Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Правописание согласных в корне слова


1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Трос т ник – трос т очка, трос т ь, вес т ник – вес т очка, вес т ь.

Исключения: бле сн уть (хотя бле ст еть ), ск лянка (хотя ст екло ), пле сн уть (хотя пле ск ать) , ло сн иться (хотя ло ск ), ле ст ница (хотя ле с енка ).

2. Необходимо различать следующие пары слов:

  • кос т ный (мозг), надкос т ница (ср.: кость ) - косный («отсталый»), косность ;
  • ше ф ствовать над кем-либо (ср.: ше ф ы ) - шествовать («идти») (ср.: шёл );
  • сверс т ник (ср.: верс т а ) - ровесник ;
  • я в ственный, я в ствовать (ср.: я в ь, я в ный ) - яства («кушанья»).

3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’] ), следует усвоить:

· буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т , выступающих в родственных словах;

До ск а – до щ атый, во ск – во щ анка, хол ст – хол щ овый, су т ь – су щ ий.

· конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч (-чик-, -чат-, -чин-, -чив- ).

Пе с ок, пе с ка, супе с ь – пе сч аный, ре з ать – ре зч ик, боро з да – боро здч атый, бе ж ать – перебе жч ик, хле ст ать – хле стч е, весну ш ка – весну шч атый.

4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч , перед суффиксами, которые начинаются с ч , вместо к, ч, ц пишется т .

Крупи ц а – крупи т чатый, ресни ц а – ресни т чатый, неме ц – неме т чина.

5. Следует различать сочетания чн и шн .

Сочетание чн

· перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н , на месте корневых к, ц, ч , хотя в ряде случаев произносится [ш] (см. п. 1.14).

Скворе ц – скворе ч ник, лото к – лото ч ник, оч к и – оче ч ник, пустя к – пустя ч ный, яй ц о – яи ч ница, пере ц – пере ч ница, све ч а – подсве ч ник.

Исключения: двуру ш ник, ру ш ник (хотя ру к а ), раё ш ник (хотя раё к ), городо ш ник (хотя городо к );

· в женских отчествах на -ична .

Мария Савви ч на.

Сочетание шн пишется в следующих случаях:

· в словах, образованных от основ на х ;

Сумато х а – сумато ш ный, у х о – нау ш ник.

· в словах с суффиксом -шн- , образованных от наречий;

Сегодня – сегодня шн ий, зря – зря шн ый.

· в немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных.

Кино – кино шн ый, домино – домино шн ик.

Обратите внимание!

1) Произносятся и пишутся без т слова:

искусный, искусно, искусник, родственное – искус, интриганский (ср.: интриган ), чудесный (ср.: чудеса ), ужасный (ср.: ужас ), опасный (ср.:опасаться ), гнусный (ср.: гнус ), бестелесный (ср.: телеса ), небесный (ср.: небеса ), словесный, словесность, словесно, словесник (ср.:словеса ).

2) Произносятся и пишутся без н слова:

прецедент, инцидент, дерматин, констатация.

3) Не смешивайте слова:

лото ч ник (торговец с лотком, на лотке) – лото ш ник (игрок в лото), гре ч невый (от греча) – гречи ш ный (от гречиха).

Трудности избранного пути.

