения. Морфофизиологическое единство мозга - это форма пространственно-временной организации системы, которая сама, имея генеральной функциональной целью адаптацию, является органическим эле­ментом более общей системы - всего организма.


Глава 12. Нейропсихология ■ 319

объектами и явлениями внешнего или внутреннего «физиологического» мира, объективно обладающими определенными количественными и качественны­ми характеристиками и их представлением в психике от конкретного образа до абстрактной идеи, проходит многоступенчатый процесс воспроизведения в материальных носителях (от периферического рецепторного аппарата до эволюционно и онтогенетически поздних слоев коры больших полушарий) особенностей взаимодействующих с организмом объектов в виде многократ­ного перекодирования их информационных эквивалентов.

Категория информации. Все психические процессы информативны по своей природе, причем получение информации (афферентация) и ее обра­ботка мозгом (от элементарного сенсорного эффекта до понятийного мыш­ления с его прагматическим и аксиологическим аспектами) приводит к по­вышению упорядоченности психической деятельности, а двигательная и по­веденческая активность, реализуемая через информационные эфферентные потоки, активно реорганизует среду или приспосабливает к ней организм. Психические процессы выполняют функцию управления, уменьшая энтро-пийность, а усвоение информации и ее канализация вовне через поведе­ние сопровождаются многоступенчатыми преобразованиями. Эти процес­сы затрагивают как оперативную информацию, так и хранящуюся в дол­говременной памяти. Собственно человеческим и высшим аспектом инфор­мационных отношений является знаковое опосредование всей внешней сре­ды, предполагающее наличие значения и ценности для индивида той или иной стимуляции, а также включение ее в смысловую канву опредмеченно-го поведения.

Категория информации в нейропсихологии имеет и еще один аспект. Она представляет собой определенную организацию состояний ее носителя - мозга, которая обеспечивает возможность регулировать функции органов системы (организма), в которой происходят информационные процессы.

Категория активности. Любой психический процесс своеобразно ак­тивен, что приводит к его явному или опосредованному воплощению в ре­альном действии, либо в поведенческом акте. Феноменологически - это то, что «оживляет» организм и может быть внешне или интроспективно на­блюдаемо. Сама по себе эта психическая активность не существует без моз­говой физиологической основы, берущей начало от общих обменных про­цессов. Их энергетический компонент, в свою очередь, идет из внешней среды, преобразуется и распределяется в собственно исполнительской час­ти на потоки, обслуживающие соматические и психические функции орга­низма.

Очевидно, что ни одна из вышеуказанных категорий отдельно, равно как и их механическая интеграция, не может связать психику с ее материальным носителем. Они являются различными сторонами диалектически многогран-


320 ■ Часть 3. Клиническая психология

ного, эволюционно меняющегося, но целостного процесса высших форм жизни в пространственно-временном континууме.

Нейропсихология - отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного моз­га. В нейропсихологии выделяют несколько относительно самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими представлениями, но от­личающихся специфичностью методов и тактическими задачами.

Клиническая нейропсихология - является основным направлением, за­дача которого заключается в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга. Объектом ис­следования в ней является мозг больного или травмированного человека, а предметом исследования - причинно-следственные отношения между по­вреждением (опухолью, кровоизлиянием, травмой - их локализацией, объемом) и происшедшими изменениями со стороны психических процес­сов различных уровней. Для качественной оценки тех или иных психичес­ких потерь Лурия разработал комплекс методов клинического нейропсихо-логического обследования. Последние годы ознаменовались новым шагом в развитии теоретических и экспериментальных исследований по разработке и модификации методов топической диагностики очаговых поражений моз­га (Вассерман).

Экспериментальная нейропсихология ставит своей задачей эксперимен­тальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга, а также иссле­дует распределение психических функций в их эволюционном контексте (на мозге животных). Нередко требуется прибегать к травматичным способам анализа связи между мозговой тканью и психическими функциями, а так­же проводить допустимые аналогии между изменениями, возникающими у экспериментального животного после выключения (разрушения) отдельных мозговых структур и предположительными изменениями у человека с по­добной формой патологии. Кроме того, в экспериментальной нейропсихо­логии и нейрофизиологии используют метод непосредственного раздраже­ния электротоком и бескровные методы - охлаждение, смазывание участ­ков коры и мозга алюминиевой пастой и другими химическими препарата­ми, временно отключающими функционирование определенных зон.

