Сценарий детского праздника посвященный сказкам бажова. Инсценировка сказа Павла Петровича Бажова «Синюшкин колодец


Литературно-познавательная игра по страницам сказов П.П. Бажова

До проведения мероприятия проведите подбор игроков: ребятам предлагаются листы с вопросами по сказам П.П. Бажова. Первые 9 человек, сдавшие правильные письменные ответы, становятся участниками игры, по три человека в группе.

Сделайте, из картона «Ордена Умников» на тонкой атласной ленте. Приготовьте листы цветной бумаги для обозначения дорожек — 4 зеленых, 3 желтых, 2 красных и конверты с квадратами цвета дорожек для выбора.

Предложите игрокам перед началом игры перечитать сказы «Огневушка-поскакушка», «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка», «Ермаковы лебеди», «Малахитовая шкатулка», «Горный мастер», а также биографию Павла Петровича Бажова.

Пригласите старшеклассников в качестве членов жюри.

Ведущий: Я рад приветствовать всех присутствующих на нашей игре «Умники и Умницы»! Тема игры — «По страницам сказов Бажова».

Перед нами девять участников игры, мы их будем называть агонистами, от греческого слова «агон», что означает «соревнование». Если агонисты не смогут ответить на вопрос, то это право предоставляется «теоретикам», ребятам из зала. За верный ответ «теоретик» получает «Орден Умника». Судьи будут внимательно следить, кто из «теоретиков» первым поднял руку для ответа.

Итак, я вызываю участников первого агона.

I агон

Ведущий: Перед началом конкурса мы распределим дорожки.

Ребята выбирают конверты с квадратами. Квадраты в каждом конверте имеют один цвет.

Дорожки выбраны. Напомню их свойства. Красная — самая короткая; на ней нельзя ошибаться. Желтая — на ней можно ошибиться один раз. Зеленая — самая длинная, но на ней можно ошибиться два раза. Агон заканчивается, как только один из участников пройдет до конца свою дорожку. На обдумывание вопроса дается 30 секунд, об истечении которых жюри напомнит звонком колокольчика.

1 ЭТАП

1. Чей это портрет?

а) «Вдруг из самой середки вынырнула девчоночка махонькая. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький, и в руке платочек тоже сголуба». (Огневушка)

б) На чем девчоночка плясала?

2. Послушайте отрывок:

«— Ну, прощай, Степан Петрович, смотри не вспоминай обо мне. — А у самой слезы. Она это руку подставила, а слезы кап-кап

и на руке зернышками застывают. Полнехонька горсть. — На-ка, возьми на разживу. Большие деньги за эти камешки люди дают. Богатый будешь, — и подает ему».

Что имела в виду Хозяйка Медной горы?

3. Как звали рассказчика, прототипа дедушки Слышко? (Василий Алексеевич Хмелинин)

2 ЭТАП

1. Старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце» узнал, как зовут девчушку, с первого раза. Он сказал: «Подаренка Григорьева не у вас ли живет?». Слово «подаренка» созвучно с именем девочки. Как же ее звали? (Даренка) Что имел в виду Кокованя?

2. «Тут приказали Степана на цепь посадить. Известное время было — крепость». Назовите сказ. Дайте объяснение выражению «время — крепость». (Сказ «Медной горы Хозяйка»)

3. Послушайте отрывок и ответьте на вопрос:

«Один-то молодой парень был неженатикта уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробленный». Что значит «изробленный»? Как называется сказ?

3 ЭТАП

1. В каком городе родился П.П. Бажов? {В Сысерти.)

2. Где Бажов познакомился с прототипом дедушки Слышко? (В Полевском заводе.)

3. Где происходит действие бажовских сказов? (На Урале.)

4 ЭТАП

1. Из какого материала была сделана знаменитая бажовская шкатулка? (Из малахита.)

2. Как звали кошку, которую Даренка взяла с собой в дом к Ко- коване? (Муренка.)

Победитель I агона занимает почетное место на стульях победителей.

II агон

Вызываются следующие три участника. Проходит розыгрыш дорожек.

1 ЭТАП

1. Назовите сказ и главного героя.

а) «С той поры стал он чуть не каждый день в лес бегать. Время как раз покосное, ягодное. Травы все в цвету. Людей в то время на покосах было много. Спрашивают они его — не потерял ли чего? Он улыбался этак невесело, да и говорит: «Потерять не потерял, а найти не могу». (Данила, сказ «Каменный цветок».)

б) «Проснулся он на другой день и видит — на вчерашнем огневище большая яма вырыта, а старатели стоят у четырех сосен и говорят одно:

— На этом месте в землю ушла!» (Федюнька, сказ «Огневушка- поскакушка»)

2. Вспомните, как звали мастера, который обучал Данилку. В каком сказе это было? (Прокопьич, сказ «Каменный цветок».)

2 ЭТАП

1. На каком музыкальном инструменте играл Данилка из сказа «Каменный цветок»? (На рожке.)

2. Объясните, как вы понимаете выражение «Расправа тогда известно, какая была. За всякую вину спину кажи».

3. Почему Данилку звали Недормышем? (Сирота. Матери не помнил, а отца вовсе не знал.)

3 ЭТАП

1. Донской казак Ермак из сказа «Ермаковы лебеди» плыл по этим рекам. (Кама, Иртыш.)

2. Какую реку прошел Василий из сказа «Ермаковы лебеди» с лебедями? (Чусовую.)

3. Как стали называть Катю, когда Данила исчез? (Мертвякова невеста.)

4 ЭТАП

1. Как звали Данилу за его тихий нрав? (Тихоход. Блаженный.)

2. К кому в дом ушла Катерина после ссоры с родственниками? (К Прокопьичу.)

Победитель II агона занимает место на стульях победителей.

III агон

Вызывается следующая тройка игроков. Проводится розыгрыш дорожек.

1 ЭТАП

1. Кем был старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце»? (Охотником.)

2. На какой драгоценный металл есть знак «пляшущая девочка»? (На золото, сказ «Огневушка-поскакушка».)