Каждому человеку важно найти именно свой путь. Только тогда он сможет достичь того, о чем мечтал, только тогда он сможет получить удовлетворение от своей работы. Какой будет наша жизнь, зависит не только от нас, но мы можем сделать многое. Взрослея, мы нередко задумываемся над вопросами о смысле жизни, о том, какую роль играет человек на Земле. Мы мечтаем о счастливой жизни, верим в то, что мы достигнем многого. К сожаленью, не все наши мечты реализуются, но каждый из нас должен сделать все, чтобы задуманное осуществилось. С самого рождения нас окружают близкие и родные люди, которые всегда нас поддержат, помогут. Для нас они являются примером, и нередко мы поступаем так, как они хотят. Но бывают такие моменты, когда мнение друзей мы считаем более авторитетным. Решая разные вопросы, каждый из нас может ошибаться, сомневаться, жалеть о своих поступках. Принятие некоторых решений влияет на нашу будущую жизнь. В таких случаях нам самим бывает трудно самостоятельно сделать выбор, поэтому без совета взрослых не обойтись, ведь у них больше опыта, они лучше разбираются в людях. Нужно всегда уметь выслушать людей, которым ты доверяешь – родителей, учителей, знакомых. А потом принять решение, от которого зависит твоя будущая жизнь. Конечно, свое мнение нужно всегда иметь, но прислушаться к другому ёмнению никогда не помешает. Выбор жизненного пути зависит от того, какую профессию мы выберем. Профессия должна нравиться человеку. Если он выберет специальность не по душе, он потом будет жалеть об этом всю жизнь. Поэтому к этому вопросу нужно подойти со всей ответственностью. Мы должны посоветоваться с родными, близкими, друзьями. Нужно подумать и о том, где можно устроиться на работу, имея данную профессию, будет ли она востребована. И даже если ты будешь хорошим специалистом, не следует забывать, что в жизни важно не только кем быть, но и каким быть. Самое страшное, когда человек оказывается один. Он может достичь высот в карьере, может многое знать, но страдать от одиночества. М. Горький считал, что «лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям». А для того чтобы быть нужным людям, надо делать что-то хорошее для людей, надо заслужить их благодарность. Радость, подаренная людям, станет твоей радостью. Это большое счастье – творить добро для людей. В народе говорят: «Жизнь прожить – не поле перейти». Жизнь человеку дается один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не жалеть ни о чем. Мы постоянно стоим перед выбором: мы решаем тот или иной вопрос и находим вариант ответа. Удачный он или неудачный, показывает жизнь. Мы думаем, советуемся, сомневаемся. Часто для любого человека самое трудное – это сделать выбор, потому что от этого выбора может зависеть наше будущее. Сейчас мы зачастую не задумываемся о последствиях наших решений, поступков. Но в любом возрасте нужно всегда ответственно относиться к тем вопросам, которые могут повлиять на нашу дальнейшую жизнь

Грамматическая тема: Слог.

Лексическая тема: Медицинская этика.

План лекции.

1 Особенности правописания согласных на письме.

2.Трудный путь медицинского работника

Слог.

Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха.

Ср.: во-да, на-у-ка.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

  • Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
  • Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).

Ободок – о-бо-док; страна – стра-на; ночник – но-чник; миниатюра – ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

  • Открытый слог оканчивается на гласный звук.

Во-да, стра-на.

  • Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

Сон, лай-нер.

  • Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй – закрытый),

о-бо-док (первые два слога открытые, третий – закрытый).

  • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

Обратите внимание!

Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изж ить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить .
Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!

То же самое можно проследить на примере глагола уезж ать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет – у-е-зжать , а деление на части для переноса – уез-жать .

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .
  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .
  • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

Май -ка, Сонь -ка, со-лом -ка.

Обратите внимание!

При сочетании нескольких согласных в середине слова:

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

О-тт ечь, да-нн ый.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Ша-пк а, ра-вн ый.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас – приставка, счит – корень; а, нн – суффиксы; ый – окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

Правила переноса слов Примеры
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются. Разъ-езд, синь-ка, мой-ка.
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог. Обо-док; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву. От-течь, раз-лить.
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. По-кропить, при-крепить.
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Ран-ний, тер-рор, ван-на.
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы . Разы-скать.

Медицинская этика.

Медицинская этика (медицинская деонтология ) - дисциплина, раздел прикладной этики, изучающий медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом . Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ (Клятва Гиппократа).

Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, в России именуется деонтологией. Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Для замены понятия «врачебная этика», хирург Н. Н. Петров, в 1944 г., ввел в русский язык термин «медицинская деонтология» (др.-греч. δέον - должное, надлежащее; λόγος - учение), распространив ее принципы на деятельность медицинских сестер .

Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов. Предмет исследования деонтологии объемнее предмета этики, поскольку, наряду с изучением собственно морали, занимается исследованием и регламентацией взаимоотношений врача с обществом (государством), с больными и их родственниками, с другими врачами и медработниками.