Реабилитационная нейропсихология. Реабилитация вообще - комплекс мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных функций организма, возникших в результате заболевания, повреждения или функци­онального расстройства.

Реабилитационное направление в нейропсихологии занимается восстанов­лением утраченных высших психических функций, обучением и перестрой­кой нарушенных функциональных систем для выработки новых психологи-


Глава 12. Нейропсихология ■ 321

ческих средств, предполагающих нормальное функционирование человека в бытовой, профессиональной и общесоциальной сферах. Это направление включает обширный комплекс методов и приемов, с помощью которых, опи­раясь на принципы динамической организации высших психических функ­ций, проводят целенаправленные воздействия на ослабленные или утрачен­ные в результате болезни или травмы функциональные системы, через кото­рые реализуются жизненно важные перцептивные, когнитивно-интеллекту­альные, эмоциональные-мотивационые, двигательные и поведенческие меха­низмы.

Отвечая на требования практики о необходимости рассмотрения функции в наличном состоянии, в процессах ее развития и распада, реабилитацион­ная нейропсихология накопила большой опыт восстановительной работы при последствиях черепно-мозговых травм, при различных расстройствах речи, в сфере дефектологии, занимающейся проблемами воспитания и обучения, а также коррекцией недостатков умственно отсталых детей и их социальным приспособлением. Существенную роль реабилитационные мероприятия игра­ют и при врожденных или приобретенных дефектах зрения и слуха.

Спектр приемов, которыми пользуется реабилитационная нейропсихоло­гия, включает разнообразные системы воспитания, обучения и активации ос­лабленных психических или двигательных функций, тренировки на фор­мирование или укрепление сенсорно-перцептивных аппаратов, внимания, мо­торики, разработку режимов игровой, учебной или трудовой деятельности, подбор стимульного материала, разработку способов психологической ди­агностики и контроль за эффективностью восстановления функции или ком­пенсации дефекта, возникшего в связи с мозговыми расстройствами.

Психофизиологическая нейропсихология - отвечает за исследование пси­хических процессов с помощью объективных методов, использующих для ана­лиза физиологические показатели. Это механограмма, миограмма, плетиз-мограмма, электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяющая в результате совре­менной компьютерной обработки получать представления о ее «карте».

Помимо традиционных, в клинических условиях используются такие уточ­няющие локализацию поражения методы, как магнитно-резонансная томо­графия, позитронно-эмиссионная томография и др. К числу специальных приемов относятся метод вызванных естественной стимуляцией потенциалов и стереотаксические эксперименты с прицельным погружением тончайших электродов в отдельные нейроны. В клинике это позволяет с помощью вво­димых радиоактивных веществ уничтожать патологические очаги в глубине мозга или функционально «переучивать» группы нейронов.

Четких границ между указанными направлениями не существует, а но­вый методический арсенал и теоретические выводы, рожденные в рамках одного из них, становятся достоянием других.

1

Цели развития промышленности и экономики в целом должны быть ориентированы на формирование и развитие эффективных, гибких и устойчивых рыночных производственных структур, способных обеспечить поступательный рост конкурентоспособности продукции в условиях усиления процессов формирования постиндустриальных общества и экономики. Для преодоления негативных долговременных тенденций требуется выработка новых комплексных подходов к развитию промышленных предприятий, основанных на принципах и элементах экономики знаний, а также формирование организационно-экономических инструментов, позволяющих более эффективно создавать и использовать имеющийся ресурсный потенциал. Особенности развития промышленных предприятий позволили выявить факторы, влияющие на устойчивое развитие предприятия, такие как: независящие от деятельности предприятия – общеэкономические, рыночные, и зависящие от деятельности предприятия – финансовые, маркетинговые, производственные, инновационные, позволяющие оценить состояние предприятия, выявить причины неустойчивого развития и являющиеся основой выбора альтернатив стратегического управления.