3. Что говорили люди о том, как Данилушка из сказа «Каменный цветок» исчез? (Кто говорил, что ума лишился, в лесу сгинул, а кто, что Хозяйка Медной горы взяла его в горные мастера.)

2 ЭТАП

1. Объясните смысл фразы из сказа «Горный мастер»: «Так и ушла Катя из дома. Родные не крепко вязались. Лишний из семьи — шуму меньше».

2. Чем стала заниматься Катя после исчезновения Данилы и смерти Прокопьича? (Обрабатывать малахит. Нехитрый товар для продажи на базаре.)

3. Где Катя брала камень малахит для своей работы? (На Змеиной горе.)

3 ЭТАП

1. Как назывался пруд, который находился за две версты от Змеиной горы? (Северский пруд.)

2. Где происходит действие сказа «Огневушка-поскакушка»? (Полевской завод.)

3. Как звали бабушку, которая поставила на ноги Данилушку после избиения? (Вихориха.)

4 ЭТАП

1. В какой свой юбилей Бажов выпустил книгу «Малахитовая шкатулка»? (В 60-летие.)

2. Сколько лет было Бажову, когда он приехал в Свердловск? (10 лет.)

Подводятся итоги, определяется третий победитель. Победители награждаются книгами со сказами П.П. Бажова и грамотами. «Теоретики», у которых оказалось больше орденов, награждаются дипломами.

Развлечение на тему «Волшебные сказы П.П. Бажова»

Подготовительная группа

Ведущий: Мы сегодня собрались, чтобы поговорить об уральском сказочнике, или еще как его называли «дедушка Бажов».

Бажов Павел Петрович – знаменитый уральский сказочник , прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов .

Его, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами , с его богатейшим языком.

С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" - ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище - Колдунков.

Какие произведения П. П. Бажова вы знаете? Назовите их.

Дети : «Серебряное копытце» , «Огневушка – поскакушка» , «Синюшкин колодец» , «Малахитовая шкатулка» , «Каменный цветок» .

Ведущий: Какой камень воспел Павел Петрович Бажов в своих сказах?

Дети : Малахит!

Ведущий: Правильно! Посмотрите, какой красивый и необычный этот камень- малахит! Самое время и в игру с ним поиграть, свою ловкость показать.

Игра «Малахит»

Дети под музыку передают самоцвет, на ком музыка обрывается, тот – говорит прилагательное о камне и танцует

Ведущий: Вот посмотрите, какой у меня есть короб. Он не простой, в нём лежат очень интересные предметы. И вы сейчас назовёте эти предметы, и скажите, из какого они сказа .

    Малахитовая шкатулка (Сказ «Малахитовая шкатулка» ).

Ведущий: А в малахитовой шкатулке драгоценности, эти драгоценности добывают старатели(геологи), у них очень тяжелый труд (ходят по горам, чтобы добыть камень нужна сила и сноровка) и мы проверим, кто у нас самый быстрый и ловкий.

Эстафета- Перенеси камень

2. Оранжевый платочек (Огневушка-поскакушка)

Танец с платочками -девочки

    Кошка Мурёнка (Сказ «Серебряное копытце» )

Серебряное копытце копытцем постучал и набросал разных камней, но вот беда, они упали в снег и теперь нам надо найти, кто самый быстрый.

Эстафета: «Добытчики»- в обруче лежат в перемешку кубики и камни, надо выбрать именно камни.

    Ящерка (Сказ «Хозяйка Медной горы» ).

Ящерка у нас очень быстрая и ловкая, непросто по камням бегать. Может и нам попробовать.

Эстафета: «Преодолей препятствия» - проползти по мату, обежать вокруг обручей и предать эстафету.

Ведущий: Любите, ребята, сказки? Вижу, заблестели глазки. Сядьте тихо, посидите, мою сказку не вспугните.

Показ сказки «Серебряное копытце»: кукольный театр.

Ведущий: А теперь отгадайте загадку:

Сироткой рос мальчишечка: голубеньки глазёнки.

Волосики кудрявеньки, а сам наверно, в маменьку.

У мастера Прокопьича малахитову делу обучался

И с самой хозяйкой Медной, говорят в народе, знался. (Данило-мастер)

Ведущий: Мы с вами станем тоже горными мастерами и сами сделаем красивый камень. Перед вами пластилин разных цветов, вы можете по своему желанию перемешать пластилин и создать свой драгоценный камень.

Тематический вечер

«Путешествие в сказы Бажова»

(для младшего школьного возраста)

Составитель: Дубских Ирина Николаевна

старшая вожатая

Пояснительная записка

Цели: приобщать детей к истокам культуры родного края. Воспитание патриотизма и гражданственности, чувства гордости за свою Родину; интеллектуальное развитие; развитие творческих способностей.

Задачи:

Образовательная :

    Знакомить детей с биографией уральского сказочника П. П. Бажова.

Воспитательная :

    Воспитывать желание работать совместно для получения общего продукта.

Развивающая :

    Развивать умение детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы;

    создание условий для развития интеллектуальных умений и навыков;

    развитие творческого мышления.

Форма проведения: тематический вечер.

В своей практике методическую разработку могут использовать классные руководители, учителя русского и литературы, учителя начальных классов, библиотекари. Использование такого материала поможет сделать свою работу более содержательной и интересной.
Тематический вечер предназначен для проведения с детьми младшего школьного возраста.

Время проведения – 40 минут.

Предварительная работа:

Чтение сказов П. П. Бажова, рассказывание детьми отрывков.

Рассматривание иллюстраций, коллекции уральских камней и изделий из них.

Подготовка сценки по сказам.

Конкурс рисунков «Сказы Бажова».

Оборудование: Макеты к сказам П. П. Бажова, иллюстрации Т. Я. Калининой к сказам, портрет П. П. Бажова, сарафан и корона хозяйки Медной горы, шкатулка с угошениями, ПК, мультимедиа.