Медицинская деонтология включает в себя

Вопросы соблюдения врачебной тайны

Меры ответственности за жизнь и здоровье больных

Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе

Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации

Главные вопросы медицинской деонтологии - это эвтаназия, а также неизбежная смерть пациента.

Грамматическая тема: Правила переноса слов.

Лексическая тема: Казахстанская медицина.

План лекции.

1 Правила переноса слов в русском языке.

2.Развитие медицине в Казахстане.

Работа над ошибками.

Делай так. В ыпал пушистый снег. Д ети рады.

Делай так. Зво нок, учен ик.

Перенос слова.

Делай так. О│си│на, оси – на.

Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного звука на

Письме.

Выпиши слово.Подчеркни мягкий знак и согласную перед

ним одной чертой. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму.

Делай так. Ель , маль чик, паль то.

5. Гласные и, у, а чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни буквосочетание. Запиши еще два слова.

Делай так. Малыши , карандаши,ши рина.

Ручк а, дочк а, удочк а.

Большая буква в имени собственном.

орфограммой. Подчеркни большую букву в именах собственных.

Делай так. М осква, В олга, Р оссия.

Проверяемые (парные) согласные.

Делай так. Мороз – морозы , ягод ка – ягоды .

Выпиши слово правильно. Запиши еще два однокоренных слова.

Подчеркни двойную согласную.

Делай так. Групп а, групп овой, подгрупп а.

9. Правописание непроизносимых согласных + буквосочетание СН

согласную или буквосочетание сн . Запиши проверочное слово.

Обозначь орфограмму.

Делай так. Звезд ный – звезда . (или) Вкусн ый – вкусе н.

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

(а,о, и, е, я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне

подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и

запиши рядом. Обозначь ударную гласную в корне.

Делай так. Во лна - во лны.

Правописание словарных слов. Слов с непроверяемыми

орфограммами.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Допиши еще

два однокоренных слова. Поставь ударение, подчеркни

орфограмму.

Делай так. Хо ро шо , хо ро шо , хо ро шо , хо ро шая, хо роши ст.


Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Подчеркни

гласную или согласную, в правописании которой была допущена

ошибка. Запиши еще 2 слова с такой же приставкой.

Делай так. Полетели, побежали, потянули.

Правописание предлога со словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово

вместе с предлогом. Докажи письменно, что предлог со

словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму пробел.

Делай так. К _ берегу, к (какому?) берегу, к высокому берегу.

Разделительный мягкий знак.

разделительным Ь. Подчеркни Ь и гласную букву после него.

Делай так. Вью га, листья , соловьи .

Разделительный твердый знак.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова с

разделительным Ъ. Выдели приставку. Подчеркни Ъ и

гласную букву после него.

Делай так. Съе зд, подъе м, отъе хал.

Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни

соединительную гласную. Запиши еще одно слово с этой

орфограммой.

Делай так. Водо воз, само лет.

НЕ с глаголом (орфограмма – пробел).

Выпиши глагол с не . Запиши еще два глагола с частицей не.

Подчеркни орфограмму.

Делай так. Не _ спит, не_ смотрел, не _ играл.

Правописание предлогов с местоимениями

(орфограмма – пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще

два местоимения с предлогами. Обозначь орфограмму.

Делай так. С _ ним, перед _ ним, у _ него.

Запятая в предложениях с однородными членами.

Выпиши предложение. Обозначь грамматическую основу

предложения. Обозначь однородные члены предложения и слово,

от которого они зависят. Выполни схему предложения.

Делай так. Сильный ветерсорвал листья с деревьев, разметал их

по дороге.

[ _____ ___ , ___ ] .

Запятая в сложном предложении.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни грамматические

основы. Выполни схему предложения. Подчеркни запятую.

Делай так. Дремлютрыбы под водой, почиваетсом седой.

[ _____ ___ ] , [ _____ ___ ].

Разбор предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения.

Обозначь части речи. Составь схему предложения. Выпиши из

предложения все словосочетания с вопросительными словами.

Делай так. Седые туманыплывут к облакам. (Предл.,

повеств, невоскл., простое)

[ _____ ___ ].