устойчивость

факторы внутренней и внешней среды

устойчивое развитие промышленного предприятия

1. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. – М.: Финансы и статистика, 1995.

2. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 512 с.

3. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 453 с.

4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 2-е изд., исправ. – М.: ИНФРА-М, 1998.

5. Татарских Б.Я. Основные тенденции динамики структуры производственно-технологического потенциала машиностроения России. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2005.

Устойчивость формируется под воздействием комплекса факторов внутренней и внешней среды.

Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) - причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты . Факторы - конкретные события и тенденции, сгруппированные по области необходимой информации, то есть по основным разделам исследования рынка.

Таким образом, факторы устойчивости - причины, которые могут вызвать ее нарушение (повышение или снижение), классифицируемые в зависимости от среды возникновения, характера и направления воздействия, объекта воздействия и т.п.

Факторы можно подразделить по методам на: экономические и неэкономические (политические, правовые, экологические); по способам: факторы прямого и косвенного воздействия .

Их соотношение, взаимодействие, взаимосвязь исключительно важны и актуальны не только для отдельно взятых субъектов, но и для всей экономической системы. В определенные исторические периоды воздействие одних усиливается, других - ослабевает.

Способность предприятия преодолевать кризисы, побеждать в конкурентной борьбе, сохранять экономическую устойчивость во многом зависит от действия внутренней группы факторов - от состояния его внутренней среды.

Внутренняя группа факторов включает в себя цели, задачи, структуру, технологию, кадры предприятия. В странах со стабильной экономикой соотношение внешних и внутренних факторов складывается в пользу последних. Так, анализ банкротства предприятий в развитых странах показывает, что к банкротству причастны на 1/3 внешние и 2/3 внутренние факторы. Нет особой необходимости доказывать, что в условиях стабильной экономики основные помехи, мешающие развитию предприятия, как правило, заключены в сфере его собственной деятельности и содержат внутренние расхождения и противоречия по поводу целей предприятия, средств их достижения, ресурсов, методов организации деятельности и управления по достижению целей .

Факторы внешней среды имеют различные уровни и направленности воздействия. Возможно их разделение на три уровня: региональный, национальный и международный. По своей направленности факторы являются стабилизирующими или дестабилизирующими.

В последнее десятилетие возросло воздействие внешних факторов, особенно международного уровня дестабилизирующей направленности. Воздействие факторов внешней среды в значительной мере делает менее устойчивой равновесие и стабильность субъектов хозяйственной деятельности, отраслей, ведет к росту зависимости от них национальной экономики в целом.

Факторы внешней среды национального и регионального уровня можно подразделить на две основные группы: прямого и косвенного воздействия.

Попытаемся провести классификацию факторов, влияющих на экономическую устойчивость предприятия.

Ранее предприятие рассматривалось как закрытая производственная система, и практически не учитывалось влияние окружающей среды на его развитие. Считалось, что внешняя среда практически не действует на предприятие, и научные изыскания в основном были направлены на исследование и совершенствование внутренней среды предприятия. Во времена административно-командной системы, централизованной плановой экономики с этим можно было согласиться. В условиях рыночной экономики предприятия уже не могут игнорировать влияние внешней среды. Игнорирование внешней среды сегодня означает банкротство предприятия завтра.

Внешняя среда, которая непосредственно определяет устойчивость деятельности предприятия, влияет на предприятие посредством объективных и субъективных факторов. Действие каждого фактора может по-разному проявляться на эффективности работы предприятия. Помимо внешних факторов на устойчивость предприятия влияют факторы внутренней среды предприятия. Схема действия факторов внешней ивнутренней среды предприятия на его устойчивое развитие представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на устойчивое развитие промышленного предприятия

Объективные внешние факторы - совокупность факторов внешней среды, имеющая прямое воздействие на функционирование и развитие предприятия. К данной группе факторов относят поставщиков трудовых, финансовых, информационных, материальных и пр. ресурсов, потребителей, конкурентов и т.д.