Ход

Дети заходят в зал, их встречает Хозяйка Медной горы.

Это кто пожаловал в мой лес заповедный, мастеровые люди или бездельники?

Зачем пришли, богатства мои высматриваете или поучиться?

Ну, коли учиться, так другой разговор. Я поведу вас путешествовать по моим владениям. Готовы? Приглашаю.

Рассказ Хозяйки Медной горы о сказочнике П. П. Бажове (Показ портрета писателя) .

Ребята сегодня мы с вами познакомимся поближе с творчеством уральского писателя - сказочника Павлом Петровичем Бажовым. Его знаменитый сборник сказок «Малахитовая шкатулка» - кладовая знаний об уральской природе, о горных богатствах и умениях уральских мастеров. Творчеству Бажова посвящено много диссертаций и монографий, его имя включено в учебники по детской литературе, по его произведениям написаны сценарии и поставлены спектакли, кинофильмы и мультфильмы. Его книгой сказок «Малахитовая шкатулка» зачитываются дети всего мира.

Будущий писатель родился в1879 году в семье рабочего. Отец был мастером золотые руки, но характером строгим, поэтому на одном месте жить им приходилось недолго. Пережали часто с места на место. Мама занималась рукоделием, тем и жили.
От любимой бабушки Авдотьи Петровны, большой выдумщицы и хорошей сказительницы, маленький Павел впервые услышал много сказок, легенд и рассказов.
Слушал он других сказителей. Особенно запомнились рассказы одного рабочего с Гумешского рудника Хмелина. Лет тому было более70, а самому Павлу Бажову 12.
Когда Бажов вырос, то окончил духовное училище и духовную семинарию и 17 лет преподавал русский язык и литературу в уральской деревне Шайдурихе. Во время летних каникул ездил по дальним деревенькам по уральским заводам и собирал фольклор, пословицы, поговорки, сказы, интересные истории и все это записывал в тетрадь. А потом переписывал на отдельные листы и расставлял в картотеки, которую называл «узелки на память»
Заслугой Бажова было то, что он сделал сказы уральских рабочих достоянием для всех. Самое первое произведение «Зеленая Кобылка» - героем которой, был он сам Павел Бажов.

А сейчас я вас приглашаю в путешествие по сказам Бажова.

    Путешествие в «Комнату Знаний»

Я хочу проверить ваши знания. Я думаю, вы все знакомы со сказами и легко ответите на мои вопросы.

1 - 2 - 3 - повернись

В комнате Знаний окажись!

"Отгадайте загадки":

1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Муренка,

И смотрит на них из окошка.

(Даренка)

2. Как кукленка, девочка

Спляшет вам с припевочкой!

Появляется в огне.

Как зовут? Скажите мне!

(Огневушка - Поскакушка)

"Из какого сказа эти строки? "

1. "Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесет старушонку. " ("Синюшкин колодец")

2. "Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает. " ("Серебряное копытце")

"Ответьте правильно на вопросы"

1. Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов)

2. В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (В ящерку)

3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку)

4. Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)

5. Чьи это слова: "Пр-равильно говоришь, пр-равильно. " (Кошка Муренка)

6. Кто заухал, захохотал и спугнул счастье Федюньки и дедко Ефима? (Филин)

    Путешествие в «Комнату «Назови сказ»

Ребята, вам нужно по иллюстрации узнать сказку.

1 - 2 - 3 - повернись

В комнате «Назови сказ» окажись!

3. Путешествие в «Комнату «Сказочный герой»

1 - 2 - 3 - повернись

В комнате «Сказочный герой» окажись!

О ком идет речь?

    Ростом не больше трех вершков, платье на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая … ” (“Синюшкин колодец”)

    Девчонка махонькая вроде кукленки, а живая. Волосенки рыжие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже голубой …

(“Огневушка – поскакушка”)

    Идет, как плывет, совсем легко… (“Голубая змейка”)

    Жил в нашем заводе парень. Вовсе бобылем остался – всю родню схоронил. И от всех ему наследство досталось. (“Синюшкин колодец” – Илья)

4.Путешествие в «Комнату «Сказочные вещи»

1 - 2 - 3 - повернись

В комнате «Сказочные вещи» окажись!

Что за вещь?

    Исподка у него руда рудой, а повернешь – там вроде маленькой чашечки или блюдца. Гладко-гладко выкатано и блестит…” (“Таюткино зеркальце” – зеркальце).

    Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где?” (“Каменный цветок”)

    Тут – думает самое им и место. Как надевать или снимать шапку, так и вспомнишь бабкин наказ…” (“Синюшкин колодец” – перья)

5.Путешествие в «Комнату «Отвечай-ка»

1 - 2 - 3 - повернись

В комнате «Отвечай-ка» окажись!

    в какой сказке Бажова котик подружился с козликом? (Серебряное копытце)

    как называется сказ, где девочку дразнят Голубкова невеста? (Голубая змейка, Марьюшка)

    как звали мастера сделавшего каменный цветок? (Данило – мастер)

    как назвал П. Бажов свою книгу уральских сказов? (Малахитовая шкатулка)

    о ком говориться в этих строках: «Куда она идет – все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. И платье на ней меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо скрасна – медным станет, потом опять шелком зеленым отливает»? (Хозяйка медной горы)

    кто были помощниками Хозяйки медной горы? (волшебные ящерицы, великий змей Полоз, Огневушка – поскакушка)

6.Путешествие в «Комнату «Кроссвордов»

1 - 2 - 3 - повернись

В комнате «Кроссвордов» окажись!

Как назывался сундучок, в который вошли сказы П.П. Бажова?

По горизонтали – название сборника сказов П.П.Бажова:

    Сундучок, в который вошли сказы П.П.Бажова. (Малахитовая шкатулка).