туманы (какие?) седые

плывут (куда? к чему?) к облакам

Выполнить разбор слова по составу.

Порядок разбора.

1. окончание

3.приставка

4. суффикс

Выполнить фонетический разбор слова (звуко – буквенный)

Например. Яма – 2 слога.

я -[й] - согл., мягк., зв., непарн.

[ а] - гласн., уд.

м -[м] - согл., тв., зв,непарн.

а - [а] - гласн., безуд.__________


Работа над ошибками.


Памятка для ученика 3 класса начальной школы.

Оформление предложения на письме.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву в первом слове предложения и знак препинания на конце.

Делай так. В ыпал пушистый снег. Д ети рады.

Пропуск, замена, искажение букв в слове.

Выпиши слово. Почеркни букву, в написании которой допущена ошибка.

Делай так. Зво нок, учен ик.

Перенос слова.

Выпиши слово. Раздели слово вертикальными палочками на слоги, а затем – покажи все способы переноса этого слова.

Делай так. О│си│на, оси – на.

4. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного

звука на письме.

Выпиши слово.Подчеркни мягкий знак и согласную

перед ним одной чертой. Запиши еще 2 слова на эту

орфограмму.

Делай так. Ель , маль чик, паль то.

5 . Гласные и, у, а после шипящих. Буквосочетания чк, чн,

нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни буквосочетание.

Запиши еще два слова.

Делай так. Малыши , карандаши,ши рина.

Ручк а, дочк а, удочк а.

6. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова с этой

орфограммой. Подчеркни большую букву в именах

собственных.

Делай так. М осква, В олга, Р оссия.

7. Проверяемые (парные) согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.

Проверь согласную. Выполни обозначения.

Делай так. Мороз – морозы , ягод ка – ягоды .

8. Удвоенные согласные буквы в слове.

Выпиши слово правильно. Запиши еще два однокоренных

Подчеркни двойную согласную.

Делай так. Групп а, групп овой, подгрупп а.

Правописание непроизносимых согласных.

Выпиши слово правильно. Подчеркни непроизносимую

согласную. Запиши проверочное слово. Обозначь орфограмму.

Делай так. Звезд ный – звезда .

Правило

В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся.
Например: звёздный, местный, здравствуй, солнце.

Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась.
Например: звёздный - звезда, местный - место, здравствуй - здравие, солнце - солнышко
.

Некоторые слова проверить нельзя.


ЗАПОМНИТЕ: чувство, лестница, праздник.

Если в сочетаниях согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.
Например: чудесно, любезный.


ИСКЛЮЧЕНИЯ :
Не чудесн о, не прекрасн о,
А ужасн о и опасн о
Букву Т писать напрасн о
В словах вкусн ый, интересн ый.

безгласный, интриганский, искусный, косный, опасный, ровесник, словесность, участвовать, чествовать, шествовать, яства.Пишется блеснуть (хотя блестеть), лестница (хотя лесенка), плеснуть (хотя плескать), склянка (хотя стекло).

Упражнения


Д - звез...ный, поз...но, праз...ник, сер...це.

Т - доблес.ный, грус.ный, кос.ный, ус.ный, лес.ница, окрестность, местность, свис.нул, извес.ный, прелес.ный, ярос.ный, чес.ный, счас.ливый, вес...ник, трос...ник, калус.ный, ненас.ный, радос.ный, час.ное, гиган...ский, облас.ной, влас.ный, крепос.ной.

В - чу...ство, здра...ствуй.
Л - со...нце.

СОЧЕТАНИЕ СН- ЗН


СН - чудес...но, прекрас.но, ужас...но опас.но, напрас.но, вкус...но, инте- рес.но, тес.ный, прес.ный, не- бес.ный, парус...ный, соглас.ный, безглас.ный, бессловес...ный.

ЗН - безобраз...ный, любез...ный, желез... ный, колхоз...ный, серьёз...ный, алмаз... ный.

НАПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМОЙ СОГЛАСНОЙ И СОЧЕТАНИЯМИ СН- ЗН

1. Звез...ный, поз...ний, праз...ничный, прекрас.ный, доблес.но, сер...це, ужас...ный, грус...но, серьёз...ный, чудес...ный, опас.ный, мес.ный, на- прасн...ый, ненас.но.