1. Национальное законодательство является одним из главных объективных внешних факторов, который оказывает влияние на развитие предприятия. Все правовые акты можно подразделить на три группы: Федеральные правовые акты, правовые акты субъектов РФ, правовые акты местного самоуправления. Предприятия обязаны строго соблюдать нормативно-правовые акты всех уровней. Но как показывает практика, иногда законодательные акты не только разных уровней противоречат друг другу, вызывая неопределенность у производителя, но порой даже законодательство Федерального уровня дает противоречивое толкование.

2. Ресурсное обеспечение - совокупность материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для деятельности предприятия. На каждом предприятии должен вестись строгий учет используемых и требуемых ресурсов, который позволит предприятию их наиболее эффективно использовать.

В состав материальных ресурсов входят сырье, материалы, оборудование, энергия, комплектующие, без которых невозможно произвести продукцию.

Народонаселение представляет собой основной контингент трудовых ресурсов предприятия. Одной из характеристик населения как производителя материальных благ является трудовой потенциал. Он включает совокупность различных качеств, определяющих трудоспособность населения. Эти качества связаны:

  • со способностью и склонностью человека к труду, состоянием его здоровья, выносливостью, типом нервной системы;
  • с объемом общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, определяющих способность к труду определенной квалификации;
  • с уровнем сознания и ответственности, социальной зрелости, интересов и потребностей.

Финансовые ресурсы - наиболее значимый вид ресурса. Кредитные учреждения оказывают большое влияние на существование и развитие предприятий. Большинство предприятий на сегодняшний день испытывают острый недостаток оборотных средств и вынуждены привлекать заемные средства путем взятия кредитов. Для развития промышленности в целом по России и регионам необходимо выработать политику льготного кредитования промышленных предприятий.

3. Партнеры - предприятия-партнеры оказывают значительное влияние на функционирование и устойчивое развитие предприятия. В условиях плановой экономики между предприятиями были заложены крепкие связи по поставке комплектующих. С распадом бывшего СССР, в условиях рыночной экономики, многие связи между предприятиями были разрушены и поэтому отличительным штрихом постприватизационного периода стал кризис в поставках между предприятиями, разрыв сложившихся устойчивых связей, вследствие чего многие предприятия либо прекратили свое существование, либо вынуждены были осваивать производство комплектующих у себя и искать новых деловых партнеров.

4. Предприятия-конкуренты являются одной из движущих сил развития предприятия. Именно конкуренция позволяет предприятию развиваться, выпуская конкурентоспособную продукцию и предоставляя персоналу наиболее лучшие условия труда. В настоящее время возрастает конкуренция не только на товарных рынках, но и на рынках материальных и трудовых ресурсов. Конкурентная борьба существенно влияет на внутреннюю среду предприятия, особенно на организацию производства. Поэтому необходимо постоянно анализировать и повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции, что позволит предприятию не только существовать, но и развиваться.

5. Потребители продукции в последнее время рассматриваются как один из самых значимых элементов внешней среды, влияющих на развитие предприятия. Во времена плановой экономики главной задачей предприятия было производство продукции в необходимых объемах, дальнейшая судьба товара производителя волновала постольку поскольку. В рыночной экономике именно от потребителя зависит благосостояние предприятия. Внешняя среда посредством потребителей оказывает влияние на предприятие, определяет его стратегию.

6. Органы государственной власти значительным образом воздействуют на функционирование и развитие предприятия. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Центральные и местные органы власти, включающие в себя совокупность органов законодательной и исполнительной власти, централизованно регулируют основные социально-экономические отношения в обществе. К функциям власти относятся: принятие законов и контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и т.д.

В условиях рыночных отношений государственное регулирование социально-экономических отношений носит ограниченный характер и, как свидетельствует опыт развитых стран, должно касаться вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни.

В последнее время значительно усилилось воздействие судебной власти на функционирование предприятия. При существующей концепции перехода нашей страны к правовому государству возрастает количество вопросов, которые предприятию приходится решать цивилизованно, обращаясь в арбитражный суд.