По вертикали – герои сказов П.П. Бажова:

    Герой сказа «Медной горы Хозяйка» (Степан)

    Как называли в народе Медной горы Хозяйку? (Малахитница)

    Имя деда в сказе «Серебряное копытце» (Кокованя)

    Он стал мастером у старика Прокопьича (Данила)

    Имя девочки в сказе «Серебряное копытце» (Даренка)

    Имя мастера чугунного литья в сказе «Чугунная бабушка» (Торокин)

    Как звали старушонку из сказа «Синюшкин колодец»? (Синюшка)

7.Путешествие в «Комнату «Проверь себя»

1 - 2 - 3 - повернись

В комнате «Проверь себя» окажись!

Тест по сказу «Серебряное копытце»

Хозяйка Медной горы. Ребята, из чего сделана шкатулка. Правильно, сделана из камня малахита.
Малахит - по праву может считаться русским камнем. Слава его началась в 1810 году с открытием Медноруднянского и Гумешевского рудников. Этот камень изумительной красоты бледно – зелеными, бирюзовыми и тончайшими просечками почти черного цвета создают невыразимую прелесть. Из малахита делают совершенно ни с чем не сравнимы: громадные вазы, чаши, шкатулки. Особенно хороши малахиты, оправленные в золото и бронзу. Красоту, и многие свойства этого камня отразил в своих сказах П. Бажов «Радостный камень и широкой силы: самому вислоносову дураку покажи и тому весело станет…» (Сказ «Железковы покрышки»)

Чтец.
То волнами узорчатость дорожки,
То редкая причудливость куста
Демидовскую медницу, Гумешки,
Прославил этот камень неспроста.
В нем навсегда застыл зеленый пламень,
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень,
Во всех краях прославивший Урал?

Хозяйка Медной горы. Павел Бажов отразил в своих сказах тяжелую жизнь горнозаводских и приисковых рабочих. Всю свою недолгую жизнь добывали они камень малахит, а жили бедно и голодно. Но в сказах отражены лучшие черты русского характера. Несмотря на всю тяжесть жизни, рабочие не только умели хорошо работать, но и складывать сказки, примечая все интересное, отражая в них красочные, самобытные и многоцветные стороны природы Урала.
Сценка по произведениям П.П.Бажова
Оборудование сцены : избушка, елочки, грибочки, цветочки.
Выбегает маленькая девочка, одетая плохонько, в старое платьице и косыночкой подвязана. Собирает грибы и цветы. Что – то мурлыкает себе под нос. Автор. Давным – давно, жили были дедко Ефим с внуком Федюнькой. Бедно жили. Большой охотник до рассказов был дед Ефим, мог рассказывать целый вечер и не переслушать. Рассказы его были о Хозяйке здешней и ее помощниках. Хозяйка медной горы была крутая, трудолюбивым помогала, а жадных наказывала. Кто видел её, становился мастером по работе с камнем малахитом. Ослушаться нельзя было, пропадешь. Был такой мастер в те времена, Данило, что каменный цветок в покоях Хозяйки медной горы рубил. Помощники ее Огневушка – поскакушка, Змеевка да змей Полоз могли показать, где искать камни драгоценные, а могли и закрутить. И вот однажды случилась такая история.
Девочка . Фи – т - ть.! Й-ю-ю-у.. .До чего ж хорошо кругом. Елочки зеленые, цветочки красивые. Душа отдыхает. Наберу грибов побольше, домой отнесу, вот и повечеряем славно (собирает грибы).

На полянку выходит мальчик с лопаткой в руке. Федя. Далеко я забрался, а камня драгоценного найти не могу. Видно обманул меня дедку, нет в энтом лесу камней драгоценных. Ой, а ты кто?..
Девочка. Не узнал меня Федунька? Это я, Марьюшка.
Федя. Не узнал, я тебя Марьюшка. Что ты так от дома далеко ушла.
Девочка. За грибами отправилась, посмотри, целое лукошко набрала. А ты, как здесь оказался.
Федя. Да так, гуляю.
Девочка. С лопаткой? Хитришь, Федюнька.
Федя. Ладно, расскажу. Слушай. Рассказал мне дедушка, что в лесочке этом можно камень драгоценный отыскать, малахит называется. Слыхала, про такой?
Девочка. Слыхала.
Федя. Сказывал дедушка, что больно тот камень барин наш уважает. И надумал я найти его и продать, вот денег то огребу, как господа с дедулей жить будем. Да только нет его, видно забыл дедушка, где он лежит, целый день хожу, а даже зернышка не нашел.

Девочка. Надо же, чудеса. Давай Федюнька присядем, ноги гудят. Может костер, разведем, да грибочков попечем, а там и домой отправимся. Солнце видишь как высоко, кушать охота.
(Мальчик разводит огонь, девочка на веточку цепляет грибы, потом усаживаются) Вдруг из огня выскакивает девочка в красном сарафанчике, на голове кранный платочек и начинает кружиться возле них. Ребята прижимаются друг к другу, шепчут.
Девочка. Федюнька. Кто это?
Федя. Молчи Марьюшка., это огневушка – поскакушка.
Девочка. Ой, страх то какой (зажимает рот рукой) .
Огневушка. (поет) .
У меня тепло!
У меня светло!
Красно летичко!
Чего прижались, испугались?
Ты парень, далеко забрался, выберешься ли назад?
Федя . Сама завела – сама выведешь.
Огневушка. Ой, ли, ловкий какой! А если мне недосуг?
Федя . Найдешь время! Я подожду!
Огневушка. Гляди, из рук лопатку не выпусти! Да Марьюшки крепко за руку держи, а не то с собой заберу. Храбрый ты парень Федюнька. Так и быть открою тайны свои, покажу камень малахит. А не забоишься ли ты Хозяйки горы медной?
Девочка. А чего ему бояться, я на что, в обиду не дам.
Огневушка. Ишь, ты, защитница. Молодец, что не испугалась. За это награду получите. Где огнем проскачу там и камень драгоценный лежит. Примечайте ребятки, один раз показываю.
Автор. Крутанулась раз другой, и пропала. Кинулись ребята к тому месту. Темнеть стало, воткнули веточку и побежали домой. На другой день Федюнька да дедушка Ефим пришли на ту полянку пораньше. Раз капнули, другой т песок золотой с лопатки пошел, что прямо руками золотины выбирай. Спрятать богатство не сумели, конечно. Федюнька – малолеток, а Ефим хоть старик, а тоже простота. Годов с пяток в достатке пожили. Вспоминали Огневушку, еще бы показалась разок!.. Ну, не случилось больше. А место где золото нашли так и зовется Поскакушинский.