2. Вкус...ный, радос.но, интерес...ный, ярое...но, счас.ливо, трос.никовый, радос.но, капус.ный, ненас.ный, доблес.ный, прес.но, парус...ный, тес...но.

3. Соглас.ный, грус.ный, кос...ный, со...нце, бессловес.ный, мес.ность, напрас.но, влас...но, окрес.ность, лес.ница, свис.нул, извесный, ус..ный, вкус...но, прелес.ный.

4. Ярос.ный, счас.ливый, прес.ный, небес... ный, чес.ный, алмаз...ный, поз...но, безобраз...ный, любез...ный, праз...ник, вес...ник, опас.но, интерес... но, бессловес... но.

5. Чу....ствительный, трос...ник, радостный, час.ное, гиган...ский, желез...ный, колхоз...ный, облас.ной, влас...ный, крепос.ной, безобраз...но, чу...ство, здра...ствуй, любез...но.

6. Чудес...но, прекрасно, ужас...но, тес... ный, серьёз... но, безгласный, припоз...ниться, ус...но, праз...новать, любез...ничать, крас...ный, наез...ник, безобраз.. .ничать.


Запиши слова правильно .

Правописание непроизносимых согласных

Если в слове встречаются несколько согласных звуков подряд (например, в слове ЧЕСТНЫЙ – СТН, ЗАВИСТЛИВЫЙ – СТЛ, АГЕНТСТВО – НТСТВ и т. п.), то один из них может не произноситься. Такой звук называется НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ. Чтобы выяснить, имеется ли в слове непроизносимый согласный, нужно постараться подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится. Обычно для этого нужно, чтобы проверяемый согласный оказался перед гласным (ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТЕН) или в конце слова (ХРУСТНУТЬ – ХРУСТ).

Рассмотрим в качестве примеров слова ЗВЕЗ(?)НЫЙ, ЧЕС(?)НЫЙ, УЖАС(?)НЫЙ и ОПАС(?)НЫЙ. Убедиться, что в слове ЗВЕЗДНЫЙ между буквами З и Н нужна буква Д, можно с помощью проверочного слова ЗВЕЗДА. В нем этот согласный звук слышится очень хорошо, поскольку за ним следует гласный звук – А. Слово ЧЕС(?)НЫЙ можно проверить словом ЧЕСТЬ, в котором согласный Т оказывается в конце слова.

Слово ОПАСНЫЙ проверяется при помощи слова ОПАСЕН: выясняется, что в этом слове непроизносимого согласного нет. Для прилагательного УЖАСНЫЙ проверочным может служить слово УЖАС (конец слова) или УЖАСАТЬСЯ (позиция перед гласным). Оба проверочных слова указывают на то, что в этом слове нет непроизносимого согласного и «лишние» буквы писать не нужно.

Кроме этого, необходимо запомнить несколько слов, которые не поддаются проверке. Их написание следует выучить.

ПИШУТСЯ БЕЗ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ

1. Вопреки проверке без непроизносимых согласных пишутся слова БЛЕСНУТЬ (хотя БЛЕСТЕТЬ), СКЛЯНКА (хотя СТЕКЛО), СЕРЧАТЬ (хотя СЕРДИТЬСЯ), СКАТЕРКА (хотя СКАТЕРТЬ).

2. Без непроизносимых согласных пишутся непроверяемые слова ШЕСТВОВАТЬ, ЯСТВА, РОВЕСНИК, ЛОСНИТЬСЯ.

3. Пишется без непроизносимого согласного слово КОСНЫЙ, имеющее значение «отсталый, тяготеющий к старому, привычному» (косные убеждения).

ПИШУТСЯ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ

1. Вопреки проверке с непроизносимым согласным пишется слово ЛЕСТНИЦА (хотя ЛЕСЕНКА).

2. С непроизносимым согласным пишутся непроверяемые слова ЧУВСТВО, СВЕРСТНИК.

3. Пишется с непроизносимым согласным слово КОСТНЫЙ, образованное от слова КОСТЬ (костный мозг, костная ткань).