Положительным моментом происходящих в России перемен является передача части полномочий государственной власти на места, что позволяет на местном уровне проводить законотворческую работу в области налогообложения, программ экономического развития и оказывать влияние на развитие промышленных предприятий. Развитие местного самоуправления открывает для предприятий новые возможности взаимовыгодных отношений с местными органами власти. Как показывает практика, многие предприятия оказались не готовы к рыночным отношениям. Парадоксально то, что возрастающая роль местной власти вкупе с богатейшими природными ресурсами практически никак не сказывается на современном состоянии России.

На изменения в факторах прямого воздействия предприятие может реагировать двояко: оно может перестроить внутреннюю среду и проводить политику как приспособления, так политику активного или пассивного противодействия.

Субъективные внешние факторы - совокупность факторов внешней среды, имеющая косвенное воздействие на функционирование и развитие предприятия. Факторы косвенного воздействия играют роль фоновых факторов, увеличивающих или уменьшающих экономическую устойчивость. К данной группе факторов относят состояние экономики, природные, социально-политические факторы и т.д. .

1. Политическая ситуация - значительным образом влияет на развитие предприятия, влияние этого фактора особенно сильно для России. От того, какая складывается политическая ситуация в стране, зависит приток инвестиций из зарубежных стран, открытие зарубежных рынков для отечественных товаров. В стране политическая стабильность, прежде всего, определяется взаимоотношениями между государством и его гражданами и проявляется отношением государства к собственности, предпринимательству.

2. Экономическая ситуация - один из серьезных факторов, влияющих на развитие предприятия. Котировка акций отечественных предприятий на фондовом рынке, цены на энергоносители, курс национальной валюты, уровень инфляции, процентные ставки по кредитам являются показателями, отражающими состояние национальной экономики. На развитие предприятия большое влияние оказывает фаза развития экономики в стране. Экономический подъем благотворно действует на повышение деловой активности, развитие предприятия, спад отрицательно.

3. Научно-технический прогресс - значительным образом влияет на такую сложную систему, как предприятие. Открытия в области «высоких» технологий, электроники, компьютерной техники, создание новых материалов позволили практически за считанные десятки лет кардинально изменить производство на предприятиях, позволив выпускать высококачественную продукцию значительно снизив затраты материальных и человеческих ресурсов. Бурное развитие научно-технического прогресса ставит перед современным обществом проблему занятости населения, но она будет решаться за счет развития новых сфер приложения человеческой деятельности.

4. Информационное обеспечение - необходимо выделить в отдельный фактор, т.к. важность информации за последнее время в связи с развитием современных коммуникационных систем без преувеличения огромна. Современные предприятия буквально пронизывают информационные потоки. Данный фактор может относиться и к внешней среде и к внутренней среде предприятия (формируя информационную среду предприятия). От того, насколько эффективны внутренние потоки информации на предприятии, насколько оно способно принимать и анализировать информацию из внешней среды, зависит его дальнейшее развитие.

К факторам косвенного воздействия предприятие вынуждено максимально приспосабливать свои цели, задачи, структуру, технологию, персонал.

Признавая глубокую и неразрывную связь факторов прямого и косвенного воздействия, их взаимообусловленность, следует отметить, что в те или иные периоды развития общества, особенно в период трансформации общественно-экономических отношений, зачастую детерминирующая роль принадлежит факторам косвенного воздействия (политическим, правовым, экологическим). Кардинальные изменения экономического курса, внедрение капиталистических экономических отношений в обществе стало результатом, прежде всего, воздействия политических факторов. Внедрение частной собственности, приватизация - одновременно форма и итог этого воздействия.

Внутренние факторы - факторы внутренней среды предприятия, оказывающие воздействие на его функционирование и развитие. Перечислим их:

1. Производство - сложный процесс, характеризующийся применяемым оборудованием, технологиями, квалификацией персонала. От того насколько совершенно оборудование и применяемые технологии, зависит качество выпускаемой продукции и, следовательно, ее конкурентоспособность. Производство является основным внутренним фактором, определяющим экономическую устойчивость предприятия.