Хозяйка Медной горы. Удивительный мир сказов Павла Петровича Бажова можно открывать снова и снова, как только возьмешь в руки книгу «Малахитовая шкатулка». А наше мероприятие я хочу закончить словами из сказа «Чугунная бабушка» - « Работа- она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется. Вот и смекай, как жить – то».

Сегодня мы обратились лишь к немногим сказам П.Бажова. Волшебная книга Сказов еще таит в себе много нового и неизведанного. И она особенно дорога для нас, потому что эта книга о нашей родине – прекрасном и величественном Урале!

С Данилой вместе ухожу я в гору,
К Хозяйке, посмотреть ее цветок.
Хочу взглянуть я на цветок, в котором
Огнем сияет каждый лепесток.
В который раз, склонясь над этой книжкой,
Я впитываю мудрость этих слов.
Мне не забыть рассказов деда Слышко…
Спасибо, добрый дедушка Бажов!

Мы гордимся, что Павел Петрович Бажов – наш земляк, уралец, екатеринбуржец.

Давно уже нет уральского сказочника, но люди помнят о нем

и с интересом читают волшебные cказы.

Рефлексия

Собираем цветок:

    Красный лепесток – все было понятно, все понравилось;

    Желтый лепесток – было не все понятно и не очень интересно;

    Синий лепесток – вечер не понравился, ждал его окончания.

Подведение итогов работы

Ну что, ребята вот и закончилось наше путешествие по моим владениям. Вы хорошо потрудились и за это, я награждаю вас своими самоцветами.

Из шкатулки угощает детей конфетами в цветных обертках.

Прощается и уходит.

Список используемой литературы

    Е. Хоринская «Наш Бажов», Средне-Уральское книжное издательство, 1989.

    П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка», – Москва: «Правда», 1984.

3.Борисенко Е. «Как Данила у Хозяйки Медной горы побывал», «Сценарии и репертуар»», 2004 г., № 5.

4.Лучников Г. Драгоценные россыпи. «Сценарии и репертуар», 2004 год, №1.

5.Тихоновская Г. «Уральские сюжеты». «Молодежная эстрада». Сценарии, пьесы, инсценировки. Лит-муз альманах, 2005 год, № 7-8-9.

МОУ «Урусовская СОШ»

ГОД ЛИТЕРАТУРЫ

2, 3 классы

Тема:

Интеллектуальная игра "Сказы П.П. Бажова".

Подготовил

учитель начальных классов

Панченко Л. В.

03.12.15

2015 год

Интеллектуальная игра "Сказы П.П. Бажова". 2 - 3 классы

Цель: Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений. Развивать творческие способности учащихся. Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом, восхищение талантом П.П. Бажова, уважение к людям труда, чьими руками созданы духовные и материальные богатства России.

Оборудование: презентация

Ход мероприятия

Учитель. Могучая цепь гор прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал - колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: еще при Петре I возникли здесь первые заводы и рудники.

В семье мастера одного из таких заводов 27 января 1879 г. родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. И отец, и дед его, и прадед всю жизнь провели на медеплавильных заводах в местечке Сысерть.

Ученик 1 . В. Радевич «Земля Бажова» В. Д.

То приветлива, то сурова

Сходит с каменных гор заря.

Ты прекрасна, земля Бажова,

Трудовая Урал – земля!

Полыхает огнём гора:

Это новые пишут сказы

Рудознатцы и мастера.

Рукотворным горят огнём,

Отшлифованы самоцветы

Жизнью, радостью и трудом.

И становится делом слово,

Продолжается сказ Бажова,

Продолжаются Жизнь и Труд!

Учитель. Рос, духовно формировался Бажов в рабочей среде, видел и узнал обычаи людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. Слушал он рассказы заводских стариков о даровитых мастерах, о тяжком труде на старинных рудниках, о бунтах против жестоких хозяев. В тихие вечерние часы заводской сторож, один из хранителей горняцких былей и легенд, рассказывал ребятишкам о сказочном змее Пoлозе и его дочерях Змеёвках, о Хозяйке Медной горы, что охраняют богатства уральских недр.

С глубоким уважением чтил Павел Бажов своих первых воспитателей - старых заводских рабочих. Это были не только народные поэты, но и своеобразные историки. К ним принадлежала и родная бабушка писателя Авдотья Петровна.

Ученик 2 . Ч. Д.

Вечерний костёр

И старую вышку,

И Думную гору,

И дедушку Слышко

Представил я сразу.

За ясное слово,

За чудные сказы

Спасибо Бажову.

Приволье, раздолье –

Родной наш Урал!

Твои камнерезы,

Твои мастера

Такое своими

Руками творили,

Что мёртвые камни

У них говорили.

Огнём загорались

Цветные каменья

И сказы рождались

Нам в поученье.

Он трогает словом

И сердце и разум

Спасибо Бажову

За чудные сказы!

Учитель. Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение. В молодом фольклоре, который насчитывал всего лишь около двух столетий, потому что возник в 18 веке вместе с промышленностью Урала, нашла отражение поэтическая любовь русских людей к родной земле. Ранние впечатления оставили неизгладимый след в душе юноши и определили его жизненный путь. Ценой многих лишений родители будущего писателя дали своему единственному сыну образование. Сначала он учился в Екатеринбурге, а затем в Перми, стал народным учителем, поселившись в глухой уральской деревне. В течение 15 лет Бажов каждый год во время школьных каникул пешком странствовал по Уралу собирал фольклор. Бажовым написано множество сказов, одни из них известны больше, другие меньше, по некоторым созданы мультфильмы, некоторые экранизированы

Ученик 3. Д. Румата «Лазурь и малахит» К. А.