Упражнение

1. Есть здесь в каждом доме свой фатер, ужасно добродетельный и необыкновенно чес_н ый. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)

2. Он даже с Полиной небрежен до грубости; впрочем, с удовольствием уча_с твует в общих прогулках в город. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)

3. Княгиня вздрогнула – глядит Испуганно кругом, Ей ужас сер_ц е леденит: Не все тут было сном! (Н. А. Некрасов, «Русские женщины».)

4. Вы мне мерзки, гадки, чужой, да, чужой! – с болью и злобой произнесла она это ужас_н ое для себя слово «чужой». (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)

5. Он хотел только того, что получали его сверс_н ики. (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)

6. Хорхе Луис Борхес – живая легенда двадцатого века. Он родился в 1899 году – практически ровес_н ик века – в Аргентине.

7. Есть где-то такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нему на землю ночью перед светлым праз_н иком. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

8. Брат деда о. Павел рассказывал, что в молодости тот любил прихвас_н уть силой. Разгружают рожь - отодвинет работника, подставит плечо под пятипудовый мешок, другое - под второй такой же, и пойдет, не сгибаясь, к амбару. (А. Чудаков)

9. Небо, зеленые и синие леса, люди, возы с горшками, мельницы – все опрокинулось, стояло и ходило вверх ногами, не падая в голубую прекрас_н ую бездну. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

10. Он попал в прожекторную команду и как-то ночью по ошибке осветил не вражеский, а свой самолет. Смершевцы не дремали - его арестовали тут же, ночь он провел в ихней арес_н ой землянке, а утром его расстреляли, обвинив в преднамеренных подрывных действиях против Красной Армии. (А. Чудаков.)

11. Черти с собачьими мордами увивались около ведьм, будто парни около крас_н ых девушек. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

12. У бога есть длинная лес_н ица от неба до самой земли. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

13. Усталое со_н це уходило от мира, спокойно пропылав свой полдень и утро. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

14. Встают – встаю. Садятся – сяду. Стозначный номер помню свой. Лояльно благодарен Аду За звез_н ый кров над головой. (Г. Иванов)

15. Я вас люблю, хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напрас_н ый, И в этой глупости несчас_н ой У ваших ног я признаюсь! (А. С. Пушкин)

16. Но вот почу_с твовала она, кто-то дернул ее за шитый рукав сорочки. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

17. Дед, взявши за руку потихоньку, разбудил ее: «Здра_с твуй, жена! Здорова ли ты?» (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

18. Когда Сухов являлся, он выходил и вежливо говорил: «Извините, у нас сегодня пос_н ое. С волчатиной в последнее время туговато». (А. Чудаков)

19. Увы, закон земной свершая, В безвес_н ый мрак уйду и я, В ничто, где был ничем, не зная Ни слез, ни счастья бытия. (Дж. Н. Г. Байрон)

20. Ссыльно–поселенцы с первых дней бывали буквально потрясены: они попадали в курортное место; их окружала Казахская складчатая страна: миллион гектаров леса, десять озер, прекрас_н ый климат. (А. Чудаков)

21. Соглядатай праз_н ый, я ль не странен Дорогим мне пашням и лесам. (С. А. Есенин)

22. Четыре деревни одна за другой однообраз_н о вытянуты вдоль улицы. (А. И. Солженицын)

23. Одеяла она вытряхивала ежедневно во дворе, это надо было делать вдвоем, и бабка безжалос_н о отрывала всякого, кто случался дома, от его занятий. (А. Чудаков)

24. Первые струи тумана еще только начинали просачиваться через решетку ограды, и видимость была прекрас_н ая. (А. и Б. Стругацкие)

25. И вдруг снова, гораздо уже я_с твенней, чем прежде, донесся человеческий крик – команда или, может, ругательство... (В. Быков)

26. Как редко, однако, встречается истинное сродство душ в наш убогий, кос_н ый, себялюбивый век! (Э. Т. А. Гофман)

27. – А затем, – ответил Корнилов с великолепной легкостью, – затем, дорогой, что Ветзооинститут у нас покупает кос_н ый материал. (Ю. Домбровский)

28. Для тайных дум я пренебрег И путь любви и славы путь, Все, чем хоть мало в свете мог Иль отличиться, иль блес_н уть… (М. Ю. Лермонтов)

29. Часто по склону холма густорунные овцы пасутся, Медленно идя туда, куда их на пас_б ище тучном Свежая манит трава, сверкая алмазной росою; Сытые прыгают там и резвятся, бодаясь, ягнята. (Лукреций, «О природе вещей».)