2. Особую роль в обеспечении экономической устойчивости предприятий играет система стратегического менеджмента. Стратегический менеджмент позволяет предприятию повысить эффективность управления, заложить основы стабильного развития бизнеса и, предусмотрев возможные негативные воздействия внешней среды, разработать меры противодействия. Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

3. Финансы - от того, как происходит на предприятии планирование финансов, зависит привлечение инвестиций, пополнение оборотных средств, использование полученной прибыли и в целом развитие предприятия.

4 Организационную структуру следует рассматривать как систему, позволяющую рационально использовать людей, финансы, оборудование, предметы труда, площади предприятия.

5. Персонал - рассматривается как один из основных видов ресурсов, без которого невозможно функционирование предприятия. От квалификации персонала, от мотивационных стимулов напрямую зависит устойчивость деятельности предприятия и его устойчивое развитие.

6. НИОКР - научные исследования и организация конструкторских разработок оказывают значительное воздействие на развитие предприятия, позволяют предприятию идти в ногу со временем, совершенствуя технологии, повышая конкурентоспособность.

Рис. 2. Классификация факторов устойчивого развития предприятия

В процессе исследования выявлены ключевые факторы, влияющие на устойчивое развитие предприятия.

К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относятся:

  • общеэкономические, такие как уменьшение объема национального дохода, рост инфляции, замедление платежного оборота, нестабильность налоговой системы и регулирующего законодательства, снижение уровня реальных доходов населения, рост безработицы;
  • рыночные, такие как снижение емкости внутреннего рынка, усиление монополизма на рынке, существенное снижение спроса, рост предложения товаров-субститутов, снижение активности фондового рынка, нестабильность валютного рынка;
  • прочие, такие как политическая нестабильность, негативные демографические тенденции, стихийные бедствия, ухудшение криминогенной обстановки .

Способность предприятия преодолевать кризисы, побеждать в конкурентной борьбе, сохранять устойчивое развитие во многом зависит от действия внутренней группы факторов.

Факторы, зависящие от деятельности предприятия и влияющие на его устойчивое развитие, представлены на рисунке 2.

Таким образом, предложенная классификация факторов внутренней среды, влияющих на устойчивое развитие промышленного предприятия, позволяет оценить состояние предприятия, выявить причины неустойчивого развития для дальнейшего выбора альтернатив стратегического управления.

Рецензенты:

Бахтеев Ю.Д., д.э.н., профессор кафедры «Менеджмент», ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза;

Юрасов И.А., д.с.н., профессор, директор центра прикладных исследований ГАОУ ДПО Институт регионального развития Пензенской области, г. Пенза.

Библиографическая ссылка

Зингер О.А., Ильясова А.В. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18044 (дата обращения: 19.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» Как принято считать в психологии, способности человека развиваются из его природных задатков. Способности в основном тоже определяются скорее биологическими факторами - они отражают функциональную готовность организма к выполнению той или иной деятельности. Но эта готовность должна проявиться из задатков - организм (включая центральную нервную систему, психику) происходит своего рода настройку. Задатки и способности влияют на образование , и все вместе они влияют на успешность выполнения той или иной деятельности.

Следует иметь в виду, что природные задатки могут проявляться, трансформироваться в способности в разные периоды жизни. Обычно, конечно, это происходит в детстве, отрочестве и юности, однако те же музыкальные способности могут проявиться и в три года, и в восемнадцать лет.

На развитие из задатков способностей огромное влияние оказывает социальное окружение : семья, друзья, школа и иные социальные институты. Социальное окружение является для человека в разном возрасте источником и собственного поведения, и информации. Социальное окружение погружает ребенка в новую для него деятельность, поддерживает в тех или иных начинаниях или препятствует этому. Важно, чтобы в окружении ребенка были люди, с которыми ему интересно общаться, у которых можно попросить ответа на любой вопрос, от которых можно ожидать созидательные инициативы.

Кроме социального окружения важно и материальное окружение : инструменты, разного рода технические возможности, источники информации и т.д. Известно, что Моцарт уже в три года проявил музыкальные способности. Однако, если бы в его окружении не имелось бы ни одного музыкального инструмента, этого бы не произошло.