Вода лазурная бежит

По малахитовым предгорьям,

Седою кровлей облака

Венчают голые вершины

И смотрят в реку с высока

Их отраженья, точно льдины.

Здесь очи каменных богов

Веками смотрят на теченье,

Им не покинуть берегов,

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас интеллектуальная игра по сказкам П. П. Бажова. Она посвящена творчеству П.П.Бажова - нашего знаменитого Уральского сказителя. Вас ожидает увлекательное путешествие по сказам Бажова. Герои сказов П.П.Бажова подготовили для вас интересные задания.

Соревнуются две команды 2 и 3 классы

1. Назовите сказ и главного героя.

Учитель. Т. Сарышева «Хозяйка медной горы»

Распахнуты скалы, дорога открыта,

Простят ему выдумку, бегство, исканья,

А ей – по зелёной траве малахита

Бродить улыбаясь: она ведь из камня.

Она ведь из камня. (Хозяйка медной горы, сказ «Каменный цветок».)

1) «С той поры стал он чуть не каждый день в лес бегать. Время как раз покосное, ягодное. Травы все в цвету. Людей в то время на покосах было много. Спрашивают они его - не потерял ли чего? Он улыбался этак невесело, да и говорит: «Потерять не потерял, а найти не могу». (Данила, сказ «Каменный цветок».)

2) «Проснулся он на другой день и видит - на вчерашнем огневище большая яма вырыта, а старатели стоят у четырех сосен и говорят одно:

- На этом месте в землю ушла!» (Федюнька, сказ «Огневушка- поскакушка»)

3). Вспомните, как звали мастера, который обучал Данилку. В каком сказе это было? (Прокопьич, сказ «Каменный цветок».)

2. Ответьте на вопросы

1. На каком музыкальном инструменте играл Данилка из сказа «Каменный цветок»? (На рожке.)

2. Объясните, как вы понимаете выражение «Расправа тогда известно, какая была. За всякую вину спину кажи».

3. Почему Данилку звали Недормышем? (Сирота. Матери не помнил, а отца вовсе не знал.)

4. Как стали называть Катю, когда Данила исчез? (Мертвякова невеста.)

5. К кому в дом ушла Катерина после ссоры с родственниками? (К Прокопьичу.)

6. На какой драгоценный металл есть знак «пляшущая девочка »? (На золото, сказ «Огневушка-поскакушка».)

7. Что говорили люди о том, как Данилушка из сказа «Каменный цветок» исчез? (Кто говорил, что ума лишился, в лесу сгинул, а кто, что Хозяйка Медной горы взяла его в горные мастера.)

8. Объясните смысл фразы из сказа «Горный мастер»: «Так и ушла Катя из дома. Родные не крепко вязались. Лишний из семьи - шуму меньше».

9. Чем стала заниматься Катя после исчезновения Данилы и смерти Прокопьича? (Обрабатывать малахит. Нехитрый товар для продажи на базаре.)

10. Старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце» узнал, как зовут девчушку, с первого раза. Он сказал: «Подаренка Григорьева не у вас ли живет?». Слово «подаренка» созвучно с именем девочки. Как же ее звали? (Даренка) Что имел в виду Кокованя?

11. Из какого материала была сделана знаменитая бажовская шкатулка? (Из малахита.)

12. Как звали кошку, которую Даренка взяла с собой в дом к Коковане? (Муренка.)

13. Где происходит действие бажовских сказов? (На Урале.)

14. Где Катя брала камень малахит для своей работы? (На Змеиной горе.)

    Зеркальце ( Таюткино - “Таюткино зеркальце”).

    Лопата (Федюнькина - “Огневушка - Поскакушка”).

    Решето и три перышка (Ильи - “Синюшкин колодец”).

    Кошельки ( Ланко Пужанко и Лейко Шапочка - “Голубая змейка”).

( Алмазный топор)

    Серебряное копытце

    Малахитовая шкатулка

    Алмазный топор

    Таюткино зеркальце

3. Какого из перечисленных сказочных персонажей НЕТ у Бажова? ( Ивашка-Медвежье ушко)

    Великий Полоз

    Ивашка-Медвежье ушко

    Голубая змейка

    Огневушка-поскакушка

Начало формы

    Изробиться - побледнеть

    Зарукавье – обувь

    Справный – хороший

    Басенькая – красивая

    Обуя – браслет

    Старатель – жаркий день

    Парун – работник на прииске

Ответ

    Изробиться - изработаться, выбиться из сил

    Зарукавье – браслет

    Помучнеть – побледнеть

    Справный – хороший

    Басенькая – красивая

    Обуя – обувь

    Старатель – работник на прииске

    Парун – жаркий день

5. (ящерка)

    голубица

    ящерка

    змея

    лягушка

6 . Глядя на какой цветок, Данила – мастер делал свою чашу? (дурман-цветок)

    колокольчик

    ландыш

    тюльпан

    дурман-цветок

7. Из чего был сделан каменный цветок Данилы – мастера? ( Из малахита)

    Из золота

    Из яшмы

    Из малахита

    Из хрусталя

( Золото )

    Вода

    Золото

    Изумруды

    Бессмертие

9 . ( Девчонка махонькая вроде кукленки, а живая. Волосенки рыжие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба…)

( Дарёнка)

    Марьюшка

    Алёнка

    Дарёнка

    Варварушка

(«Правильно говоришь, правильно»)

    «Верно говоришь, верно»

    «Хорошо говоришь, хорошо»

    «Точно говоришь, точно»

(Охотник)

    Лесник

    Старатель

    Охотник

    Камнерез

4. Конкурс загадок и шарад

Отгадайте загадки, отгадки найдёте в сказах Бажова:

Залежи в недрах, леса и поля,

Кормит и поит родная ….(земля)

В глубинах гор, чудесных гор

Гудит руда, звенит хрусталь,

В палитре огнецветных зорь

Пылают золото и сталь. Что это за горы? (Уральские горы)

Путь его далёк и долог

Ищет залежи …(геолог)

Он был когда – то деревом могучим

И трепетал весёлою листвой.