Звонкие и глухие согласные

Различаются слова с проверяемыми и непроверяемыми (или труднопроверяемыми) согласными.

1. Для проверки написания первых существует такое правило: слова, содержащие неясные согласные, нужно изменить (взять другую форму того же слова) или подобрать родственные слова, с тем чтобы в том или другом случае за проверяемым согласным следовал гласный звук, например: косьба (косить) резьба (резать); вперемежку (перемежаться; например: Теплые дни вперемежку с холодными) вперемешку (перемешать; например: Валялись вперемешку семена разных трав).

В ряде случаев для правильного написания согласной можно изменить слово так, чтобы после согласной оказалась не гласная, а согласная р , л, м, н, в, например: штраф штрафной, зубки зубной, бегство беглый, вымок мокрый.

2. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется в словарном порядке, то есть по орфографическому словарю. Например, пишем: вокзал, мундштук, футбол, ягдташ.

Примечания. 1. В слове свадьба пишется д (ср.: свадебный), хотя в однокоренных словах сват и сватать пишется т. Слово лестница пишется с буквой с (хотя лезу).

2. В некоторых словах иноязычного происхождения написание согласной нельзя проверить однокоренным словом, например: абстракция (хотя абстрагировать), транскрипция (хотя транскрибировать) и т.п.

Запомните написания слов: копчик (конечность позвоночника), кобчик (птица), асбест, деревяшка, копчушка, сёмужка (от сёмга).

Непроизносимые согласные

В группе согласных вств, здн, ндск, стл, стн и др. один из согласных может не произноситься, например: грустный, свистнуть. В таких случаях написание слова требует проверки: слово нужно изменить или подобрать однокоренное слово так, чтобы после первой или второй согласной этой группы стояла гласная: грустный грустить, грустен (ср.: вкусный, вкусен); свистнуть свистеть.

Непроизносимые согласные пишутся в таких словах:

безвестный, властный, гигантский, голландский, горестный, девственный, дилетантский, доблестный, здравствовать, корыстный, костный, местный, ненавистный, прелестный, сверстник, сердце, солнце, целостный, явственный, яростный, счастливый.

Не следует писать согласный т в словах: безгласный, вкусный, искусный, косный (отсталый, реакционный), опасный, ровесник, словесность, ужасный.

Не следует вставлять лишний согласный в сочетаниях ств в таких словах: участвовать, чествовать, шествовать, яства (еда).

Исключения: блеснуть (хотя блестеть), плеснуть (хотя плеск), лестница (хотя лесенка), склянка (хотя стекло).

Буквы щ, ч и сочетания согласных

шч, жч , сч, зч, стч, здч

Чтобы знать, в каких случаях следует писать щ, а в каких шч, или жч, или сч, или зч, или стч, или здч, надо анализировать состав слова.

Щ пишется в тех случаях, когда целиком относится или только к корню, или только к суффиксу, например: щетка, щука, прощу, ищу, вощаной (от воск), дощатый (от доска), погонщик (от погонять), женщина (ср. жена).

Сч пишется на стыке приставки и корня, когда с относится к приставке, а ч к корню, например: счесть, бесчестный, исчерпать, чересчур.

Шч, жч, сч, зч, стч или здч пишутся:

1) на стыке корня и суффикса, если суффикс начинается с ч и этому звуку предшествуют согласные ш, ж, сз, cm, зд корня, например: перебежчик (ср.: перебежать), перевозчик (ср.: перевозить), разносчик (ср.: разносить), объездчик (ср.: объездить);

2) в основах, оканчивающихся на сочетания шк, жк, ск, стк, зк или здк, или при замене суффикса вместо к в этих сочетаниях появляется звук ч, например: резче (резкий).