При развитие способностей необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций. Важно поощрять любопытство и питать ребенка всей запрашиваемой информацией. Есть, например, такой сенситивный период восприятия мелких предметов (ребенок 1,5 - 2,5 лет). В этот период ребенок особо интересуется мелкими предметами. Если интересуется - надо такую возможность ему предоставить (с соблюдением разумных мер безопасности).

Желательно, чтобы в любой момент времени деятельность ребенка находилась в зоне оптимальной трудности . Очень простая деятельность приводит к снижению интересов, потере смысла в предсказуемости. Очень сложная деятельность может надолго отложить получение результата и удовлетворения, что сильно снижает мотивацию.

Если ребенок имеет выраженные природные задатки (реальные, а не придуманные родителями), то довольно важно этот факт констатировать как можно раньше и по возможности помогать ребенку раскрывать эти задатки в приоритетном порядке.

В связи с этим сразу стоит сказать о важности всестороннего развития интересов и способностей . Распространена ошибка, заключающаяся в замыкании на одном виде деятельности. Родители и сам ребенок считают, что не надо тратить время на посторонние вещи. На самом деле это может привести и к угасанию основного интереса, и к образованию слишком узкого специалиста. Довольно типичный пример - музыкант, который всю жизнь оттачивает свои музыкальные умения и навыки. Узость интересов и кругозора при этом приводит к невозможности развиться в композитора, автора песен или музыкального продюсера, даже если и есть такое желание. Способности имеют тенденцию распространяться на смежные виды деятельности, в этом расширении происходит общее развитие, которое потом "возвращается" к исходной способности.

Поэтому не следует забывать про поддержку любого интереса . Интерес это не склонность (по крайней мере до нее еще далеко). Если даже и затрагиваются какие-то скользкие, неприятные темы, родителю просто стоит провести некоторую разъяснительную работу. Для развития способностей очень важно опираться на истину, на знания. Ни в коем случае нельзя внушать ребенку, что знать что-то может быть тождественным плохому поступку.

Большинство способных людей очень ревниво относятся к успеху других людей, особенно одноклассников и близких коллег, соперничество для них - вечный источник энергии). Поэтому опора на соперничество - должно быть в арсенале и родителей, и учителей.

Соперничество часто порождает сотрудничество, а сотрудничество - соперничество. В общении, совместной работе, проектах, дискуссиях происходит становление очень многих талантливых людей - своего рода "обжиг". Опора на сотрудничество - это тоже та вещь, которую над иметь в своей педагогической копилке.

Выбор редакции
Сэндвичи — поистине универсальное блюдо, которое подойдет как для плотного завтрака, так и для легкого обеда или перекуса в течение дня....

Шаг 1: Варим бульон. Для начала расскажу вам, в чем же отличие чучвары от русских пельменей. Ну, во-первых, фарш для приготовления...

Невозможно пройти мимо этого изысканного десерта – классики американской кухни. Торт Красный бархат не оставит вас равнодушным, как не...

Ингредиенты мякоть свинины - 500 г; лук - 2 шт.; кефир (или сметана) - 150 мл; молоко (или сливки) - 3 стол. ложки; картофельный крахмал...
Дорогой алкоголь требует правильного отношения к себе. Никто не мешает опрокинуть залпом рюмку, продемонстрировав тем самым свою...
Ингредиенты: куриные голени – 6 шт. лук – 1 шт. морковь – 1 шт. чеснок – 1-2 зуб. растительное масло – 1 ст.л. карри – по вкусу соль,...
Лазарь Лагин В книге «Тысяча и одна ночь» есть «Сказка о рыбаке». Вытянул рыбак из моря свои сети, а в них – медный сосуд, а в сосуде –...
Так называемое дело «Седьмой студии» начали рассматривать по существу в Мещанском суде столицы. Основным фигурантом дела является...
Курица в кефире маринуется минимум два часа, а затем запекается в духовке около 1 часа. Скажете долго? Но вы-то в это время занимаетесь...