Теперь лежит в земле чернее тучи –

Лежит окаменевший, неживой…

Но прошлой жизни он хранит следы

И нужен людям, как глоток воды. (каменный уголь)

А этот – прозрачнее льдинки

И даже прохладен, как лёд…

Разрезанный на пластинки

Он службу большую несёт.

Высоко – высоко летит самолёт,

Глубоко подводная лодка плывёт.

Всё видит, всё слышит пластинка –

Прозрачная тонкая льдинка. (горный хрусталь)

Чудесно зелена и знаменита

Та чаша из резного… (малахита)

Лежит верёвка,

Шипит, плутовка,

Брать её опасно – укусит.

Ясно ? (змея)

Маленькая, лёгонькая,

А за хвост не подымешь. (ящерица)

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но – ах!

Удрала, а хвост в руках. (ящерица)

Вся махонькая,

Четыре лапки,

Сама усатенька,

Два яхонта под шапкой. (кошка )

Шелестя, шурша травой

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел! (змея)

Задремлю я и пою

Песенку тебе свою,

Но когда я на охоте –

Неленива я в работе. (кошка)

Стоит корытце полно водицы. (колодец)

Кто родится с усами? (кошка)

5.Игра «Собери название сказов»

МЕДНОЙ

МАЛАХИТОВАЯ

ГОРЫ

ШКАТУЛКА

ХОЗЯЙКА

ТАЮТКИНО

ГОЛУБАЯ

ЗЕРКАЛЬЦЕ

ЗМЕЙКА

СИНЮШКИН

СЕРЕБРЯНОЕ

КОЛОДЕЦ

КОПЫТЦЕ

ГОРНЫЙ

КАМЕННЫЙ

ХРУПКАЯ

ВОЛОС

ВЕТОЧКА

ЗОЛОТОЙ

ПРО

КОШАЧЬИ

ВЕЛИКОГО

УШИ

ПОЛОЗА

ПРИКАЗЧИКОВЫ

ПОДОШВЫ

ЦВЕТОК

МАСТЕР

Для проведения этого конкурса необходимо заранее написать на полосках бумаги названия сказов Бажова – 2 экземпляра.

МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА

ОГНЕВУШКА – ПОСКАКУШКА

ГОЛУБАЯ ЗМЕЙКА

МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА

ТАЮТКИНО ЗЕРКАЛЬЦЕ

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ

КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК

СИНЮШКИН КОЛОДЕЦ

ГОРНЫЙ МАСТЕР

ХРУПКАЯ ВЕТОЧКА

ЗОЛОТОЙ ВОЛОС

КОШАЧЬИ УШИ

ПРО ВЕЛИКОГО ПОЛОЗА

ПРИКАЗЧИКОВЫ ПОДОШВЫ

Полоски разрезаются на отдельные слова и перемешиваются. Каждой команде даётся по 3 минуты на то, чтобы составить правильное название сказок.

Ученик 5 . Т. К.

Недалёко от Исети –

Старый дом и сад густой.

Там шумит осенний ветер

Беспокойною листвой.

Облаков пушистых гребни

Проплывают стороной.

В этом доме жил волшебник –

Мудрый сказочник седой…

След копыта серебрится,

Вьётся змейкою в ночи.

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи,

Ящерки мелькнули разом,

Встал Данила над цветком…

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется Бажовский дом.

А из сада – гомон птичий,

Ветви тянутся к лучам.

Есть ещё такой обычай

У ребят у свердловчан:

Каждою весною новой

Тихо входят на крыльцо –

Посадить в саду Бажова

Маленькое деревцо.

И посадят возле школы

Всем лихим ветрам назло,

Чтобы крепким и весёлым

Это дерево росло.

И шумит листвой рябинка,

Зеленеет каждый год…

К дому этому тропинка

Никогда не зарастёт.

МОЛОДЦЫ!!!

Литература

1.Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. - М.: Правда, 1980. - 640с.

2.Беоникова И.Н., Шарикова Л.П., Хохлова Е.Б. В гостях у Хозяйки Медной горы. Из “Малахитовой шкатулки”. Радуга сказов Бажова. // Читаем, учимся, играем. - 2003. - №11. Дейстер Н.В. Бажовский карнавал // Педсовет. - 2004. - №6. - С. 10-11.

3.Мастер уральских сказов (к 100-летию со дня рождения П.П. Бажова). // Детская литература. - 1979. - №1. - С.26.

4.Порядина М. Коренная тайность Павла Бажова. // Библиотека в школе. - 2003. - №23. - С. 62 - 63.

5.Скорино Л. Павел Павлович Бажов (1879 - 1950). - М.: Правда, 1980. - С. 5-42.

Интернет-ресурсы

1.

2. Внеклассные мероприятия …-umnicy- po

3. Начальная школа

4. …-puteshestvie- po -skazam

5. …-puteshestvie- po -skazam

6.

ПРИЛОЖЕНИЯ

    Стихотворение молодого рабочего – камнереза

Вечерний костёр

И старую вышку,

И Думную гору,

И дедушку Слышко

Представил я сразу.

За ясное слово,

За чудные сказы

Спасибо Бажову.

Приволье, раздолье –

Родной наш Урал!

Твои камнерезы,

Твои мастера

Такое своими

Руками творили,

Что мёртвые камни

У них говорили.

Огнём загорались

Цветные каменья

И сказы рождались

Нам в поученье.

Он трогает словом

И сердце и разум

Спасибо Бажову

За чудные сказы!

    В. Радевич «Земля Бажова»

То приветлива, то сурова

Сходит с каменных гор заря.

Ты прекрасна, земля Бажова,

Трудовая Урал – земля!

Прорастают цветы сквозь скалы,

Полыхает огнём гора:

Это новые пишут сказы

Рудознатцы и мастера.