Примечание. В словах счастье, песчаный пишется сч.

-к, -ч, -ц, перед суффиксами, начинающимися с н, пишется ч (хотя в некоторых из этих слов произносится ш: скучно (скука), конечно (конец).

Так же пишутся женские отчества, производимые от мужских отчеств на -ич, например: Ильинична, Саввична.

В словах, произведенных от основ на -х, перед суффиксом -н- пишется ш, например; наушник (ухо),

Двойные согласные

1. В корнях русских слов двойные согласные встречаются редко. Так, двойное с пишется в слове ссора и однокоренных с ним; двойное ж пишется в слове жжение и однокоренных с ним. Ср.: возжечь (воз+жечь) возжжешь (воз+жжешь), также возжженный.

При чередовании зг - зж, зд - зж пишется не двойное ж, а зж (вопреки произношению), например: визг визжать, приезд приезжать.

2. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач (главный врач).

Примечание. В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грампластинка.

3. В словах, образованных от слов, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, например: группа группка, диаграмма диаграммка, программа программка, балл девятибалльный, галл галльский, гунн гуннский, компромисс компромиссный и т.д. Ср.: Каннский кинофестиваль, боннское правительство, Лозаннская конференция и т.п.

Но в ряде слов, а также в уменьшительных собственных именах лиц в рассматриваемом случае пишется одна согласная, например:

а) кристалл кристальный, оперетта -оперетка, колонна - колонка, тонна трехтонка, финн финка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-), финский;

б) Алла Алка, Анна Анка, Кирилл Кирилка, Римма Римка, Савва Савка, Филипп Филипка, Эмма Эмка.

4. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: воззвание, поддержка, рассвет. Ср.: податься поддаться; Дверь подалась под ударами (перестала оставаться в первоначальном положении). Дверь поддалась ударам лома (не сдержала напора, нажима).

5. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется в словарном порядке, например: аккредитив, апелляция, аппендицит, босс, гиппопотам, дилемма, дистиллировать, идиллия, индифферентный, иррациональный, коллегия, колледж, коррозия, коррупция, коэффициент, сеттер, симметрия, стеллаж, троллейбус, хлорофилл, эксцесс, эллипс и др.

С одной согласной пишутся слова: агрегат, алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, баркарола, вернисаж, волейбол, галерея, десант, десерт, дилетант, импресарио, карикатура, катар, лилипут, привилегия, продюсер, пудинг, расизм, ресурсы, тротуар и др.

В суффиксе -есс- пишутся два с (поэтесса, стюардесса), в суффиксе -ис- одно с (актриса, директриса).

Наиболее употребительные слова с удвоенными согласными:

агрессор

коллегия

пассивный

коллектив

аккуратный

пессимизм

аннулировать

но колонка

апелляция

программа

комиссия

прогресс

Выбор редакции
ЕГИПЕТ Рамсес II Великий - фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1289 - 1222 гг. до н. э., из XIX династии. Сын Сети I....

ГРАН Мера массы (веса) в различных странах. В английской системе мер 1 гран = 64,8 мг. Аптекарская мера в различных странах....

Моисей родился у одного еврея, происходившего из колена Левиина. Мать три месяца скрывала сына от египтян. Но когда дольше нельзя было...

В детстве блюда с использованием гороха мы называли музыкальными. Ветрогонного эффекта в кишечнике и метеоризма в желудке можно избежать,...
Самым универсальным гарниром принято считать картошку. Приготовить ее можно различными способами – и потушить, и зажарить, и запечь, и...
Борщ с фасолью - вкусное первое, о происхождении которого все еще ведутся споры, навсегда вошел в меню домашних обедов. В блюде нет...
Оказавшись во сне в хирургической палате лечебного учреждения обязательно узнайте: к чему снилось операционное вмешательство. Такое...
Нумерология является древней и интересной наукой, которая позволяет определить не только психологический портрет личности, но и узнать...
Заправочные супы. Использование отделочных полуфабрикатов, фаршей и начинок в кондитерском производстве дипломная работа 2.4 Общие...