Над Уральским хребтом рассветы

Рукотворным горят огнём,

Отшлифованы самоцветы

Жизнью, радостью и трудом.

И становится делом слово,

В каждом камне – цветы цветут…

Продолжается сказ Бажова,

Продолжаются Жизнь и Труд!

    Д. Румата «Лазурь и малахит»

Вода лазурная бежит

По малахитовым предгорьям,

Седою кровлей облака

Венчают голые вершины

И смотрят в реку с высока

Их отраженья, точно льдины.

Здесь очи каменных богов

Веками смотрят на теченье,

Им не покинуть берегов,

А мы здесь были лишь мгновенье!

Е. Хоринская «Домик писателя»

Недалёко от Исети –

Старый дом и сад густой.

Там шумит осенний ветер

Беспокойною листвой.

Облаков пушистых гребни

Проплывают стороной.

В этом доме жил волшебник –

Мудрый сказочник седой…

След копыта серебрится,

Вьётся змейкою в ночи.

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи,

Ящерки мелькнули разом,

Встал Данила над цветком…

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется Бажовский дом.

А из сада – гомон птичий,

Ветви тянутся к лучам.

Есть ещё такой обычай

У ребят у свердловчан:

Каждою весною новой

Тихо входят на крыльцо –

Посадить в саду Бажова

Маленькое деревцо.

И посадят возле школы

Всем лихим ветрам назло,

Чтобы крепким и весёлым

Это дерево росло.

И шумит листвой рябинка,

Зеленеет каждый год…

К дому этому тропинка

Никогда не зарастёт.

    Т. Сарышева «Хозяйка медной горы»

Распахнуты скалы, дорога открыта,

Простят ему выдумку, бегство, исканья,

А ей – по зелёной траве малахита

Бродить улыбаясь: она ведь из камня.

Что с каменной станется! Душно и мелко

Ревнивое чувство. Теперь оно глуше.

Припала к стволу ошалевшая белка,

Трусливые зайцы расправили уши.

Хозяйка идёт. И в том её сила,

Что стоит ей только кивнуть головою –

И дерево вдруг упадёт вековое,

А в том, что Данилу домой отпустила.

Распахнуты скалы, дорога открыта,

Простят ему выдумку, бегство, исканья,

А ей – по зелёной траве малахита

Бродить улыбаясь: она ведь из камня.

Она ведь из камня.

3. Ответьте на вопросы викторины

1. Узнайте, из каких сказов эти предметы и кому они принадлежали?

    Зеркальце

    Лопата

    Решето и три перышка

    Кошельки

2.Какой из перечисленных сказов Бажову НЕ принадлежит?

    Серебряное копытце

    Малахитовая шкатулка

    Алмазный топор

    Таюткино зеркальце

3.Какого из перечисленных сказочных персонажей НЕТ у Бажова?

    Великий Полоз

    Ивашка-Медвежье ушко

    Голубая змейка

    Огневушка-поскакушка

Начало формы

4. В сказах Бажова много народных слов: забавных, красивых, а иногда - очень умных. Попробуйте определить, что означают слова героев уральских сказов?

    Изробиться - побледнеть

    Зарукавье – обувь

    Помучнеть – изработаться, выбиться из сил

    Справный – хороший

    Басенькая – красивая

    Обуя – браслет

    Старатель – жаркий день

    Парун – работник на прииске

5. В каком еще обличие появляется Хозяйка Медной Горы в сказах?

    голубица

    ящерка

    змея

    лягушка

6 . Глядя, на какой цветок, Данила – мастер делал свою чашу?

(Хозяйка упоминает название того самого цветка.)

    колокольчик

    ландыш

    тюльпан

    дурман-цветок

7. Из чего был сделан каменный цветок Данилы – мастера?

    Из золота

    Из яшмы

    Из малахита

    Из хрусталя

8. Что было во власти Великого Полоза?

    Вода

    Золото

    Изумруды

    Бессмертие

9 . Кто такая Огневушка-Поскакушка? (Узнайте Огневушку-Поскакушку по описанию)

    Ростом не больше трёх вершков, платье на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая…

    Девчонка махонькая вроде кукленки, а живая. Волосенки рыжие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба…

    Из правого рукава у нее золотая струя бежит, а из левого черная пыль сыплется...

    А одёжа на ней, что другой такой на свете не найдёшь. Из шёлкового малахиту платье…

10. Как звали героиню сказа «Серебряное копытце»?

    Марьюшка

    Алёнка

    Дарёнка

    Варварушка

11. Какие слова мурлыкала кошка Мурёнка своей маленькой хозяйке?

    «Верно говоришь, верно»

    «Правильно говоришь, правильно»

    «Хорошо говоришь, хорошо»

    «Точно говоришь, точно»

12. Кем был старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце»?

    Лесник

    Старатель

    Охотник

    Камнерез

Выбор редакции
В преддверии новогодних и рождественских распродаж кажется полезным напомнить нашим читателям о том, как в бухгалтерском учете следует...

ЕГИПЕТ Рамсес II Великий - фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1289 - 1222 гг. до н. э., из XIX династии. Сын Сети I....

ГРАН Мера массы (веса) в различных странах. В английской системе мер 1 гран = 64,8 мг. Аптекарская мера в различных странах....

Моисей родился у одного еврея, происходившего из колена Левиина. Мать три месяца скрывала сына от египтян. Но когда дольше нельзя было...
В детстве блюда с использованием гороха мы называли музыкальными. Ветрогонного эффекта в кишечнике и метеоризма в желудке можно избежать,...
Самым универсальным гарниром принято считать картошку. Приготовить ее можно различными способами – и потушить, и зажарить, и запечь, и...
Борщ с фасолью - вкусное первое, о происхождении которого все еще ведутся споры, навсегда вошел в меню домашних обедов. В блюде нет...
Оказавшись во сне в хирургической палате лечебного учреждения обязательно узнайте: к чему снилось операционное вмешательство. Такое...
Нумерология является древней и интересной наукой, которая позволяет определить не только психологический портрет личности, но и узнать...